Учет товаров в организациях розничной торговли (аптека)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Выбор темы курсовой работы связан в первую очередь с тем, что основным видом деятельности аптеки ООО «Гармония» является розничная торговля, поэтому возникла необходимость изучения товарных операций, как совокупности действий, связанных с приобретением товаров и их дальнейшей перепродажей по более высокой стоимости. Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что эффективность тактического и стратегического управления организациями торговли во многом зависит от достоверности, своевременности и полноты учётной и отчётной информации о состоянии, движении и использовании товарных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

бух.учет.курсовая.docx

— 99.18 Кб (Скачать)

    Пунктом 7.1 ОСТ (Отраслевые стандартаы 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - ОСТ), утвержденным приказом Минздрава России от 04.03.2003 г. N 80)установлено, что аптечные организации ведут оперативный и бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей по установленным формам в соответствии с действующим законодательством [21].

    Учет  движения лекарственных средств  и других медицинских товаров  строится на основании Методических рекомендаций для практических и  научных работников "О внутриведомственном первичном учете лекарственных средств и других медицинских товаров в организациях розничной фармацевтической (аптечной) сети всех организационно-правовых форм, расположенных на территории РФ," утвержденных Минздравом России 14.05.1998 г. N 98/124.

    Законодательство  требует организацию контроля приемки  медицинских товаров независимо от источника их поступления, который  проводится с целью предупреждения поступления в аптеку некачественных лекарственных средств. При этом необходимо соблюдение:

    1) соответствия поступающих лекарственных  средств требованиям по показателям "Описание", "Упаковка", "Маркировка";

    2) правильности оформления расчетных  документов (счетов);

    3) наличия сертификатов качества (паспортов)  производителя и других документов, подтверждающих качество лекарственных средств.

    Не  допускается реализация препаратов с истекшими сроками годности, не соответствующих требованиям  к качеству, стандартам, или без  документов.

    В организациях розничной аптечной сети установлены следующие основные первичные документы[24]:

- штамп приемки (форма № А-1.1). При приемке товаров на экземпляре сопроводительного документа, который остается у материально ответственного лица и в дальнейшем прилагается к товарному отчету, проставляется штамп приемки, который хранится у руководителя аптеки;

- акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товара (форма № А-1.2) составляется приемной комиссией в тех случаях, когда установлены недостача, бой, брак и порча товаров. На основании Акта предъявляются претензии и иски о возмещении излишне уплаченных сумм. Акт составляется в трех экземплярах;

- акт о приеме медицинского товара, поступившего без счета поставщика (форма № А-1.4) применяется для оформления приема и оприходования фактически полученного товара, поступившего без счета поставщика. Акт составляется комиссией в двух экземплярах. Первый - прилагается к отчету материально ответственного лица, второй - остается у него;

- приемная квитанция (по приему лекарственного растительного сырья от населения) (форма № А-1.5) применяется в фармацевтических организациях для учета и расчетов за принятое от населения лекарственное растительное сырье. Квитанция выписывается лицом, ответственным за заготовку лекарственного растительного сырья, в трех экземплярах. Первый экземпляр является основанием для выдачи денег из кассы и одновременно служит   расходным кассовым ордером, второй - прилагается к отчету материально ответственного лица, третий - выдается заготовителю.

- реестр свободных розничных цен (форма № А-1.11). Аптечные розничные организации, осуществляющие реализацию медицинской продукции по свободным розничным ценам, в реестрах фиксируют эти цены, уровень применяемых торговых и снабженческо-сбытовых надбавок. Свободные отпускные цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги) указываются в установленном порядке поставщиком в расчетно-платежных, а также первично-учетных документах (товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, платежных требованиях и др.). В данных документах суммы акциза, налога на добавленную стоимость, лицензионного сбора по алкогольной продукции указываются в установленном порядке отдельной строкой. Оформленный реестр розничных цен служит документальным обоснованием начисления торговой наценки.

     В начале своей деятельности аптека ООО  «Гармония» допустила прием медицинских препаратов от поставщика без товаросопроводительных документов, не оформили акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика, что является нарушением ПБУ №34н,  ФЗ №129-ФЗ п. 1, в котором говорится, что все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами.

     При организации бухгалтерского учета  товаров предприятие розничной  торговли руководствуются Положением и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов (ПБУ 5/01), Инструкцией по применению Плана счетов, а также иных нормативных актов.

     В соответствии с п. 2 ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н. материально-производственные запасы, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи, именуются товарами. Таким образом, готовые лекарственные средства и изделия медицинского назначения, приобретаемые аптеками для дальнейшей реализации, признаются товарами и соответственно учитываются на счете 41 "Товары".

     Аналитический учет приобретенных товаров в  организациях розничной торговли организуется на счете 41 «Товары», субсчет 2 «Товары  в розничной торговле». Оборот по дебету этого счета показывает общую стоимость поступивших, оборот по кредиту – выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода.

     Товары, приобретенные торговой организацией для продажи, принимаются к учету по стоимости их приобретения (п.13 ПБУ 5/01).

     Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок) (п.13 ПБУ 5/01).

     Таким образом, организация розничной  торговли вправе самостоятельно выбрать  один из вариантов бухгалтерского учета  приобретенных для перепродажи товаров:

     1) по стоимости их приобретения;

     2) по продажной цене.

     Выбранный вариант должен быть отражен в  приказе об учетной политике организации.

     Если предприятие розничной торговли находится на уплате единого налога на вмененный доход (ЕНВД), то товар учитывается как обычно либо по «покупным» ценам, либо по «продажным» ценам с применением счета 42 «Торговая наценка». Следует отметить что предприятия, переведенные на уплату ЕНВД, не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ) (ст. 346.27 НК РФ) [2]. При приобретении товара сумма НДС отдельно не выделяется и включается в себестоимость приобретенного товара.

     Если  в соответствии с учетной политикой  бухгалтерский учет товаров ведется по стоимости приобретения, то товары принимаются к учету по фактической себестоимости, под которой понимается сумма фактических затрат на приобретение товаров, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

     В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 к фактическим затратам на приобретение относятся:

     1) покупная цена товаров, т.е.  суммы, уплачиваемые в соответствии  с договором поставщику (продавцу);

     2) суммы, уплачиваемые организациям  за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

     3) таможенные пошлины;

     4) невозмещаемые налоги, уплачиваемые  в связи с приобретением товаров;

     5) вознаграждения, уплачиваемые посреднической  организации, через которую приобретены товары;

     6) затраты по заготовке и доставке  товаров до места их использования,  включая расходы по страхованию  товаров. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по; затраты по содержанию заготовительно складского подразделениям организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщикам (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;

     затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнении работ и оказанием услуг;

     иные  затраты, непосредственно связанные  с приобретением материально-производственных запаосов.

     Не  включаются в фактические затраты  на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и  иные аналогичные расходы, кроме  случаев, когда они непосредственно  связаны с приобретением материально-производственных запасов.

     Организация торговли (в том числе розничной) вправе транспортно-заготовительные  расходы, производимые до момента передачи товаров в продажу, учитывать в составе расходов на продажу (на счете 44 «Расходы на продажу») (п.13 ПБУ 5/01).

     Для учета наличия и движения товаров  в организациях розничной торговли Планом счетов бухгалтерского учета предназначен субсчет 2 «Товары в розничной торговле» счета 41 «Товары».

     Приобретение  товаров оформляется следующими проводками:

     Дебет 41»Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

     Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» - приняты к учету товары по стоимости приобретения;

     Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 3 « НДС по приобретенным материально-производственным запасам»

     Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» - отражена сумма НДС, уплаченная (подлежащая уплате) при приобретении товаров.

     Согласно  пп.2 п.2 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ после  принятия на учет приобретенных товаров сумму НДС, предъявленную поставщиком и уплаченную ему, при наличии счета-фактуры поставщика организация имеет право принять к вычету. Вычет предоставляется только в том случае, если организация является плательщиком НДС.

     Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС»

     Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 3 « НДС по приобретенным материально-производственным запасам» - принята к вычету сумма НДС.

     Если  предприятие является плательщиком ЕНВД, то приобретение товаров оформляется следующими проводками:

     Дебет 41»Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

     Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» - приняты к учету товары по стоимости приобретения.

     При учете товаров по продажным ценам  используется счет 42 «Торговая наценка». При данном способе учета в  момент оприходования товаров на счете 41»Товары», формируется их розничная  продажная цена, включающая сумму  НДС (цена товаров = покупная стоимость товара + торговая наценка + НДС с продажной стоимости):

     - в корреспонденции с кредитом  счета 60 «Расчеты с поставщиками»  отражается стоимость приобретения товаров (без НДС);

     - в корреспонденции с кредитом  счета 42 «Торговая наценка» отражается  сумма торговой наценки.

     Согласно  учетной политики в аптеке ООО «Гармония» учет товаров производится по продажным ценам (Приложение А). Так как предприятие розничной торговли аптеки ООО «Гармония» является плательщиком ЕНВД, в бухгалтерском учете поступление товаров оформляется следующими проводками:

     Дебет 41/2 Кредит 60 оприходованы товары от поставщика вместе с НДС;

     Дебет 41/2 Кредит 42 сумма торговой наценки;

Информация о работе Учет товаров в организациях розничной торговли (аптека)