Учет товаров в организациях розничной торговли (аптека)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Выбор темы курсовой работы связан в первую очередь с тем, что основным видом деятельности аптеки ООО «Гармония» является розничная торговля, поэтому возникла необходимость изучения товарных операций, как совокупности действий, связанных с приобретением товаров и их дальнейшей перепродажей по более высокой стоимости. Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что эффективность тактического и стратегического управления организациями торговли во многом зависит от достоверности, своевременности и полноты учётной и отчётной информации о состоянии, движении и использовании товарных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

бух.учет.курсовая.docx

— 99.18 Кб (Скачать)

     Если  при приемке товаров обнаружена недостача товаров по вине поставщика или транспортной организации, то предъявление претензии отражается записью:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям» на сумму недостачи, включая НДС;

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     Если  недостача товаров произошла  по вине работника организации, то на сумму недостачи, включая НДС, составляются проводки:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Дебет 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

     Если  количество и качество не соответствует  документам, то нужно составить акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме товара по форме № А-1.2. Этот документ нужен для предъявления претензии поставщику, а в случае необходимости - иска в арбитражный суд о возмещении излишне уплаченных сумм.

     Согласно  договора поставки товара, заключенного между ООО «Гармония» и ООО «Протек», в случае нарушения договора поставки товара предусмотрены штрафы. На расчетный счет ООО «Гармония» в июле 2009 года за нарушение условий договора от ООО «Протек» поступил штраф. Аптека ООО «Гармония» отнесла данный вид поступления на доход от обычного вида деятельности, что недопустимо. Согласно п. 7  ПБУ 9/99 штрафы являются прочим доходом.

     Таким образом, бухгалтерский учет товарных операций в  исследуемой организации в целом ведется в соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г №129-ФЗ, Положением о ведении учета и отчетности в Российской Федерации (приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.98г. №34Н).

     В ходе изучения товарных операций  ООО «Гармония» были установлены следующее недостатки в организации учета:

  • Не на всех счет- фактурах проставляются подписи и их расшифровки уполномоченных на то лиц, что является нарушением п. 13 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности[116],
  • Не составляется акт о приемке медицинских препаратов при приемке медикаментов от поставщиков без товаросопроводительных документов, что является нарушением п. 12 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности[16],
  • Штрафы, поступающие в организацию от поставщиков признаются доходами от обычных видов деятельности, что является нарушением п. 7 ПБУ 9/99,

       Устранение  выявленных недостатков позволит улучшить организацию учета товарных операций ООО «Гармония».

       Для  формирования полного представления о постановке учета товарных операций ООО «Гармония», помимо выявления недостатков в организации учета поступления товаров, важно также рассмотреть постановку учета реализации товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Документальное оформление, учет реализации и прочего выбытия товаров

     Федеральным законом РФ от 17.07.2009 г. N 162-ФЗ статья 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которым организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) [5].

     Пунктом 6.14 Отраслевого стандарта "Правила  отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 (в ред. от 18.04.2007 г.), установлено, что контрольно-кассовые аппараты аптечной организации должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения аптечной организации в установленном порядке. С учетом части 2.1 статьи 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ такое требование Стандарта означает только то, что если аптечная организация применяет ККМ, то они должны быть зарегистрированы в налоговых органах.

     Аптека  ООО «Гармония» осуществляет продажу  лекарственных средств с применением  ККМ за наличный расчет.

     Главной задачей аптечной организации является обеспечение населения лекарственными средствами (в т.ч. гомеопатическими) и другими товарами аптечного ассортимента.

     Восьмой раздел Правил продажи отдельных  видов товаров называется «Особенности продажи лекарственных средств  и изделий медицинского назначения» (Особенности продажи лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения – Постановление Правительства РФ от 19.01.98 N 55 (ред. от 02.10.99)) [7]. В соответствии с ним:

     -продавец должен предоставить покупателю информацию о правилах отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

     -лекарственные препараты и изделия медицинского назначения до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе (поставщике);

     -продажа лекарственных препаратов (дозированных лекарственных средств, готовых к применению и предназначенных для профилактики и лечения заболеваний человека и животных, предотвращения беременности, повышения продуктивности животных) осуществляется в соответствии с ФЗ «О лекарственных средствах».

     Аптечные  организации обязаны продавать  лекарственные средства только в готовом для употребления виде и количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений, обязаны обеспечивать установленный минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи [4].

     Правила продажи отдельных видов товаров  утверждены Постановлением Правительства  РФ от 19.01.98 г.  № 55 (с изменениями  и дополнениями Постановления от 6.02.2002г. № 81). Эти правила разработаны в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

     Реализация  лекарственных средств в аптечных организациях подчиняется Отраслевым стандартам 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - ОСТ), утвержденным приказом Минздрава России от 04.03.2003 г. N 80.

     Материально ответственные лица аптек составляют товарные отчеты по форме N А-2.28. В приходной части отчета нужно записать все документы, которыми оформлено поступление товаров. В расходной части отчета нужно указать общую сумму продажи лекарств, используя показатели счетчиков кассовых аппаратов. Товарный отчет составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр отдается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.

     Реализация  лекарственных средств (как готовых, так и изготовленных аптечным предприятием) и изделий медицинского назначения осуществляется в общеустановленном порядке с применением счета 90 "Продажи":

     Дебет счета 50 "Касса", Кредит счета 90, субсчет 1 "Выручка"-

     -на сумму выручки от реализации товаров, поступившую в кассу предприятия;

     Дебет счета 90 субсчет 3 "Налог на добавленную  стоимость", Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам"-

     -на сумму налога на добавленную стоимость, исчисленного с объема реализации товаров;

     Дебет счета 90 субсчет 2 "Себестоимость  продаж", Кредит счета 41 "Товары" -

     -на сумму продажной стоимости реализованного товара (себестоимости изготовленных лекарственных средств);

     Дебет счета 90 субсчет 2 "Себестоимость  продаж", Кредит счета 42 "Торговая наценка"-

     -методом «красного сторно» на сумму торговой наценки, относящейся к реализованным товарам.

     При подтверждении брака лекарственных  средств, с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, они подлежат изъятию и уничтожению. Инструкцией  о порядке уничтожения лекарственных средств, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 декабря 2002 года №382, установлены особенности уничтожения лекарственных средств.

     При уничтожении лекарственных средств  комиссией по уничтожению лекарственных  средств составляется акт, в котором  указываются:

     дата, место уничтожения;

     место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;

     основание для уничтожения;

     сведения  о наименовании (с указанием лекарственной  формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого  лекарственного средства, а также о таре или упаковке;

     наименование  производителя лекарственного средства;

     наименование  владельца или собственника лекарственного средства;

     способ  уничтожения.

     Акт по уничтожению лекарственных средств  подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение лекарственного средства».

     Аптечное  учреждение при списании просроченных либо испорченных лекарственных  средств может использовать формы  №ТОРГ-15 и №ТОРГ-16, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации  от 25 декабря 1998 года №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» [5].

     Также в случае выявления испорченных  лекарственных средств можно  использовать формы, приведенные в  Методических рекомендациях №98/124.

Акт о порче  товарно-материальных ценностей по форме №А-2.18 составляется аптечным учреждением в момент выявления  факта порчи или при проведении инвентаризации. Данный акт составляется в трех экземплярах отдельно по каждой группе ценностей (медикаменты, тара и так далее) в момент выявления факта порчи или при инвентаризации специально назначенной инвентаризационной комиссией с установлением причин порчи и виновных лиц.

     В акте списания медикаменты и тара указываются по действующим ценам. К акту прилагаются объяснения виновных в порче ценностей. Два экземпляра акта направляются на утверждение в соответствии с установленными правилами. Третий экземпляр должен храниться у материально ответственного лица и прилагается к товарному отчету при списании ценностей.

     Аптечное  учреждение для уничтожения лекарственных  средств с истекшим сроком годности должно заключить договор со специализированной организацией. При передаче лекарственных средств для уничтожения оформляется соответствующий акт.

     На  стоимость услуг по уничтожению  лекарственных средств аптечному  учреждению выставляется счет-фактура  и акт приемки выполненных  работ, на основании которых в  учете аптечного учреждения отражаются расходы по уничтожению лекарственных  средств.

     В бухгалтерском учете аптечного  учреждения первоначально суммы  потерь от списания лекарственных средств, срок годности которых истек, должны быть отражены проводкой:

     Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41-2 отражена сумма потерь от списания лекарственных средств.

     Так как аптечное учреждение ООО «Гармония» ведет учет лекарственных средств по продажным ценам (с применением счета 42 «Торговая наценка») прежде чем составлять вышеприведенную проводку, нужно списать сумму наценки, относящуюся к испорченным лекарственным средствам:

Корреспонденция счетов Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 42 «Торговая наценка.

     В последующем суммы потерь от списания лекарственных средств с истекшим сроком годности списываются либо на виновных лиц, либо относятся на финансовый результат: Дебет 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 91 субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 94.

Информация о работе Учет товаров в организациях розничной торговли (аптека)