Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа
Цель данной работы – изучение учета товарообменных операций.
Объектом исследования данной работы являются бартерные операции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные понятия товарообменных операций;
- рассмотреть учет товарообменных операций в бухгалтерском учете;
Введение 3
1. Теоретические аспекты товарообменных (бартерных) операций и их роль в условиях формирования рыночных отношений……………………
1.1. Сущность товарообменных (бартерных) операций…………………...
1.2. Правовые особенности, отличительные признаки договора мены и его документальное подтверждение………………………………………..
1.3. Паспорт бартерной сделки……………………………………………...
1.4. Регулирование бартерных сделок………………………………………
5
5
9
16
18
2. Отражение в бухгалтерском учете товарообменных (бартерных) операций ……………………………………………………………………...
2.1. Учет товарообменных (бартерных) операций в бухгалтерском учете.
2.2. Налоговый учет внешнеторговых бартерных сделок…………………
2.3. Безотзывной документарный аккредитив.……………………………
21
21
29
32
3. Совершенствование учета товарообменных (бартерных) операций 35
Заключение…………………………………………………………………… 46
Список использованной литературы……………………………………….. 47
В условиях либерализации валютного законодательства в ближайшем будущем в стране возможен в законодательном порядке переход от уголовного преследования участников ВЭД за нарушение правил международной торговли и валютных операций к эффективным мерам административного воздействия (предупреждения, штрафы, лишение лицензий и т. д.). В связи с этим данная система легко может быть преобразована в таможенно-банковско-налоговый валютный мониторинг (ТБНВМ).
Создание в стране ТБНВК и внедрение автоматизированной системы оперативного обмена и обработки информации по проводимым резидентами и нерезидентами валютным операциям позволит заменить ныне существующий механизм взаимодействия агентов валютного контроля посредством письменных запросов по отдельным, сомнительным операциям на механизм сплошного автоматизированного контроля, повысить его эффективность и оперативность.
Принципиально данную схему можно представить в следующем виде.
Предлагаемая структурно-технологическая схема таможенно-банковско-налогового валютного контроля
информ. о постановке резидентов
на
учет в налоговом органе
списки уполномоч. банков
совместные нормативные акты по ТБНВК
списки уполномоченных банков и оттиски печатей
электронная база ПС
ПС (в 2 экз.) + копия контракта
+ обоснов. док-ты
ПС (1 экз.) + контракт
удостоверен.
ксерокопия ГТД
-уведомление
об открытии(закрытии)
счета за пределами терр.
РФ;
- сведения о платежах и др.
док-ты
В последние годы таможенным органам удалось значительно пошатнуть позиции теневого бизнеса. В легальный сектор экономики выведена значительная часть товарных потоков, традиционно оформлявшихся по скрытым, в том числе криминальным, схемам. Налажен конструктивный диалог с предпринимательскими кругами по многим вопросам. В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений деятельности таможенных органов следует считать повышение эффективности их взаимодействия с крупными участниками ВЭД по упрощению процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств при перемещении через таможенную границу РФ и осуществлению валютного контроля за ними.
Учитывая особую значимость крупных участников ВЭД в поступлении в страну экспортной валютной выручки и в объемах платежей за импортируемые товары, а также в формировании доходной части федерального бюджета, таможенные органы постоянно совершенствуют взаимодействие с ними. Найдены пути решения вопросов организации валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров, осуществляемого крупными участниками ВЭД по нескольким технологически связанным контрактам. С целью создания равных условий для всех участников ВЭД по использованию специальных упрощенных процедур таможенного оформления товаров и упрощению таможенного валютного контроля за ними в диссертации обоснована целесообразность разработки Федеральной таможенной службой России и внедрения в практику деятельности таможенных органов специальных схем их взаимодействия не только с крупными участниками ВЭД, но и со средними законопослушными участниками ВЭД. Это позволит таможенным органам повысить действенность таможенного валютного контроля за осуществлением данной категорией участников ВЭД экспортно-импортных операций и внешнеторговых бартерных сделок. [21]
Требует совершенствования и законодательная база валютного контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок. Представляется целесообразным в ближайшее время устранение нашими законодателями возникшей правовой коллизии между нормами Федеральных законов РФ от 08.12.2003 г. №164-ФЗ и от 10.12.2003 г. №173-ФЗ. Суть проблемы состоит в том, что в Федеральном законе №164-ФЗ внешнеторговые бартерные сделки отнесены к текущим валютным операциям, а в Федеральном законе №173-ФЗ вообще отсутствует определение понятия «текущие валютные операции». Такая ситуация с различным формулированием основных понятий, используемых в двух Федеральных законах, принятых практически одновременно, создает их неоднозначное толкование, усложняет определение сроков исполнения внешнеторговых бартерных сделок, а также осуществление контроля за ними со стороны таможенных органов.
В соответствии со статьей 395 Таможенного кодекса РФ Федеральная таможенная служба России теперь выполняет новую функцию - ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ИС). В настоящее время сформирован механизм защиты прав правообладателей, который в целом соответствует международным стандартам защиты интеллектуальной собственности. Создана правовая база взаимодействия таможенных органов с иными правоохранительными и контролирующими органами, налажено взаимодействие с Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, выполняющей функции федерального органа исполнительной власти в области интеллектуальной собственности.
На внешнюю торговлю услугами и интеллектуальной собственностью в полном объеме распространяются порядок государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок и порядок контроля за их осуществлением. Но в отличие от порядка организации контроля за экспортом и импортом товаров, валютными операциями и бартерными сделками, который в валютном законодательстве РФ прописан достаточно четко, с определением перечня документов для его осуществления, порядок проведения таможенного контроля за внешней торговлей услугами и интеллектуальной собственностью в действующем законодательстве является наименее разработанным.
Включение объекта интеллектуальной собственности в реестр ФТС России и усиление контроля со стороны таможенных органов за соблюдением законодательства РФ в этой области по соответствующим группам товаров в значительной мере способствовали упорядочиванию данного товарооборота, направлению его в цивилизованное русло.
Рис.1.
Динамика товарных знаков
и выявленных таможенными
органами нарушений
объектов интеллектуальной
собственности в 2000
– 2005 годах
Источник:
Материалы III Всероссийского совещания
руководителей таможенных органов РФ
26-27.02.2004 г.; Материалы коллегии ФТС России
17.02.2006 г.
На рисунке 1 видно, что с момента передачи ФТС России полномочий на ведение реестра объектов ИС количество зарегистрированных товарных знаков с 2004 по 2005 год увеличилось на 37% (с 404 до 556 ед.), что способствовало поддержке отечественных производителей интеллектуального продукта методами таможенного регулирования. Темпы роста регистрации товарных знаков возрастают. В настоящее время налажено взаимодействие структур, осуществляющих таможенный валютный контроль, с правообладателями и их объединениями. Кроме того, в последние два года активизировалась работа таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Только в 2005 году таможенными органами было выявлено 850 случаев перемещения через таможенную границу РФ товаров, содержащих объекты ИС и имеющих признаки контрафактных, что в 5 раз превышает показатель 2004 года (164 нарушения). [27]
Учитывая
то, что экспорт услуг и
В связи с возложением на ФТС России Таможенным кодексом РФ функций по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, по нашему мнению, представляется целесообразным:
-для усиления контроля за данной сферой деятельности сформировать в таможенных органах специализированные подразделения по защите прав интеллектуальной собственности и осуществлению валютного контроля за ней;
-для активизации работы
-учитывая сложность контроля со стороны таможенных органов за объектами интеллектуальной собственности на данном этапе, временно распространить на эти объекты систему управления рисками (СУР).
Среди иных путей повышения эффективности валютного контроля за внешнеторговыми операциями следует выделить активизацию борьбы с так называемыми «фирмами-однодневками». Практика работы таможенных органов показывает, что часто внешнеторговые валютные операции совершаются с участием фиктивных предприятий. Простота и доступность регистрации юридических лиц, отсутствие должного учета и контроля за учредителями таких предприятий порождают условия, при которых дешевле создать новое предприятие, чем платить таможенные пошлины и налоги.
В борьбе с подобными нарушениями, на наш взгляд, существенную роль оказало бы ужесточение разрешительной процедуры деятельности фирм путем совершенствования законодательства о государственной регистрации юридических лиц. Заслуживает внимания также объединение фирм в союзы. При решении данного вопроса в наших условиях не следует спешить и с упрощением процедуры получения лицензии. Полезным было бы и включение представителей таможенных органов в состав ликвидационных комиссий предприятий-нарушителей валютного и таможенного законодательства с тем, чтобы у нарушителей имелась меньшая возможность избежать подписания акта результатов проверки или уплаты штрафов за нарушения административных правил путем официальной ликвидации предприятия.
Учитывая важность борьбы с нарушениями валютного законодательства для международного престижа нашей страны, по мнению автора, представляется целесообразной постановка вопроса об укреплении сотрудничества таможенных органов с другими контролирующими структурами по организации валютного контроля за осуществлением внешнеторговых операций. Речь идет об активном использовании таможенными органами информационных баз ФНС России, Росфиннадзора, Минэкономразвития РФ, МВД России, ЦБ России и других структур в выявлении и пресечении правонарушений, связанных с проведением внешнеторговых операций. В настоящее время обособленность и закрытость каждой из этих структур не позволяет другим ведомствам в полной мере пользоваться накопленными базами данных и наработками в этой сфере деятельности. С государственной точки зрения назрела необходимость создания в стране единой информационной базы данных, связанной с нарушениями налогового и валютного законодательства, которой могли бы в пределах своей компетенции пользоваться в необходимых случаях правоохранительные и экономические ведомства. Для этого целесообразно создать в стране единый информационно-аналитический центр.