Учет товарообменных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение учета товарообменных операций.
Объектом исследования данной работы являются бартерные операции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные понятия товарообменных операций;
- рассмотреть учет товарообменных операций в бухгалтерском учете;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты товарообменных (бартерных) операций и их роль в условиях формирования рыночных отношений……………………
1.1. Сущность товарообменных (бартерных) операций…………………...
1.2. Правовые особенности, отличительные признаки договора мены и его документальное подтверждение………………………………………..
1.3. Паспорт бартерной сделки……………………………………………...
1.4. Регулирование бартерных сделок………………………………………
5
5
9
16
18
2. Отражение в бухгалтерском учете товарообменных (бартерных) операций ……………………………………………………………………...
2.1. Учет товарообменных (бартерных) операций в бухгалтерском учете.
2.2. Налоговый учет внешнеторговых бартерных сделок…………………
2.3. Безотзывной документарный аккредитив.……………………………
21
21
29
32
3. Совершенствование учета товарообменных (бартерных) операций 35
Заключение…………………………………………………………………… 46
Список использованной литературы……………………………………….. 47

Работа содержит 1 файл

курсовая учет товарообменныз операций.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

     - сезонными и иными колебаниями  потребительского спроса на товары;

     - потерей товарами качества или  иных потребительских свойств;

     - истечением (приближением даты истечения)  сроков годности или реализации  товаров;

     - маркетинговой политикой, в том  числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров на новые рынки;

     - реализацией опытных моделей  и образцов товаров в целях  ознакомления с ними потребителей. [27]

     Согласно  п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Рынком товаров признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории России или за ее пределами (п. 5 ст. 40 НК РФ). Пунктами 6, 7 данной статьи определены признаки идентичных и однородных товаров.

     В соответствии с п. п. 8 и 9 ст. 40 НК РФ при  определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются  во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок. Кроме того, при определении рыночных цен товара учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях.

     Согласно  п. 10 ст. 40 НК РФ при отсутствии на соответствующем  рынке товаров сделок по идентичным (однородным) товарам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары реализованы покупателем этих товаров при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, осуществленных покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары) и продвижении на рынок приобретенных товаров, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

     При невозможности использования метода цены последующей реализации используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

     При определении и признании рыночной цены товара используются официальные  источники информации о рыночных ценах на товары и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 НК РФ).

     При рассмотрении дела суд имеет право учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, установленными п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ. Чтобы цена, определенная внешнеторговым бартерным договором, могла применяться и в целях налогового учета, необходимо следить за тем, чтобы цена передаваемых по договору товаров не отклонялась от обычной цены их реализации более чем на 20%, а цена полученных товаров не отличалась более чем на 20% от обычных цен, по которым производится закупка таких товаров.

2.3.Безотзывной документарный аккредитив

 

     Для российских экспортеров наиболее выгодной формой расчетов по бартерным сделкам является безотзывной документарный аккредитив. Он представляет собой твердое платежное обязательство банка, открывшего этот аккредитив в пользу экспортера, обособленное от внешнеторгового контракта, на котором он основан. Безотзывной документарный аккредитив обеспечивает быстрое получение экспортной выручки, если соблюдаются все его условия. Аккредитив может применяться в качестве средства обеспечения платежей как при условии оплаты наличными, так и при расчетах на условиях коммерческого кредита. При расчетах по коммерческому кредиту применяются   аккредитивы,   открытые  на  акцепт  тратт,   а также аккредитивы с отсроченным платежом. Аккредитивы могут открываться для оплаты поставок, оказанных услуг, проектных, монтажных и строительных работ. [12]

     Аккредитив  наиболее полно гарантирует получение  свободно конвертируемой валюты в расчетах по экспорту с развивающимися странами, испытывающими валютные и финансовые трудности. В этих странах открытие аккредитива невозможно без получения импортером разрешения на перевод валюты за границу. Более того, практика показывает, что банки стран, испытывающих валютно-финансовые трудности, в первую очередь погашают задолженность по открытым ими аккредитивам.

     При использовании аккредитивной формы  расчетов руководствуются "Унифицированными правилами и обычаями       для      документарных аккредитивов", разработанными и утвержденными Международной торговой палатой. Все аккредитивы, открываемые иностранными банками для оплаты российского экспорта, должны содержать указание об их подчинении упомянутым выше "Унифицированным правилам и обычаям...".

     При заключении контрактов, предусматривающих  аккредитивную форму расчетов, в  платежные условия необходимо включать следующие формулировки: Платежи  за поставленный товар или оказанные услуги будут производиться с безотзывного документарного аккредитива, открываемого банком-эмитентом и авизованного через уполномоченный банк. Аккредитив должен быть открыт в течение оговоренного срока и с заранее заданным сроком действия, Платежи по аккредитиву будут производиться в уполномоченном банке против предоставления экспортером оговоренных документов.

     Осуществление платежей во Внешторгбанке РФ (или  уполномоченном банке), т.е. назначение этого банка исполняющим аккредитив, дает возможность требовать от иностранного банка-эмитента, имеющего счет в банке, права дебетования счета, а в случае отсутствия счета - телеграфного рамбурса или другой ускоренной формы получения платежа.

     Если  уполномоченный банк не имеет счетов банка-эмитента, в платежных условиях контракта целесообразно указывать рамбурсирующий банк, расположенный в стране валюты платежа и являющийся корреспондентом данного уполномоченного банка. Нельзя назначать банки третьих стран авизирующими и/или исполняющими аккредитив.  
 

 

3. Совершенствование учета товарообменных (бартерных) операций 

     Среди путей усиления действенности таможенного  валютного контроля за экспортно-импортными операциями важное место занимает законодательное повышение статуса Федеральной таможенной службы России.

      Федеральной таможенной службе России целесообразно  законодательно вернуть статус органа валютного контроля. Это даст ей возможность тесно взаимодействовать  с другими органами валютного  контроля, в том числе с ЦБ России, а также позволит таможенным органам и уполномоченным банкам оперативно осуществлять валютный контроль и решать возложенные на них задачи в полном объеме. Отсутствие в сегодняшнем валютном законодательстве механизма взаимодействия между органами и агентами валютного контроля следует отнести к числу существенных недостатков действующей системы валютного регулирования и валютного контроля. [28]

      Предоставление  ФТС России статуса органа валютного  контроля даст ей право издавать нормативные  акты валютного контроля, отнесенные к её компетенции, в том числе и совместные с другими органами валютного контроля, подобно ранее издававшимся совместным документам ЦБ России и ГТК России по контролю за экспортно-импортными операциями.

      В настоящее время заслуживает  внимания и проблема создания рационального для современных условий механизма взаимодействия таможенных органов и банковских структур по осуществлению валютного контроля за внешнеторговыми операциями. Почти трехлетняя работа банковских структур и таможенных органов в автономных режимах с очевидностью показала, что разрушение ранее действовавшей системы таможенно-банковского валютного контроля привело к негативным последствиям.

      Валютный  контроль в нашей стране в основном автоматизирован, но каждое ведомство, осуществляющее его, использует не связанные  друг с другом информационные системы. Вместо четкого обмена информацией по телекоммуникационной сети взаимодействие таможенных органов и уполномоченных банков реализуется сегодня чаще всего посредством письменных запросов, что не позволяет им осуществлять оперативно валютный контроль и своевременно решать возложенные на них задачи в полном объеме. Отсутствие определенной системы взаимодействия и обмена информацией между уполномоченными банками и таможенными органами является существенным упущением реализуемой сегодня политики валютного регулирования и требует скорейшей правовой доработки.

      Сдерживающим  фактором, по мнению автора, здесь выступает  Инструкция ЦБ России №117-И, в пункте 7.4 которой записано, что банк паспорта сделки передает информацию, хранящуюся в досье по паспорту сделки, только органам валютного контроля в порядке, установленном нормативными актами Банка России. Учитывая то, что ФТС России в настоящее время не является органом валютного контроля, уполномоченные банки не спешат представлять информацию по запросам таможенных органов, ссылаясь на банковскую тайну. Ситуация в данной области осложняется еще и тем, что Банк России, определив себя ответственным за установление такого порядка обмена информацией, до сих пор его не разработал. Бездействие до настоящего времени Центрального банка России в решении такого важного вопроса трудно объяснить на фоне нового прогрессирующего незаконного оттока капитала из страны. По данным журнала «Коммерсантъ ДЕНЬГИ», в 2003 году объем «утечки» капитала оценивался в 27,6 млрд. долларов, а в 2004 году он достиг уже уровня 34,2 млрд. долларов США. [21]

      В этих условиях нам представляется целесообразным внести дополнение в статью 22 Федерального закона №173-ФЗ, поручив разработку установленного законом порядка передачи уполномоченными банками информации, необходимой таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля, не только ЦБ России, а совместно Правительству РФ и ЦБ России. Тогда этот вопрос можно будет сдвинуть с «мертвой точки», так как Правительство РФ, по нашему мнению, больше, чем ЦБ России, заинтересовано в установлении тесного взаимодействия данных структур для наведения порядка в валютной сфере, тем более что ФТС России в настоящее время находится в непосредственном подчинении Правительству РФ.

      Таможенные  органы при проведении валютного  контроля в первую очередь должны взаимодействовать с уполномоченными  банками. В диссертации показано, что положение уполномоченных банков в области валютного контроля неоднозначно. Уполномоченные банки, являясь коммерческими структурами и выполняя функции агентов валютного контроля, на практике отстаивают не только государственные интересы, но и свои собственные - коммерческие. Зачастую собственные интересы банков противоречат государственным, отодвигая их на второй план. Не случайно Банк России ежегодно лишает лицензий на осуществление банковских операций несколько десятков банков. Только в 2005 году были отозваны лицензии у 35 банков за нарушение валютного законодательства и неосуществление идентификации клиентов. В их числе «Еврозапсиббанк», «ИнтеРУСБанк», «Деловая Москва», «ВЕК-банк» и др. За этот же год в России было возбуждено 22 уголовных дела в отношении руководителей банков, через которые легализовывались полученные преступным путем денежные средства на сумму 130 млрд. рублей.

      Как агенты валютного контроля, уполномоченные коммерческие банки и таможенные органы обязаны тесно взаимодействовать не только между собой, но и с органами и агентами валютного контроля, представляющими другие ведомства. Автор считает, что в условиях действия нового валютного законодательства целесообразно было бы создать и новую систему таможенно-банковского валютного контроля, в полной мере используя уже имевшийся положительный опыт ТБВК прошлых лет с учетом современных реалий. Это позволит повысить качество ТБВК и уменьшит возможность допущения коммерческими уполномоченными банками нарушений в результате осуществления так называемого «двойного контроля».

      По  нашему мнению, представляется целесообразным включить в новую схему ТБВК и налоговые органы, назвав ее системой таможенно-банковско-налогового валютного контроля (ТБНВК). Таким образом, будет замкнута полная цепочка валютного контроля, которая даст возможность агентам валютного контроля отслеживать государственную регистрацию физических и юридических лиц и их учет, проводить  контроль за открытием резидентами счетов за границей и движением средств по ним, осуществлять сравнение контрактной стоимости поставленных по экспорту или импорту товаров и поступивших за них сумм платежей, дат платежей и поставок, а также оценивать реальные объемы нерепатриации валютной выручки.

Информация о работе Учет товарообменных операций