Учет товарно-материальных ценностей на предприятиях торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение механизма документального оформления и учета движения товарно-материальных ценностей на предприятиях торговли на примере конкретного торгового предприятия.
Задачами данной курсовой работы является:
- определение товарно-материальных ценностей;
- правовой аспект учета товарно-материальных ценностей;
- учет товарно-материальных ценностей на торговом предприятии ООО
«Вера»;
- документальное оформление товарно-материальных ценностей на
предприятии ООО «Вера»;
- пути совершенствования учета товарно-материальных ценностей на
предприятиях торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Учет товарно-материальных ценностей
1. Понятие товарно-материальных ценностей…………………………..5
2. Правовой аспект учета товарно-материальных ценностей…………9
3. Особые ситуации по учету товарно-материальных ценностей……19
Глава 2. Учет товарно-материальных ценностей на торговом предприятии
ООО «Вера»
2.1.Организационно – правовая форма, структура ООО «Вера»………23
2.2. Документальное оформление товарно-материальных ценностей на
предприятии ООО «Вера»…………………………………………...24
2.3. Проведение инвентаризации на предприятии ООО «Вера»……...37
2.4. Организация синтетического и аналитического учета товарно-
материальных ценностей…………………………………………….42
Глава 3. Пути совершенствования учета товарно-материальных ценностей на
предприятиях торговли
3.1. Совершенствования документального оформления учета товарно-
материальных ценностей на предприятиях торговли……………...46
3.2. Совершенствование складского учета товарно-материальных
ценностей……………………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………….....50
Список литературы………………………………………………………………52
Приложение………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Учет ТМЦ на предприятиях торговли.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

                  лиц

    Окончательное решение о зачете  принимает руководитель организации.

    Недостающие и испорченные товарно-материальные  ценности  сверх  норм естественной  убыли относятся в  начет   виновных  лиц  при  подтверждении   их вины. Если вина их не  установлена или судебные органы  отказали в  возмещении ущерба с указанных лиц, то убытки  от  недостачи  имущества  списываются  на финансовые результаты организации.

    При получении письменного согласия  материально ответственного лица  с допущенной  недостачей  и   по  согласованию  с   руководителем   предприятия возмещение ее может осуществляться следующими способами:

Дт  сч.70                       

 Кт  сч.73 - ежемесячно удерживается из  заработной  платы  часть   недостачи  до  полного погашения

Дт  сч.50                      

 Кт сч.73 - внесение в кассу суммы недостачи  материально ответственным       

  лицом

      Результаты инвентаризации отражаются  в  текущем  учете  и   отчетности того месяца, в котором  была  закончена  инвентаризация.  Результаты  годовой инвентаризации  подлежат отражению в годовом бухгалтерском учете.

      Излишки увеличивают доход   предприятия.  Недостачи  в   пределах  норм естественной убыли  относят на расходы отчетного   периода,  сверх  норм     к взысканию с виновных лиц.  Как правило, инвентаризация материальных ценностей проводится  внезапно.9  

2.4.Организация синтетического и аналитического учета товарно-материальных ценностей 

      Аналитический учет товаров, указанных  в подпунктах «б» и «в»  пункта 218 настоящих Методических  указаний, в бухгалтерской службе ведется применительно к учету материалов (пункты 133 - 146 настоящих Методических указаний), а готовой продукции - в порядке, установленном для готовой продукции (подпункт "а" пункта 218 настоящих Методических указаний), с учетом особенностей, предусмотренных в пунктах 199 - 207 настоящих Методических указаний.

      Аналитический учет ТМЦ бухгалтерской   службой ведется в натурально-стоимостном   выражении, т.е. по наименованиям   товаров с их отличительными  признаками (марка, артикул, сорт  и т.п.), по количеству и фактической себестоимости.

      При ведении натурально-стоимостного  учета могут применяться два   различных метода учета товаров:  сортовой и партионный.

      При сортовом методе товары  учитываются на карточках сортового  учета, где отражаются наличие  и движение (приход и расход) товаров. При автоматизации бухгалтерского учета соответствующие регистры бухгалтерского учета могут формироваться в бездокументарной форме на магнитных носителях. Сортовой метод учета изложен в пунктах 136 - 140 настоящих Методических указаний.

      При партионном методе учет  товаров ведется в таком же  порядке, как и при сортовом  методе, но отдельно по каждой  партии товаров. Под партией   понимаются товары, поступившие  одновременно по одному документу  либо по нескольким документам.

     Партионный метод учета и хранения  товаров следует применять одновременно  в бухгалтерской службе и на  складе.

    Особенности партионного метода  учета товаров:

   а) при партионном методе аналитический учет товаров ведется на специальных карточках (партионных картах), на которых учитываются поступление товаров данной партии и расход товаров только из данной партии;

    б) партионные карты (карточки) регистрируются с присвоением номера данной партии товаров;

     в) каждая партия товаров на  складе размещается  обособленно,  т.е. отдельно от других товаров;

     г) в первичных расходных документах  делаются отметки об отпуске  товаров  из данной партии (указывается  номер  партионной карты);

     д) оборотные ведомости по товарам   данной партии составляются отдельно  от других товаров;

     е) после полного выбытия со  склада данной партии товаров  или при наличии незначительных  остатков производится по данной  партии товаров инвентаризация. Выявленные в процессе инвентаризации излишки приходуются, а недостачи и потери от порчи списываются в дебет счета «Недостачи и потери от порчи ценностей». Недостачи и потери от порчи в пределах норм естественной убыли относятся на расходы по продажам, сверх норм естественной убыли - принимаются решения в порядке, указанном в пунктах 30, 31 настоящих Методических указаний.

    Для учета товарно-материальных  ценностей используют счет 10 «Материалы»,  к которому могут быть открыты  следующие субсчета: 10-1 «Сырье и материалы»; 10-6 «Запасные части»; 10-11 «Учет ГСМ»; счет 41 «Товары», к которому могут быть открыты следующие субсчета: 41-1 «Товары на складах»;  41-2 «Товары в розничной торговли»; 41-3 «Тара под товаром»

   Товарно-материальные ценности поступают в организацию от поставщиков, подотчетных лиц, учредителей, в качестве вклада в уставный капитал, вследствие выбытия пришедших в негодность основных средств, безвозмездно от юридических и физических лиц, могут изготавливаться собственными вспомогательными производствами.

     На  счете 10 «Материалы» и 41 «Товары» товарно-материальные ценности могут отражаться по фактической себестоимости или средней себестоимости. В таблице 6 представлены бухгалтерские записи по учету поступления материалов по фактической себестоимости.

    Порядок отражения на счетах сумм снижения стоимости товаро –материальных  ценностей установлен Планом счетов. Для уточнения оценки материалов используется счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Формирование резерва показывают в учете записью:

    Дебет счета 91 «Прочие доходы  и расходы», субсчет 2 «Прочие  расходы» — Кредит счета 14 «Резервы под снижение стоимости   материальных ценностей» Величину  резерва определяют по группам  однородных материалов. При повышении в последующем текущей рыночной стоимости и при отпуске запасов, зарезервированную сумму восстанавливают:

    Дебет счета 14 «Резервы под  снижение стоимости  материальных  ценностей» — Кредит счета  91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  2 «Прочие доходы».

    Фактическая себестоимость материалов  и товаров  может быть ниже  их текущей рыночной стоимости,  но в этом случае в бухгалтерском  балансе материалы отражаются  по фактической себестоимости. 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ 

3.1. Совершенствования документального  оформления учета товарно-   материальных ценностей на предприятиях торговли 

     Оформление  отпуска материалов трудоемко из-за большого количества и разнообразия первичных документов. Поэтому важное значение имеет упрощение учета  на этом участке. С этой целью первичные документы на внутреннее перемещение и отпуск в производство материалов следует оформлять только в натуральных показателях. В конце месяца в бухгалтерии по данным первичных документов с помощью специального программного обеспечения происходит автоматическое списание на затратные счета материалов по фактическим ценам, в качестве которых служат оптовые цены приобретения, определенные по методу ФИФО.

   В целях совершенствования документального оформления отпуска товаров в продажу можно предложить следующие мероприятия: руководителю предприятия в связи с текущими изменениями в нормативных документах заключить договор с организацией по обслуживанию информационной системы «Гарант»,  «Консультант Плюс» для своевременного обновления информационной базы; усилить контроль бухгалтера за оформлением первичных бухгалтерских документов по учету ТМЦ; разработать более упрощенный график документооборота.

    Более широкое внедрение компьютерного  учета в процесс оформления первичных  документов может являться одним  из наиболее эффективных путей совершенствования  первичного учета. С этой целью необходимо автоматизировать складской учет, что позволит механизировать обработку информации о внутреннем перемещении материальных запасов, понизить вероятность ошибок при перенесении информации из первичных документов в регистры бухгалтерского учета, а также сократить количество первичной учетной документации, что, в свою очередь, будет способствовать повышению точности и оперативности учета движения материальных ценностей на предприятии.

     Широкое внедрение электронного документа-оборота позволит качественно вести работы с документами руководителей и предметных специалистов всех уровней, сократить время работы с первичной документацией. Любая организация где работа ведется традиционным бумажным способом сталкиваются с определенными проблемами: документы теряются (15%), тратиться много времени на поиск определенного документа (до 30% рабочего времени).

      Руководителю предприятия следует заключить договор с поставщиком автоматизированной информационной системы организацией «1С». Современные автоматизированные системы бухгалтерского учета способны помоч подготовить и сохранить в электронном виде первичные и отчетные документы, а так же бланки с часто повторяющихся форм с уже сформированными реквизитами предприятий.

    Основные особенности «1С: бухгалтерия»:

    - введение многовалютного учета:

    - получение необходимой отчетности по синтетическому и аналитическому учету:

     - Возможность автоматической печати выходных первичных документов. 

3.2. Совершенствование  складского учета товарно-материальных ценностей 

    Важной  задачей работы предприятия  является улучшение ресурсосбережения. Этому также способствует упорядочение первичной документации, широкое внедрение типовых унифицированных форм, повышение уровня механизации и автоматизации учено-вычислительных работ, а также обеспечение строго порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и др., ограничения числа должностных лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов. Для обеспечения сохранности производственных запасов, правильной приемки, хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Необходимо также внедрение эффективных форм предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и расходованием материальных ресурсов.

      Важным  условием эффективного использования материалов на производстве, является правильный выбор методов учета. Методология организации бухгалтерского учета материальных ресурсов предполагает выбор одного из нескольких методов их учета и оценки, который фиксируется в учетной политике предприятия. Для выбора метода необходимо провести анализ расхода материалов. Так определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО)

     Организации имеют право самостоятельно выбирать способ классификации материальных ресурсов. Классификатор должен в полной мере систематизировать имеющиеся на складах различные материалы, предполагать контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета, способствовать более точному распределению отклонений в стоимости материальных ценностей по направлениям затрат.

      Важен также выбор метода учета на складе, который должен обеспечить оперативность и достоверность количественного учета на складе, систематический контроль за правильностью документирования операций по движению товарно-материальные ценностей и соответствия остатков материалов по данным складского учета с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    

                                                        Заключение.

     В заключении хотелось бы отметить, что  учет поступления и  расходов материалов и товаров  является одним из важнейших условий успешной работы предприятия, т.к. своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, правильное и своевременное документирование по движению материальных ценностей все это отражается на процессе производства и реализации получении дохода. При их соблюдении можно добиться успеха в управлении предприятием. В курсовой  работе были поставлены задачи, которые были решены.  Также были выявлены преимущества и недостатки введения учета ТМЦ на предприятии ООО «Вера».

Информация о работе Учет товарно-материальных ценностей на предприятиях торговли