Учет товарно-материальных ценностей на предприятиях торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение механизма документального оформления и учета движения товарно-материальных ценностей на предприятиях торговли на примере конкретного торгового предприятия.
Задачами данной курсовой работы является:
- определение товарно-материальных ценностей;
- правовой аспект учета товарно-материальных ценностей;
- учет товарно-материальных ценностей на торговом предприятии ООО
«Вера»;
- документальное оформление товарно-материальных ценностей на
предприятии ООО «Вера»;
- пути совершенствования учета товарно-материальных ценностей на
предприятиях торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Учет товарно-материальных ценностей
1. Понятие товарно-материальных ценностей…………………………..5
2. Правовой аспект учета товарно-материальных ценностей…………9
3. Особые ситуации по учету товарно-материальных ценностей……19
Глава 2. Учет товарно-материальных ценностей на торговом предприятии
ООО «Вера»
2.1.Организационно – правовая форма, структура ООО «Вера»………23
2.2. Документальное оформление товарно-материальных ценностей на
предприятии ООО «Вера»…………………………………………...24
2.3. Проведение инвентаризации на предприятии ООО «Вера»……...37
2.4. Организация синтетического и аналитического учета товарно-
материальных ценностей…………………………………………….42
Глава 3. Пути совершенствования учета товарно-материальных ценностей на
предприятиях торговли
3.1. Совершенствования документального оформления учета товарно-
материальных ценностей на предприятиях торговли……………...46
3.2. Совершенствование складского учета товарно-материальных
ценностей……………………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………….....50
Список литературы………………………………………………………………52
Приложение………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Учет ТМЦ на предприятиях торговли.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

    - увеличение стоимости материальных  запасов отражается по кредиту счетов расчетов и дебету счетов финансовых результатов (как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году).

      Транспортно-заготовительные  расходы  (ТЗР) 

      Транспортно-заготовительные расходы  (ТЗР) организации принимаются к учету путем:

      а) отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;

     б) отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материал»;

     в) непосредственного (прямого) включения  ТЗР в фактическую себестоимость  материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.)8

      Непосредственное (прямое) включение  ТЗР в фактическую себестоимость  материала целесообразно в организациях  с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной  значимости отдельных видов и групп материалов.

      Конкретный  вариант учета ТЗР  устанавливается  организацией  самостоятельно и отражается  в учетной политике.

      Транспортно-заготовительные расходы   учитываются по отдельным видам   и (или) группам материалов. Примерная  номенклатура транспортно-заготовительных  расходов приведена в приложении 2 к настоящим Методическим указаниям. Если нет значительного различия в удельном весе ТЗР, а также в случаях невозможности их отнесения непосредственно по конкретным видам и (или) группам материалов (например, по расходам, связанным с содержанием заготовительно-складского аппарата, оплате услуг сторонних организаций и т.п.) допускается вести учет ТЗР в целом по субсчету к счету "Материалы" или в целом по счету "Заготовление и приобретение материалов".

     При применении метода учета  ТЗР путем  присоединения указанных расходов к счету «Заготовление и приобретение материалов» в состав отклонения в стоимости материалов (разницы между фактической себестоимостью приобретаемых материалов и их учетной ценой) входит сумма ТЗР и разница между стоимостью материала по договорной цене и его учетной ценой.

     Сумма отклонений по окончании  месяца (отчетного  периода) в  полном объеме списывается  на счет «Отклонения в стоимости  материальных ценностей».

     В остатке по счету «Заготовление и  приобретение материалов» у организации-покупателя может числиться только стоимость материалов, указанная в расчетных документах поставщика (счет, счет-фактура, платежное требование-поручение и т.п.), на которые от последнего к покупателю перешли права владения, пользования и распоряжения, но сами материалы еще не поступили.

     Транспортно-заготовительные расходы   или отклонения в стоимости   материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на  нужды управления и на иные  цели, подлежат ежемесячному списанию  на счета бухгалтерского учета,  на которых отражен расход  соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.).

     Списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов  производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.

     Полученное  в результате значение, умноженное на 100, дает процент,  который следует  использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных  материалов.

     Для облегчения выполнения работ  по распределению ТЗР или величины  отклонений в стоимости материалов  допускается применение следующих упрощенных вариантов:

     - при небольшом удельном весе  ТЗР или величины отклонений (не  более 10% к учетной стоимости   материалов) их сумма может полностью списываться на счет «Основное производство», «Вспомогательное производство» и на увеличение стоимости проданных материалов;

     - удельный вес ТЗР или величины  отклонений (в процентах к учетной   стоимости материала) может округляться   до целых единиц (т.е. без десятичных  знаков);

     - в течение текущего месяца  ТЗР или величина отклонений  могут распределяться исходя  из удельного веса (в процентах  к учетной стоимости соответствующих  материалов), сложившегося на начало  данного месяца. Если это привело  к существенному недосписанию или излишнему списанию отклонений или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца;

      - ТЗР или величина отклонений  могут распределяться пропорционально  их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов. При этом если фактические размеры отклонений или ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределительных отклонений или ТЗР корректируется, т.е. увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Остатки ТЗР или величина отклонений на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР или отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах;

      - ТЗР или отклонения могут  ежемесячно (в отчетном периоде)  полностью списываться на увеличение  стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5 процентов.

      Условный расчет распределения   отклонений и транспортно-заготовительных  расходов приведен в приложении 3 к настоящим Методическим указаниям.  

    1. Особые  ситуации по учету товарно-материальных ценностей
 

     Операции  с товаром, у которого  истек срок годности.

Из  – за падения спроса товары портятся на складах  целыми партиями – банально истекает срок годности. Избавиться от продукции можно не вступая в спор с ФНС и даже с относительной выгодой для предприятия.

    Перечень  товаров, для которых  должен быть установлен срок  годности, приведен в постановлении  Правительства РФ от 16 июня 1997 г.  № 720. В частности, там значатся продукты питания, лекарственные средства, парфюмерия и косметика.

    Негодные  товары выявляют в  ходе инвентаризации. При этом  составляют акт о порче продукции,  заполняя форму № ТОРГ -15. В  качестве причины, по которой  товар изымается из продажи, указывают «истечение срока годности». Также в журнале по учету товаров делают соответствующую запись, чтобы перевести ценности в категорию испорченных.

     Просроченную продукцию  компания  может ликвидировать, то есть  уничтожить. А может утилизировать, иначе говоря, продать другой организации для переработки и дальнейшего использования. От того, как компания распорядится испортившейся продукцией, зависят порядок оформления первичных документов и налоговый учет.

     Если  компания ликвидировала  товар: Продукцию, которую невозможно продать, а потому решено уничтожить, впоследствии ее надо списать с баланса.

    Списание товара.

    Для начала руководитель компании  подписывает приказ об уничтожении  товара с истекшим сроком годности. Другим приказом он утверждает состав специальной комиссии. Кстати, в нее могут входить не только работники данного предприятия, но и сотрудники сторонних организаций, специализирующихся на ликвидации продукции. Так сказано в пункте 17 Положения, утвержденного постановлением Правительства·РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263 (далее - Положение). Затем уже бухгалтерия составляет, а комиссия заверяет акт о списании по форме № ТОРГ-16 в трех экземплярах.

    Алгоритм  списания товаров в  случае кражи  или пожара.

    В компании случилось ЧП: товар сгорел или был украден. Чтобы без проблем списать утраченные ценности, потребуются слаженные действия бухгалтерии и руководства компании.

    1. Провести инвентаризацию. После   хищения или пожара компания  должна провести инвентаризацию  имущества. Такая обязанность установлена пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г . .№ 129 – ФЗ О бухгалтерском учете Приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации, инвентаризационные описи, сличительные ведомости, ведомость учета результатов, выявленных ревизией, и другие документы подтвердят размер нанесенного ущерба. По результатам инвентаризации составляют акт о списании имущества.

     Сразу после этого в бухгалтерском   учете делают проводку:

    ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41 отражена стоимость похищенных (сгоревших) товаров.

    2. Заявить о ЧП в компетентные  органы.  Без справки от милиции   или пожарных уменьшить базу  по налогу на прибыль на  стоимость утраченных активов  не получится. Исключение - случай, когда потери оказались в пределах норм естественной убыли.

    Если  произошла кража: стоит  написать заявление в милицию.  Даже если преступника найти  не удастся, убытки от хищений  все равно можно будет включить  в расходы на основании подпункта  5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса  РФ. Но факт того, что виновники кражи не установлены, нужно подтвердить. А это компетенция следственных органов.

     Если  случился пожар: Чтобы  компания могла доказать, что  имущество сгорело, нужно обратиться  в Государственную противопожарную  службу. Пожарные выдадут соответствующую справку или акт о факте пожара.

    Также обоснует списание товара  протокол осмотра  места происшествия  сотрудниками МЧС  или МВД.  В нем обычно указывают   причину возгорания и имущество,  которое находилось в зоне  пожара.

    3. Списать убытки в бухгалтерском и налоговом учете: Итак, собраны все необходимые документы, доказывающие, что товар был утрачен в результате кражи или пожара. Теперь стоимость активов можно списать как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

    Если  произошла кража.

    Алгоритм  списания украденного  имущества зависит от того, чем  закончилось следствие, и какие  документы в связи с этим  получены из милиции.

   Когда виновники не найдены.

   Если в ходе следственных мероприятий  выявить грабителей не удалось, то на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ убытки от хищений относят к внереализационным расходам. Однако отсутствие виновных лиц надо подтвердить документами. Какие именно бумаги обоснуют списание убытка, налоговое законодательство умалчивает.

     В бухучете украденные товары  списывают проводкой: 

    ДЕБЕТ 91 су6счет "Прочие расходы»  КРЕДИТ 94 списана стоимость похищенных  товаров на основании копии  постановления о приостановлении  уголовного дела.  .

    Когда похитителя нашли. Как  только вступит в законную  силу решение суда о том,  что виновное лицо должно оплатить ущерб компании, сумму такого возмещения нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 3 СТ. 250, подп. 4 п. 4 СТ. 271 Налогового кодекса РФ), а стоимость похищенного ~писать на расходы на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. Такой подход подтверждает и Минфин России в письме от 17 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/245.

    В бухгалтерском учете задолженность   виновного лица в краже отражают  проводкой:

    ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по  претензиям»  КРЕДИТ 94 отражена сумма причитающегося возмещения ущерба на основании решения  суда.[10]  

Информация о работе Учет товарно-материальных ценностей на предприятиях торговли