Учет товарно-материальных ценностей на предприятиях торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение механизма документального оформления и учета движения товарно-материальных ценностей на предприятиях торговли на примере конкретного торгового предприятия.
Задачами данной курсовой работы является:
- определение товарно-материальных ценностей;
- правовой аспект учета товарно-материальных ценностей;
- учет товарно-материальных ценностей на торговом предприятии ООО
«Вера»;
- документальное оформление товарно-материальных ценностей на
предприятии ООО «Вера»;
- пути совершенствования учета товарно-материальных ценностей на
предприятиях торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Учет товарно-материальных ценностей
1. Понятие товарно-материальных ценностей…………………………..5
2. Правовой аспект учета товарно-материальных ценностей…………9
3. Особые ситуации по учету товарно-материальных ценностей……19
Глава 2. Учет товарно-материальных ценностей на торговом предприятии
ООО «Вера»
2.1.Организационно – правовая форма, структура ООО «Вера»………23
2.2. Документальное оформление товарно-материальных ценностей на
предприятии ООО «Вера»…………………………………………...24
2.3. Проведение инвентаризации на предприятии ООО «Вера»……...37
2.4. Организация синтетического и аналитического учета товарно-
материальных ценностей…………………………………………….42
Глава 3. Пути совершенствования учета товарно-материальных ценностей на
предприятиях торговли
3.1. Совершенствования документального оформления учета товарно-
материальных ценностей на предприятиях торговли……………...46
3.2. Совершенствование складского учета товарно-материальных
ценностей……………………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………….....50
Список литературы………………………………………………………………52
Приложение………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Учет ТМЦ на предприятиях торговли.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

    При приемке материалы подвергаются  тщательной проверке в отношении  соответствия указанным в расчетных  и сопроводительных документах  ассортименту, количеству и качеству.

    Приемка и оприходование поступающих  материалов и тары (под материалы)  оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления  приходных ордеров (типовая межотраслевая  форма № М-4), при отсутствии  расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).

    Форма № М -4 применяется также.  для учета  материалов, поступающих  из переработки. Его выписывают  на фактически принятое количество  ценностей в одном  экземпляре  в день поступления ценностей  на склад.

      Приходный ордер заполняет материально  ответственное лицо на основании  договора поставки либо накладной  поставщика. При перевозке грузов  автотранспортом приемка поступающих  материалов осуществляется на  основании товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя - при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными.

     Если  предприятие приобретает  материалы  и товары у населения  используется  Акт о покупке  материалов на рынке (у населения).

     Согласно  ст. 468 ГК РФ при передаче  продавцом предусмотренных договором  купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель  вправе отказаться от их принятия  и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной  денежной суммы.

     Если  продавец передал покупателю  наряду с товарами, ассортимент  которых соответствует договору  купли-продажи, товары с нарушением  условия об ассортименте, покупатель  вправе по своему выбору:

принять товары, соответствующие условию  об ассортименте, и отказаться от остальных товаров;

    - отказаться от всех переданных  товаров; 

    - потребовать заменить товары, не  соответствующие условию об ассортименте,

    - товарами в ассортименте, предусмотренном  договором; 

принять все переданные товары.

    При отказе от товаров, ассортимент  которых  не соответствует  условию договора купли-продажи,  или предъявлении требования  о замене товаров, не соответствующих  условию об ассортименте, покупатель  вправе также отказаться от  оплаты этих товаров, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

      Товары, не соответствующие условию договора купли-продажи об ассортименте, считаются принятыми, если покупатель в разумный срок после их получения не сообщит продавцу о своем отказе от товаров.

    Если  покупатель не отказался  от товаров, ассортимент которых  не соответствует договору купли-продажи,  он обязан их оплатить по  цене, согласованной с продавцом.  В случае, когда продавцом не  приняты необходимые меры по  согласованию цены в разумный срок, покупатель оплачивает товары по цене, которая в момент заключения договора при сравнимых обстоятельствах обычно взимал ась за аналогичные товары.

    Если  в договоре купли-продажи  предусмотрен иной порядок разрешения  спорных ситуаций, связанных с нарушением условия об ассортименте товаров, то следует руководствоваться правилами договора купли-продажи.

    Ответственность за передачу  товара не надлежащего  качества  установлена ст. 475 ГК РФ. Если  недостатки товара не были  оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца;

     - соразмерного  уменьшения покупной  цены;

     - безвозмездного  устранения недостатков  товара в  разумный срок

     - возмещения  своих расходов на устранение недостатков  товара

    В случае существенного нарушения  требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков,  недостатков, которые не могут  быть устранены без несоразмерных  расходов или затрат времени,  или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

    - отказаться от исполнения договора  купли-продажи  и потребовать  возврата;

    - уплаченной за товар денежной  суммы

    - потребовать замены товара ненадлежащего  качества товаром, соответствующим  договору.

    Эти требования об устранении  недостатков  или о замене  товара могут быть предъявлены  покупателем, если иное не вытекает  из характера товара или существа  обязательства. 

    При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов (форма № М-7), составляемым в двух экземплярах.

    В случае составления приемного  акта приходный ордер не оформляется.  Приемный акт служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации

    После приемки ценностей акты  с приложением  документов (транспортных  накладных и т.д.) передают: один  экземпляр - в бухгалтерию организации  для учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.

    Акты  составляются по результатам  приемки членами комиссии и  экспертом организации, на которую  возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.

     Основанием  для заполнения акта  о приемке  материалов являются  договор поставки, сопроводительные документы: счет-фактура, спецификация, опись, упаковочный ярлык, технический паспорт, сертификат, удостоверение  о качестве и др.

     В соответствии с п. 254 Методических  указаний на складах (кладовых) материальные запасы размещаются  по секциям, а внутри них по группам, типо- и сорторазмерам на стеллажах, полках, ячейках, в ящиках, контейнерах, мешках и другой таре и в штабелях.

     Размещение  материальных запасов  должно обеспечивать их надлежащее  хранение, быстрое отыскание, отпуск  и проверку наличия.

     К месту хранения материальных  запасов, как правило, прикрепляется  ярлык, а на ячейках (ящиках) делаются надписи (например, на  приклеенных листках бумаги или  бирках) с указанием: 

    - наименования материала; 

    - его отличительных признаков (марка, артикул, размер, сорт и т.п.);

    - номенклатурного номера;

    - единицы измерения; 

    - цены.

     На  складах (в кладовых) должны  соблюдаться  соответствующие  режимы хранения материальных  запасов (температурно-влажностные  и другие) с тем, чтобы не допускать их порчи и потери необходимых физико-химических и других свойств (п. 255 Методических указаний).

     Согласно  п. 260 Методических указаний  учет материальных запасов (т.е.  материалов, тары, товаров, основных  средств, готовой продукции  и др.), находящихся на хранении в складах (кладовых) организации и подразделений, ведется на карточках складского учета по каждому наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и другим отличительным признакам материальных ценностей (сортовой учет). При автоматизации учетных работ указанная выше информация формируется на магнитных (электронных) носителях средств вычислительной техники.

    В соответствии с п. 261 Методических  указаний на складах ведется  количественный сортовой учет  материальных запасов в установленных единицах измерения, с указанием цены и количества.

    В соответствии с п. 267 Методических  указаний работники бухгалтерской  службы организации, ведущие учет  материальных запасов, обязаны  систематически, в установленные  организацией сроки, но не реже одного раза в месяц, осуществлять непосредственно на складах (в кладовых) в присутствии заведующего складом (кладовщика) проверку своевременности и правильности оформления первичных документов по складским операциям, записей (разносок) операций в карточках складского учета, а также полноты и своевременности сдачи исполненных документов в бухгалтерскую службу организации.

    При ведении в бухгалтерской  службе сальдового метода учета  материалов работник бухгалтерской  службы сверяет все записи  в карточках складского учета с первичными документами и подтверждает своей подписью правильность выведения остатков в карточках. Сверка карточек с документами и подтверждение операций подписью проверяющего могут производиться также в случаях, когда в бухгалтерской службе учет материалов ведется с использованием оборотных ведомостей.

    При ведении карточек учета  в бухгалтерской службе организации  сверяются карточки бухгалтерской  службы со складскими карточками.

    Материально ответственные лица  обязаны по требованию проверяющего работника бухгалтерской службы предъявлять для проверки наличия материальные ценности (п. 268 Методических указаний).

    Согласно  п. 274 Методических указаний на складах (в кладовых) вместо карточек складского учета допускается ведение учета  в книгах складского учета.

   В книгах складского учета на каждый номенклатурный номер открывается лицевой счет. Лицевые счета нумеруются в том же порядке что и карточки. Для каждого лицевого счета выделяется страница (лист) или необходимое количество листов. В каждом лицевом счете предусматриваются и заполняются реквизиты, указанные в карточках складского учета.

     В начале или в конце книги помещается оглавление лицевых счетов с указанием номеров лицевых счетов, наименований материальных ценностей с их отличительными признаками и количества листов в книге.

    Книги складского учета должны  быть пронумерованы и прошнурованы. Количество листов в книге  заверяется подписью главного  бухгалтера или лица, им уполномоченного,  и печатью.

    Книги складского учета регистрируются в бухгалтерской службе организации, о чем делается запись в книге с указанием номера по реестру.

    Организацией  может быть установлен  иной порядок  оформления книг  складского учета. 

     В соответствии с п. 276 Методических указаний при небольшой номенклатуре материалов и небольших оборотах разрешается на всех или на отдельных складах (кладовых) организации и подразделений вместо карточек (книг) складского учета вести месячные материальные отчеты.

     В месячном материальном отчете отражаются данные (реквизиты), которые имеются в карточках складского учета, остаток материалов на начало месяца, приход и расход за месяц, и остаток на конец  месяца. При этом для записи операций по приходу и по расходу  могут отводиться несколько граф, в том числе для отражения сведений о поступлении материалов (от поставщиков, от других складов и подразделений организации и т.д.), отпуск (производственным под разделениям, обслуживающим производствам и хозяйствам, для продажи и т.д.) и (или) для каких целей.

     В месячных материальных отчетах  обычно отражают материалы, по  которым имел ось движение (приход  или расход) в данном месяце. В  этом случае на начало каждого  квартала составляется сальдовая  ведомость по всей номенклатуре  материалов данного склада (кладовой).

Информация о работе Учет товарно-материальных ценностей на предприятиях торговли