Учет товарно-материальных ценностей на предприятиях торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение механизма документального оформления и учета движения товарно-материальных ценностей на предприятиях торговли на примере конкретного торгового предприятия.
Задачами данной курсовой работы является:
- определение товарно-материальных ценностей;
- правовой аспект учета товарно-материальных ценностей;
- учет товарно-материальных ценностей на торговом предприятии ООО
«Вера»;
- документальное оформление товарно-материальных ценностей на
предприятии ООО «Вера»;
- пути совершенствования учета товарно-материальных ценностей на
предприятиях торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Учет товарно-материальных ценностей
1. Понятие товарно-материальных ценностей…………………………..5
2. Правовой аспект учета товарно-материальных ценностей…………9
3. Особые ситуации по учету товарно-материальных ценностей……19
Глава 2. Учет товарно-материальных ценностей на торговом предприятии
ООО «Вера»
2.1.Организационно – правовая форма, структура ООО «Вера»………23
2.2. Документальное оформление товарно-материальных ценностей на
предприятии ООО «Вера»…………………………………………...24
2.3. Проведение инвентаризации на предприятии ООО «Вера»……...37
2.4. Организация синтетического и аналитического учета товарно-
материальных ценностей…………………………………………….42
Глава 3. Пути совершенствования учета товарно-материальных ценностей на
предприятиях торговли
3.1. Совершенствования документального оформления учета товарно-
материальных ценностей на предприятиях торговли……………...46
3.2. Совершенствование складского учета товарно-материальных
ценностей……………………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………….....50
Список литературы………………………………………………………………52
Приложение………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Учет ТМЦ на предприятиях торговли.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

     В материальных отчетах указывается   также сумма (по приходу, расходу   и остаткам) материальных ценностей.  Сумма заполняется (производится  таксировка) бухгалтерской службой  организации или специалистом, осуществляющим бухгалтерскую функцию, или заведующим складом (кладовщиком).

     Материальные  отчеты с приложением  всех первичных  документов  представляются в бухгалтерскую  службу организации в установленные  в организации сроки. Перечень  складов (кладовых), на которых ведутся месячные материальные отчеты, форма отчета, порядок его составления, представления и проверки определяются решением руководителя организации по представлению главного бухгалтера.

     На  предприятии ООО «Вера»  при  учете материалов и  товаров  используются средства  вычислительной техники данные синтетического бухгалтерского учета, т.е. формирование показателей, отражающих движение материалов в целом по синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета, отражаются непосредственно в результате обработки первичных учетных документов (приемных актов, накладных, требований и т.п.). В этом случае накопительные ведомости по приходу и расходу материалов могут не составляться.

    Применение организацией программ  автоматизации учетных работ  должно обеспечить формирование необходимых регистров бухгалтерского учета материалов и товаров автоматически

    Формы регистров бухгалтерского  учета  разрабатываются и рекомендуются   Министерством финансов Российской  Федерации, органами, которым федеральными  законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

    Движение  материальных ценностей  внутри организации  между  материально ответственными лицами оформляется требованием-накладной по форме № М-11. Этой же  накладной оформляются операции по сдаче из производства на склад или остатков неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов от брака.

   В соответствии с п. 97 Методических указаний в первичных учетных документах на отпуск материалов со складов (кладовых) организации в подразделения организации, на участки, в бригады, на рабочие места указываются:

   - наименование материала;

   - количество;

   - цена (учетная цена);

   - сумма; 

   Согласно  п. 114 Методических указаний  подразделения  организации ежемесячно  составляют отчеты о наличии  и движении материaльныx ценностей,  которые вместе с другими документами  по учету затрат на производство передаются в бухгалтерскую службу организации согласно утвержденному порядку документооборота. 

2.3. Проведение  инвентаризации на предприятии  ООО «Вера» 

      Инвентаризация (от лат. inventarium — нахожу, обнаруживаю) — один  из  обязательных приемов бухгалтерского  учета,  проведение  которого  в  России регламентируется  Федеральным  законом  о   бухгалтерском  учете  №   129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности  в  РФ и  Методическими указаниями  по  инвентаризации  имущества   и   финансовых обязательств.

    Сегодня инвентаризация на российских  предприятиях проводится с   целью сопоставления  с   данных   фактического   наличия   ценностей   с   данными бухгалтерского  учета. Объектами  проведения  инвентаризации  определены  все имущество  экономического  субъекта  независимо   от   его   местонахождения (основные   средства,   нематериальные    активы,    финансовые    вложения, производственные  запасы,  денежные  средства)   и   все   виды   финансовых обязательств (дебиторская  и  кредиторская  задолженность,  кредиты  банков, займы   и   резервы).   Инвентаризация   имущества   производится   по   его местонахождению  и  материально  ответственным   лицам.   Количество,   дата проведения,    объекты    инвентаризации    устанавливаются    руководителем предприятия. Кроме того, проведение инвентаризации обязательно:

   - при передаче имущества в   аренду, выкупе, продаже;

   - при смене организационно-правовой  формы предприятия;

   - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

   - при смене материально ответственных   лиц;

   - при установлении фактов хищений,  порчи ценностей;

   - в случае стихийных бедствий;

   - при ликвидации (реорганизации)  предприятия  перед  составлением  ликвидационного (разделительного)  баланса.

    Для  проведения  инвентаризации  приказом  руководителя   назначается  постоянно  действующая  комиссия,  в  состав  которой  входят  представители администрации,  работники   бухгалтерии,   инженерно-технический   персонал.

    Инвентаризации  различают: плановые  и внеплановые (внезапные). Различают  полную, частичную и  выборочную  инвентаризацию.  Полная  — охватывает  все категории  средств  (как   принадлежащих  предприятию,  так  и принятых  на  ответственное   хранение,   переработку   и   пр.),   прав   и обязательств; частичная — отдельные категории (денежная наличность в  кассе, материалы,  товары).  По  периодичности  проведения  они  бывают  текущие  и перманентные  (постоянные,  непрерывные).  По  перечню   решаемых   вопросов различают комплексные и тематические инвентаризации.

     Инвентаризация проводится  в  несколько этапов.

     Первый этап — обязательный  подсчет, взвешивание,  обмер   материальных ценностей,  оформление  инвентаризационных  ведомостей   или   описей.   При инвентаризации   расчетов   с   дебиторами   и   кредиторами    составляются контокоррентные выписки (т. е. выписки из карточек счетов с указанием  суммы задолженности).

    Второй этап — оценка выявленных, подсчитанных и описанных средств   по первоначальной  или измененной.оценке  (например,  при ухудшении качества материалов).

    Третий этап — выявление расхождений   фактического  наличия  с   данными бухгалтерского   учета,   установление   причин   расхождений,    заполнение сличительной ведомости.

    Четвертый этап — оформление  результатов  инвентаризации  и отражение выявленных  расхождений  в учете и отчетности  того  месяца,  в   котором закончена  инвентаризация,  а по  годовой  инвентаризации   —   в   годовом бухгалтерском отчете.

    На предприятии используется  следующие документы: Инвентаризационная опись товарно–материальных ценностей (ИНВ-3) и Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных.

    Материально ответственные лица  приводят в порядок имеющиеся  в наличии ценности,  сдают   в  бухгалтерию  все  документы  о  поступлении  и   выдаче ценностей. Работники учета заканчивают обработку документов,  делают  записи в учетные  регистры,  исчисляют  остатки  ценностей  по  счетам  материально ответственных  лиц.  Сдав  в  бухгалтерию   последний   отчет,   материально ответственные лица дают подписку о том, что все документы на  поступившие  и выбывшие материальные  ценности  сданы  в  бухгалтерию,  неоприходованных  и списанных в расход ценностей  нет.  Инвентаризацию  проводят  в  присутствии материально ответственного лица, с которым обязательно должен быть  заключен договор о полной материальной ответственности.  Инвентаризация  производится только в присутствии всех  членов  комиссии,  так  как  отсутствие  хотя  бы одного из них дает основание рассматривать результаты  инвентаризации  как недействительные.

    Последние приходные и расходные   документы  фиксируются  председателем   комиссии с указанием «до инвентаризации  на ..... (дата)».

    Результаты   проверки    материальных    ценностей    записывают    в инвентаризационные  описи,  где  подробно  указывают   полное   наименование ценностей,  порядковые номера  по  прейскуранту,  сорт,  количество,  цену  и общую  сумму. Инвентаризационные описи заполняются  чернилами  или  шариковой ручкой, четко и ясно, не допускаются незаполненные строки (в конце описи  их прочеркивают),  а  также  подчистки.  Исправления   можно   вносить   только корректурным  способом.  Итоги  порядковых  номеров,  количества   и   суммы подсчитываются в конце каждой страницы описи и подписываются всеми членами комиссии  и материально ответственным лицом.  Перед подписью   последней страницы материально ответственное лицо  должно  дать  письменную  справку следующего   содержания:   «Все   ценности,   поименованные   в    настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной  комиссии  не имею. Ценности, перечисленные  в  описи,  находятся  на  моем  ответственном хранении».

     По окончании инвентаризации  могут проводиться  контрольные   проверки. Результаты этих проверок  оформляются актом и регистрируются  в  книге  учета контрольных  проверок правильности проведения инвентаризаций.

     По   данным   инвентаризационных   описей   бухгалтерия    составляет  сличительные ведомости. Их содержание  включает  те  наименования  имущества,  по которым выявлены расхождения  относительно  данных  бухгалтерского  учета. Информация вносится в ведомости в натуральных и стоимостных показателях. По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол,  отмечая  в нем  свои  решения  и  предложения,   который   утверждается   руководителем предприятия. Затем определяют порядок регулирования выявленных разниц  между данными инвентаризации и учета в соответствии с Законом РФ «О  бухгалтерском учете» и Методическими указаниями о проведении инвентаризации.

     Излишки    товарно-материальных    ценностей,    обнаруженные     при инвентаризации,  оприходуются  с   отнесением   на   финансовые результаты организации. В бухгалтерском учете это отражается проводкой:

Дт сч.10,  43, 41          

Кт сч.99 – оприходование излишков ТМЦ.

    Недостачи ценностей, выявленные  в ходе инвентаризации, независимо  от причин их возникновения  вначале отражаются с целью  контроля проводкой:

 Дт  сч.94  «Недостачи и потери от порчи ценностей»                                            

  Кт  сч.10,43 -Недостачи ценностей, выявленные  в ходе инвентаризации

     Недостающие и испорченные товарно-материальные  ценности  в  пределах действующих   норм естественной убыли рассматриваются  как  текущие  затраты   и списываются на издержки  производства или обращения:

Дт сч.20, 44                   

 Кт  сч.10, 43, 41 - Недостающие и испорченные товарно-материальные  ценности  в  пределах действующих  норм естественной убыли

     В том случае,  когда   недостачи   отсутствуют,   применение   норм естественной убыли на  установленные материальные ценности  не допускается. Размер потерь  в пределах  норм  естественной  убыли,  когда выявлена фактическая  недостача, определяется  после  зачета  недостачи  ценностей  их излишками по пересортице. Зачет по пересортице допускается в случаях:

     - по товарно-материальным ценностям   одного и то же наименования;

     - у одного и того же материально   ответственного лица;

     - за один и тот же отчетный  период;

     - в тождественных количествах.

    Обо всех фактах допущенной  пересортицы материально ответственные   лица дают письменные объяснения  комиссии.

    Если после зачета по пересортице   все же окажется недостача имущества, то нормы естественной убыли комиссия обязана применять только  по  тому  его наименованию,  по  которому  установлена  действительная  недостача.   Сумма превышения  стоимости  недостающих  ценностей  по  результатам  зачета   над стоимостью ценностей, оказавшихся в излишке, подлежит отнесению на  виновных лиц.

Дт  сч.73-2  «Расчеты  с персоналом по возмещению материального

                       ущерба»        

Кт сч.94 – отнесение стоимости недостающих ценностей на виновных 

Информация о работе Учет товарно-материальных ценностей на предприятиях торговли