Учет расходов НКО

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы проанализировать учет расходов некоммерческой организации и разработать мероприятия усовершенствования бухгалтерского учета.Задачи работы:
- изучить теоретические аспекты учета и анализа расходов некоммерческих организаций;
- изучить, собенности учета расходов в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних имени М.С. Соломенцева «Ковчег»;- провести, анализ расходов в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних имени М.С. Соломенцева «Ковчег»; - разработать, пути совершенствования учета расходов в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних имени М.С. Соломенцева «Ковчег».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСХОДОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Учет расходов некоммерческой организации
Расходы некоммерческих организаций, осуществляемые за счет целевых поступлений
Отображение расходов в отчетности некоммерческой организации
ГЛАВА 2. УЧЕТ РАСХОДОВ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Краткая характеристика Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних имени М.С. Соломенцева «Ковчег»
Финансово-экономическая характеристика Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних имени М.С. Соломенцева «Ковчег»
Особенности учета расходов в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних имени М.С. Соломенцева «Ковчег»
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РАСХОДОВ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Анализ расходов в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних имени М.С. Соломенцева «Ковчег»
Пути совершенствования учета расходов в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних имени М.С. Соломенцева «Ковчег»
Список литературы

Работа содержит 1 файл

1 Учет расходов некоммерческой организации 6.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Некоммерческие организации (НКО) играют важнейшую созидательную роль в формировании современного гражданского общества в России, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных  и региональных задач, связанных с развитием экономики, социальной защитой населения. Многие актуальные сегодня вопросы, связанные с коренными преобразованиями в экономике и политике, формированием принципиально новых взаимоотношений между государством и обществом, касаются всех НКО и решать их следует совместными усилиями, учитывая интересы многих сторон.

В настоящее время существует ряд серьезных проблем, связанных  с  осуществлением в НКО учетного процесса, обусловленного спецификой их деятельности. За последнее десятилетие существующая система бухгалтерского учета претерпела серьезные изменения, которые направлены на сближение российского и международного учета и обусловлены развитием в России рыночной экономики. Однако при этом методология учета  расходов осталась без существенных изменений

Учет расходов (затрат) необходим  при осуществлении деятельности любой организации и является важным инструментом ее регулирования. Финансирование некоммерческой организации  состоит из нескольких видов источников. Целевые средства даются НКО на конкретные цели, и гражданская позиция руководства и работников заключается в том, чтобы минимизировать расходы. Это учитывается еще на стадии составлении заявки или запроса на привлечение целевых средств для проведения той или иной программы.

Теоретическая  и методологическая основа. В основу разработки и исследования проблем бухгалтерского учета НКО были положены труды известных отечественных и зарубежных ученых. Глобальные вопросы теории и практики бухгалтерского  учета и аудита отражены в трудах А.С. Бакаева, П.С. Безруких, И.Н. Богатой, Н.А. Бреславцевой, Н.Д. Врублевского,  В.Г. Гетьмана, О.В. Голосова, Е.М. Гутцайт, В.А. Ерофееевой, Ю.А. Данилевского, Н.П. Кондракова, Н.Т. Лабынцева, А.Д. Ларионова, М.В. Мельник, В.Д. Новодворского, П. Фридмана и других.

Значительный вклад в  исследование вопросов, связанных с  особенностями учета НКО, внесли российские и зарубежные экономисты: Е.Р. Баханькова, П.Ю. Гамольский, С.М. Джаарбеков, К. Друри, В.Р. Захарьин, Г.Ю. Касьянова, С.Б. Константинова, М.Л. Макальская, С.Ю. Матвеев, А.С. Морозов, А. В. Началов, Н.А. Пирожкова, Г.И. Пашигорева, В.И. Пилипенко, Б. Райан, С.Н. Старостин, Е.Л. Шекова, М.В. Щеренко, М.В. Цинцинадзе, Т.В. Юрьева, К. Уорд, Н.Б. Языкова и другие.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы проанализировать учет расходов некоммерческой организации и разработать мероприятия усовершенствования бухгалтерского учета.

Задачи работы:

- изучить теоретические  аспекты учета и анализа расходов  некоммерческих организаций;

- изучить, собенности учета расходов в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних  имени  М.С. Соломенцева «Ковчег»;

- провести, анализ расходов в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних  имени  М.С. Соломенцева «Ковчег»

- разработать, пути совершенствования учета расходов в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних  имени  М.С. Соломенцева «Ковчег».

Предметом исследования являются учет расходов некоммерческой организации.

Объектом исследования является Некоммерческая организация – Социально- реабилитационный центр.

Теоретическая значимость исследования. Теоретические результаты дипломной работы открывают возможности осуществления научных исследований по проблемам учета и анализа расходов в практику отечественных НКО.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее теоретические и методологические результаты доведены до практических выводов и рекомендаций. Содержащиеся в работе предложения могут быть использованы при разработке программы развития бухгалтерского учета некоммерческих организаций.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и  приложений.

В первой главе  было рассмотрено теоретические аспекты  учета и анализа расходов некоммерческих организаций: рассмотрен учет расходов некоммерческой организации; расходы некоммерческих организаций, осуществляемые за счет целевых поступлений ; отображение расходов  в отчетности некоммерческой организации.

Во второй главе  был проведен анализ учета расходов некоммерческой организации: дана краткая характеристика Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних  имени М.С. Соломенцева «Ковчег» ; финансово-экономическая характеристика Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних  имени М.С. Соломенцева «Ковчег» , проанализированы особенности ведения учета расходов в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних  имени М.С. Соломенцева «Ковчег».

В третьей главе проведен анализ  расходов некоммерческой организации и даны рекомендации совершенствования учета расходов в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних  имени  М.С. Соломенцева «Ковчег».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  УЧЕТА  И АНАЛИЗА РАСХОДОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    1. Учет расходов некоммерческой организации

Для некоммерческих организаций учет расходов (управленческий учет) связан с такими документами, как смета или бюджет. В западных странах в управленческом учете термин «бюджет» используется в смысле, который близок нашему уже устоявшемуся понятию сметы (смета доходов и расходов).

Смета - документ административно-финансовый1. Естественно, бухгалтер, должен знать содержание сметы, но организации следует иметь финансового менеджера (или менеджера проекта), который занимается сметами и контролем над их исполнением.

Для любой организации необходима сознательная координация деятельности людей, входящих в ее состав, для достижения целей организации, т.е. менеджмент. Чтобы обеспечить вышеназванную координацию, необходимо сформулировать цели организации, продумать и довести до сведения работников характер действий, которые каждый из них должен осуществить для достижения целей, обеспечить работников ресурсами и создать условия для успешной работы. Важным инструментом этого процесса является планирование деятельности. Планирование — это упорядоченный процесс, позволяющий организациям определить, чего они хотят достичь и как это сделать2.

Даже в условиях рыночной экономики планирование в  некоммерческих организациях носит  централизованный административный характер, оно задает организации различные параметры ее деятельности.

Можно выделить три вида планирования, отличающиеся временным периодом и, соответственно, степенью детализации проработки планов.

Первый уровень  планирования — прогнозирование (стратегическое планирование). На втором уровне планирования — составлении программ — выбранное стратегическое направление конкретизируется. Для анализа выбираемых программ широко используется метод анализа «выгоды/затраты». В некоммерческих организациях он заключается в сопоставлении предполагаемых результатов, которые не всегда могут быть выражены количественной оценкой, с расходами, необходимыми для реализации этой программы3.

Третий уровень  — бюджетное планирование — самый  детализированный уровень планирования. Он представляет собой процесс подготовки отдельных бюджетов (смет) по структурным подразделениям организации (если они есть) или функциональным направлениям ее деятельности. Бюджет является ключевым инструментом и системы управленческого контроля. Его составляют и коммерческие, и некоммерческие организации .

Среди особо  значимых функций бюджета можно  выделить4:

  • планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
  • координацию различных видов деятельности и отдельных подразделений;
  • согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
  • стимулирование руководителей проектов и программ в достижении целей по своим центрам ответственности;
  • контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины.

Бюджеты в НКО  могут быть детализированы. Так, может  быть составлен оперативный бюджет (смета) с выделением:

  • бюджета закупки/использования материалов;
  • бюджета трудовых затрат;
  • бюджета административных расходов.

Может быть составлен  также финансовый бюджет (смета), где  отражаются предполагаемые источники  финансирования и направления их использования. Он может состоять из:

  • бюджета капитальных расходов;
  • прогноза денежных потоков или бюджета денежных средств;
  • прогнозного отчета о финансовом положении организации.

Финансовых  бюджетов (смет) в некоммерческой организации должно быть столько, сколько программ проектов организация выполняет и сколько источников финансирования имеется в отчетном периоде. Бюджет в некоммерческой организации должен обязательно соответствовать требованиями пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»5. Бюджет организации является единственным документом, который определяет структуру расходов и их суммовую оценку. После выхода 25 главы НК РФ при составлении доходной части бюджета целесообразно руководствоваться терминами, приведенными в статье 251, т.е. использовать те формулировки, которые определяют поступления в некоммерческие организации не признаваемыми доходами в целях налогообложения.

Как правило, расходная  часть сметы делится на две  части6. Основная часть — это расходы, непосредственно связанные с проектом, вторая, меньшая часть — это административные расходы. Один и тот же вид расходов может различаться по экономическому смыслу. Наиболее часто к расходной части сметы (бюджета) относятся статьи «Заработная плата и отчисления на социальные нужды», «Аренда», «Транспортные расходы», «Канцелярские расходы», «Хозяйственные расходы», «Покупка оргтехники и мебели». Остальные статьи расходов зависят от того, чем занимается организация. Расходы по указанным статьям могут попасть в разные разделы сметы. Например, зарплата сотрудника организации, который занимается приемом клиентов, т.е., например, является социальным работником, должна быть отнесена к части финансирования проекта, а зарплата бухгалтера или секретаря — это, как правило, административные расходы. Расходы можно обобщать, можно разделять, т.е. группировать так, чтобы было удобно контролировать и управлять проектом.

При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами .

Если в организации  реализуется несколько программ, а стало быть, имеется несколько  бюджетов, то статьи расходов, свойственные нескольким из них, в том числе  административные, могут быть распределены по этим бюджетам исходя из различных принципов, зафиксированных на основании Положения об учетной политике или иных распорядительных документов руководства организации. Например, административные расходы могут поочередно и последовательно относиться сначала на одну программу, затем, после того как полностью будет освоена предусмотренная в смете сумма, — на другую программу, и т.д. Или административные расходы распределяются пропорционально какому-либо выбранному критерию7:

  • сумме заработной платы сотрудников, непосредственно занятых в реализации проекта;
  • сумме материальных расходов по проекту, и т.д.

На каждый участок  деятельности может быть разработан отдельный бюджет. Например, бюджет транспортных расходов или бюджет поступления  медикаментов в рамках благотворительной программы. В отличие от финансового бюджета, с которым обычно работают бухгалтеры, где все учтено в денежных единицах, в таких бюджетах могут быть использованы любые удобные учетные единицы. В деятельности некоммерческих организаций, наряду с денежными измерителями, могут быть использованы человеко-часы или, например, килограммы переданной гуманитарной помощи, если говорить о продуктах, или даже штуки, если говорить о вещах или предметах.

Итак, в составе  расходов некоммерческой организации, не занимающейся предпринимательской деятельностью, можно выделить прямые расходы на выполнение некоммерческих проектов (программ) и косвенные, или административные расходы.

    1. Расходы некоммерческих организаций, осуществляемые за счет целевых поступлений

 

В силу социального характера деятельности некоммерческой организации полученные ею доходы, как правило, не покрывают расходов на ее содержание и ведение уставной деятельности. Основным источником финансирования деятельности некоммерческой организации являются безвозмездные поступления, полученные от других организаций и физических лиц, в частности разного рода взносы и пожертвования.

При этом, согласно п. 2 ст. 251 НК РФ, такого рода целевые  поступления на содержание не­коммерческой  организации и ведение ею уставной деятельности не облагаются налогом на прибыль при условии их целевого использования.

Информация о работе Учет расходов НКО