Учет расчетов с подотчетными лицами

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения аудита расчетов с подотчетными лицами, с целью выяснения типичных ошибок при учете таких расчетов. Изучение выбранной темы также дает возможность оценить способы избежания ошибок, допускаемых при учете расчетов с подотчетными лицами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические основы бухгалтерского учета, анализа и аудита расчетов с подотчетными лицами……………………………………………………………6

1.1.Сущность, основы и учет расчетов с подотчетными лицами…………...…6

1.2.Законодательство и нормативно-правовая база расчетов с подотчетными лицами……………………………………………………………………………10

1.3. Цели и задачи аудита расчетов с подотчетными лицами………………...13

2.Планирование аудита расчетов с подотчетными лицами……………….…..21

2.1. Краткая характеристика аудируемого предприятия ЗАО «Гелайн Ко»…21

2.2. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля………………………………………………………………………….22

2.3. Определение уровня существенности и аудиторского риска……..…….32

2.4. Программа аудита расчетов с подотчетными лицами……………..…….35

3. Аудиторская проверка в ЗАО «Гелайн Ко»………………….......................37

3.1. Аудиторские процедуры………………………………………………..….37

3.2. Оформление результатов аудиторской проверки…………………..……38

3.3. Отчет аудиторской фирмы исполнительному органу……………………39

Заключение……………………………………………………………………….42

Список литературы………………………………………………………………46

Работа содержит 1 файл

Аудит1.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

     При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

     а) деятельность аудируемого лица (общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; общий уровень компетентности руководства;)

     б) системы бухгалтерского учета и  внутреннего контроля (учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица; планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

     в) риск и существенность (ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; установление уровней существенности для аудита; выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

     г) характер, временные рамки и объем  процедур (относительную важность различных разделов учета для проведения аудита; влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей; существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

     д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной  работы (привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; привлечение экспертов; количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга; количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

     е) прочие аспекты (возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом; обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц; особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства; срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу; форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

     В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. №307-Ф3, цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами .

     Порядок проведения аудита расчетов с подотчетными лицами

     Планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от его качества выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

     - предварительное планирование;

     - изучение системы бухгалтерского учета;

     - оценка системы внутреннего контроля;

     - установление уровня существенности;

     - определение аудиторского риска;

     - подготовка общего плана и программы аудита.

     В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования на примере аудита расчетов с подотчетными лицами в ЗАО «Гелайн Ко».

     Предварительное планирование в ЗАО «Гелайн Ко» началось с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля. Беседы строились таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Принимая во внимание пожелания руководства, и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор подчеркнул круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулировал цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

     На этапе предварительного планирования прошло ознакомление с экономическими условиями функционирования ЗАО «Гелайн Ко»,  видами его деятельности. Изучение этих базовых вопросов позволило аудитору получить общее представление о деятельности организации. Основным источником информации на данном этапе выступила письменно зафиксированная учетная политика организации, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитор проанализировал содержание учетной политики организации, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета.

     Ознакомившись с содержанием принципов и правил ведения бухгалтерского учета, принятых в ЗАО «Гелайн Ко» аудитор приступил к оценке организационной структуры, на которую возложена функция учета расчетов с подотчетными лицами.

     На этапе предварительного планирования была оценена квалификация сотрудников подразделений с учетом уровня образования, практического опыта, периодичности повышения квалификации, стажировок. Завершило данный этап изучение отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.

     Изучение системы бухгалтерского учета в ЗАО «Гелайн Ко» предполагало изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Обзорная проверка началась с изучения типичных бухгалтерских проводок по учету расчетов с подотчетными лицами, установления фактического наличия и правильности оформления первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета (табл.3).

     Таблица 3.- Тест проверки состояния бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами в ЗАО «Гелайн Ко»

№ п\п Объект  исследования Да Нет
1 2 3 4
1 Утверждена  ли учетная политика, в которой  проработаны основные принципы ведения  бухгалтерского учета? +  
2 Соблюдается ли действующее законодательство РФ при  совершении хозяйственных операций? +  
3 Существует  ли в бухгалтерии четкое распределение  обязанностей и полномочий между  работниками? +  
4 Имеется ли в  бухгалтерии сотрудник, отвечающий за учет расчетов с подотчетными лицам? +  
5 Разработаны ли схемы отражения на счетах операций по расчету с подотчетными лицами? +  
6 Регулярно ли сверяются  данные авансовых отчетов с данными  учетных регистров и первичных  документов? +  
7 Существует  ли в организации график документооборота? +  
8 Организован ли раздельный синтетический и аналитический  учет расчетов с подотчетными лицами? +  
9 Применяются ли в организации специализированные программы при ведении бухгалтерского учета? +  
10 Утвержден ли в  организации список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды +  
11 Имеется ли в  организации журнал регистрации  работников, направленных в командировки, в т.ч. загранкомандировки +  
12 Оформляются ли приказы по командировкам, даются ли командируемым работникам письменные задания +  
13 Наличие случаев  возврата подотчетных сумм без их использования и возможного скрытого авансирования подотчетных лиц +  
14 Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет  суммам +  
15 Наличие случаев  передачи подотчетных сумм от одного лица другому   +
16 Облагаются  ли подоходным налогом командировочные  расходы, выплачиваемые сверх норм и возмещаемые по решению руководителя организации   +
1 2 3 4
17 Организован ли аналитический учет командировочных расходов в пределах норм и сверх норм для целей налогообложения +  
18 Производится  ли расчет сумм, причитающихся работнику  на командировки +  
19 Проверяется ли правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам +  
20 Своевременно ли взыскивается задолженность, нет ли случаев технических ошибок списания сумм задолженности с подотчетных лиц без оправдательных документов на счета затрат   +
21 Проверяется ли полнота оприходования товарно-материальных ценностей, приобретенных за счет подотчетных сумм +  
22 Своевременно  ли составляются авансовые отчеты   +
23 Своевременно  ли представляются письменные отчеты по командировкам   +
 

     Правилами     аудиторской    деятельности неотъемлемый  риск  (НР)  определяется как вероятность того, что данные балансового счета или отдельные хозяйственные операции не соответствуют   действительности,  так  как  содержат  недостоверную информацию,  которая  сама по себе или вместе с другой недостоверной информацией  по  данным  других  балансовых счетов или хозяйственных операций  искажает  бухгалтерскую  (финансовую)  отчетность и статьи бухгалтерского баланса.

     Таким  образом, на этапе  планирования аудита аудитор  знакомится с особенностями бизнеса предприятия-заказчика, руководствуясь в этой работе  требованиями  и  положениями аудиторского правила «Понимание деятельности  проверяемого  юридического  лица  или  индивидуального предпринимателя»,   утвержденного   постановлением   Минфина  РБ  от 19.06.2002  № 86.  Итогом  этой  работы при подготовке плана аудита должна  стать  оценка возможных величин внутрихозяйственного риска в отношении  отдельных  статей  баланса  и  показателей  бухгалтерской (финансовой)  отчетности  или  в отношении конкретных счетов и групп хозяйственных операций, сформированных по определенным критериям.

     Выделяют  несколько методов оценки неотъемлемого риска.

     Первый  и  наиболее  распространенный  -  аудитор  дает  оценку приблизительно,  без  конкретных цифровых расчетов, полагаясь больше на интуицию.

          По  второму  методу  оценка  дается на основании тест-анкеты, в которой   сопоставляется   информация   о   состоянии   дел  как  на предприятии,  так и в отрасли в целом. Каждому фактору присваивается определенное  количество  баллов  (от  0  до  5).  После  проведения тестирования   полученные  результаты  суммируются  и  на  основании формулы: 100% - (сумма баллов / 5) определяется величина риска.

          Третий  метод  также основан  на данных тест-анкеты. Речь идет о присвоении каждому вопросу соответствующей категории - 1, 2 или 3-й.

     Величина  риска определяется в зависимости  от суммы набранных баллов по всем положительным ответам. Необходимо добавить, что сумма баллов для  определения  интервала рассчитывается путем деления максимально возможного  количества  ответов  на количество распределения уровней риска, т.е. на три - низкий, средний, высокий.

     По результатам изучения системы бухгалтерского учета и на основании данных теста, показанных в таблице 3 аудитор полагает, что неотъемлемый риск может составлять порядка 80% .

     При проверке операций по учету расчетов с подотчетными лицами аудитором был использован тест внутреннего контроля, что позволило оценить его надежность и скорректировать программу проведения проверки. На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор собрал достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принятия решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться.

     Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию (табл. 4).

     Риск  средств контроля (РСК) представляет собой оценку действенности системы внутреннего контроля клиента с точки зрения ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки. Система внутреннего контроля предприятия образуется подсистемами внутрихозяйственного контроля и внутреннего аудита. В свою очередь, в подсистеме внутрихозяйственного контроля, функции которого реализуют все структурные подразделения аппарата управления, особо следует выделить внутрихозяйственный контроль, реализуемый специалистами финансовой службы. Поэтому при определении риска контроля необходимо оценить надежность и действенность подсистем внутрихозяйственного контроля и внутреннего аудита.

     Для оценки уровня риска контроля необходимо сделать:

  • убедиться в наличии и ознакомиться с системой внутреннего контроля клиента (наличие и качество организационных регламентов: Положения о внутрихозяйственном контроле и закрепление контрольных функций в должностных инструкциях персонала (особенно бухгалтеров); Положения о внутреннем аудите и должностных инструкций внутренних аудиторов);
  • убедиться в наличии и установить степень конкретности и детальности планов и программ деятельности службы внутреннего аудита;
  • установить степень полноты и соответствия программам проверок рабочих документов и отчетов внутренних аудиторов;
  • убедиться в степени обоснованности примененных методик внутреннего аудита отдельных объектов;
  • на основе имеющейся внутренней контрольной информации (ведомости контроля отдельных объектов, контрольных расчетов, актов обследований, заключения внутренних аудиторов) оценить качество функционирования системы внутреннего контроля в целом;
  • установить действенность мероприятий, корректирующих воздействий, предпринятых по результатам внутреннего аудита;
  • протестировать контрольные моменты, подтверждающие качество системы внутреннего контроля (визуально оценить аккуратность, правильность и своевременность ведения учетных регистров, соответствие остатков по журналам-ордерам (машинограммам) и по счетам Главной книги, правильность корреспонденции счетов и др.);
  • определить состояние контроля качества работы внутренних аудиторов со стороны руководителя службы внутреннего аудита;
  • ознакомиться с кадровой политикой в отношении внутренних аудиторов (личные дела, квалификационные документы, программы профессиональной подготовки).

Информация о работе Учет расчетов с подотчетными лицами