Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:19, курсовая работа
Поэтому целью данной курсовой работы является изучение организации учета ЕСН и предложения по его совершенствованию.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучение порядка начисления ЕСН;
2) изучение документации по ЕСН;
3) изучение актуальных вопросов по данной теме;
4) выявление недостатков по учету ЕСН на предприятии;
5) совершенствование учета ЕСН на предприятии.
Объектом исследования было выбрано МУП «Новгородский водоканал».
Введение 3
1 Теоретическое обоснование учета ЕСН 5
Нормативное обеспечение учета ЕСН 5
Актуальные вопросы учета ЕСН 7
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 13
МУП «Новгородский водоканал»
2.1 Организационная характеристика МУП «Новгородский
Водоканал» 13
2.2 Экономическая характеристика предприятия 16
3 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению 18
3.1 Основные положения по учету расчетов по единому
социальному налогу 18
3.2 Учет расчетов по страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование 25
3.3 Учет расчетов по средствам Фонда социального страхования 31
3.4 Учет расчетов по страховым взносам на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний 34
3.5 Синтетический учет операций, связанных с учетом расчетов
по ЕСН 39
4 Документальное оформление учета ЕСН 42
Совершенствование учета ЕСН 45
Выводы и предложения 47
Список используемой литературы 49
Основным
отраслевым документом, регламентирующим
деятельность предприятия, является Постановление
Правительства РФ от 12.02.99 г. №167 «Об утверждении
правил пользования системами коммунального
водоснабжения и канализации в Российской
Федерации» и Постановление Правительства
РФ от 23 мая 2006 г. №307 "О порядке предоставления
коммунальных услуг гражданам"
Рисунок 2.1 –
Организационная структура МУП «Новгородский
водоканал»
2.2
Экономическая характеристика
предприятия
Основные экономические показатели, характеризующие деятельность МУП «Новгородский водоканал» представлены в таблице 2.1, используя данные из балансов и отчетов о прибылях и убытках (приложение А).
Данные таблицы свидетельствуют, что на предприятии среднесписочная численность работников в 2007 увеличилась по сравнению с 2005 годом.
Произошел
незначительный рост среднегодовой
стоимости ОПФ, который связан с
приобретением нового оборудования.
Стоимость оборотных активов выросла
почти наполовину относительно 2005 года,
что свидетельствует об увеличении выполнения
работ предприятием. Рост себестоимости
продукции составил 37%, вызванный ростом
цен на сырье и материалы, вырос показатель
выручки от продаж - 36% соответственно.
Таблица 2.1 – Экономические показатели МУП «Новгородский водоканал»
Показатель,
тыс. руб. |
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2007 г. к 2005 г., % |
Среднегодовая стоимость ОПФ | 242391 |
239802 |
260058 |
107,3 |
Стоимость
оборотных активов |
136089 |
159557 |
203634 |
149,6 |
Среднесписочная
численность
работников, чел. |
850 |
855 |
864 |
101,6 |
Себестоимость | 302036 | 373331 | 414748 | 137,3 |
Выручка
от
продаж |
338260 |
394502 |
458743 |
135,6 |
Прибыль
от
продаж |
36224 |
21171 |
43995 |
121,5 |
Фондоотдача, % | 15,3 | 9,7 | 17,3 | + 2 п.п. |
Рентабельность продаж, % | 10,9 |
5,8 |
9,9 |
- 1п.п. |
В
связи с увеличением работ
на предприятии выросла прибыль. Показатель
фондоотдачи увеличился, но незначительно,
а рентабельность продаж снизилась, так
как произошло увеличение себестоимости
продукции, которое превышает увеличение
прибыли от продаж. Следовательно, предприятию
надо снижать издержки производства, чтобы
добиться роста показателя рентабельности.
3 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
3.1
Основные положения
по учету расчетов по
единому
социальному налогу
Единый социальный налог (далее - ЕСН) установлен гл. 24 «Единый социальный налог» части второй НК РФ (3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 НК РФ МУП «Новгородский водоканал» признается плательщиком налога как организация, производящая выплаты физическим лицам.
Объектом налогообложения для предприятия признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые им в пользу физических лиц по трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг по видам деятельности, выполняемым «Новгородским водоканалом». Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Указанные
выше выплаты и вознаграждения (вне
зависимости от формы, в которой они производятся)
не признаются объектом налогообложения,
если у налогоплательщиков-
Для предприятия налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных НК РФ и начисленных предприятием за налоговый период в пользу физических лиц.
Не подлежат налогообложению ЕСН, в частности в «Новгородском водоканале», следующие выплаты:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с:
- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
- бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
- оплатой стоимости и/или выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
- возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
- расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;
- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
- выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);
3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
- физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
- членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи;
- работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка;
4) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;
5) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ;
6) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;
7) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.
В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ), помимо выплат, указанных выше в пунктах 1 и 2, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам.
Налоговым периодом по ЕСН является календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии со ст. 241 НК РФ ставки единого социального налога дифференцированы по различным категориям работодателей.
Установлены ставки единого социального налога по различным категориям работодателей (приложение Д). МУП «Новгородский водоканал», согласно пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса РФ, относится к категории налогоплательщиков, «производящих выплаты физическим лицам, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Применяются следующие налоговые ставки.
Для организации дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) (3).
Порядок исчисления единого социального налога, порядок и сроки уплаты ЕСН установлены ст. 243 Н К РФ.
Согласно
этой статье суммы ЕСН должны исчисляться
и уплачиваться организациями-
В
течение налогового (отчетного) периода
по итогам каждого календарного месяца
налогоплательщиком-
Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей (3).
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца (3).
По
итогам отчетного периода
Разница между суммой ЕСН, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами ЕСН, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период.
Сумма налога (авансовых платежей по налогу), подлежащая перечислению в федеральный бюджет и соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях.
Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу) менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Уплата налога (авансовых платежей по ЕСН) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, ФСС РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).
Сумма ЕСН (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на всю сумму начисленных им за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), исчисленных исходя из тарифов страховых взносов (3).