Учет поступления материалов, синтетический и аналитический учет материальных ресурсов и пути его совершенствования (на примере ООО «Мета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: ООО «МеталПрофиль»

Цель работы: изучить структуру материальных ресурсов, документальное оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организация оперативного и бухгалтерского учета расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в производстве на изучаемом предприятии

Содержание

Введение

1 Сущность и значение материальных ресурсов в производственной деятельности предприятий железной дороги

1.1 Материальные ресурсы, их классификация и значение в производственной деятельности предприятий

1.2 Оценка материальных ресурсов в отечественной и зарубежной практике

1.3 Значение и задачи бухгалтерского учета материальных ресурсов

1.4 Нормативно-правовое регулирование учета материальных ресурсов в Республике Беларусь

2 Краткая экономическая характеристика организации, на материалах которой выполнена курсовая работа

3 Синтетический и аналитический учет поступления материальных ресурсов и пути его совершенствования в рыночных условиях хозяйствования

3.1 Документальное оформление поступления материалов

3.2 Организация учета материалов на складе и его связь с системой бухгалтерского учета

3.3 Организация синтетического и аналитического учета поступления материалов

3.4 Организация контроля за состоянием и наличием материальных ресурсов

3.5 Основные направления совершенствования учета материальных ресурсов в условиях применения ЭВМ и международных стандартов

4 Расчетная часть

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

план работы (Восстановлен).doc

— 1.52 Мб (Скачать)

   Таблица 3.1 – Хозяйственные операции по учету поступления материалов 
 

Содержание  операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
дебет кредит
Поступление материальных ресурсов от поставщиков 10 60 на стоимость  поступивших материалов по ценам  поставщиков со всеми наценками  сбытовых и снабженческих организаций  и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, включая оплату процентов  за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком
Принятие  к учету материалов, поступивших  в счет погашения недостач или  долга 10 76 на стоимость  услуг, оплачиваемых транспортным организациям
Принятие  к учету неиспользованных в производстве материалов 10 23 на расходы  по доставке материалов собственным  транспортом и на фактическую  себестоимость материалов собственного производства
Принятие  к учету неиспользованных в производстве материалов 10 20 на стоимость  возвратных отходов
 
 

3.2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ НА СКЛАДЕ И ЕГО СВЯЗЬ С СИСТЕМОЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 
 

    Для обеспечения производственной программы  соответствующими материальными ресурсами в организации созданы специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, и других материалов. Кроме центрального склада в г.Заславль в различных региональных представительствах также существуют склады готовой продукции. Каждому складу приказом по организации присваивается постоянный номер (1-Главный склад, 2-Склад готовой продукции, 3-Склад свободной продукции, 4-Склад Москва, 5-Склад водосточки и изделий), который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада.

    На  складах материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них - по группам, типо- и сорторазмерам, в ящиках, на стеллажах, полках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия.

    Учет  материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером организации. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

    От  занимаемой должности кладовщик  может быть освобожден только после  инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем организации.

    На  каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В материальном ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, количество, инициалы лица, ответственного за заказ и номер склада.

    Учет  движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов (Приложение Г). На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку.

    Карточки  открывают в бухгалтерии и  записывают в них следующие данные: номер склада, наименование материалов, их марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер. После этого карточки передают на склад, где кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов.

    Запись  в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, накладных и т. п.) и день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов.

    Однако  такие карточки используют только кладовщики региональных представительств, так как у них в подотчете находится только готовая продукция. На центральном складе в г.Заславль учет материалов ведется автоматизированно. Вместо карточек учета материалов применяют систематически составляемые материальные ведомости движения и остатков материалов на складах (Приложение Д). В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках учета материалов. Эти ведомости используются для контроля за движением и состоянием материалов на складе и оперативного управления производством.

    Первичные документы после записи их данных в карточки учета материалов передают в бухгалтерию. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.                                              

    В региональных представительствах материально ответственные лица составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию в офис в г.Минске. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца их поступления, расходе и остатке на конец месяца.

    При использовании материальных отчетов  отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.

    Все первичные документы по движению материалов со складов в г.Заславль и региональных складов организации поступают в бухгалтерию. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению материалов.

    Для учета в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материала карточки аналитического учета, в которые записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета. Данные о начальных остатках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений. 
 

3.3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ 
 

    Обобщенные  данные о наличии и движении запасов систематизируются в бухгалтерии организации на счетах синтетического учета. К таким счетам относится прежде всего счет 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

    Для учета налога на добавленную стоимость, приходящегося на производственные запасы, применяется счет 18/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».

    Не  принадлежащие организации ценности учитываются на забалансовых счетах: материалы на ответственном хранении - на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»; сырье и материалы заказчика, принятые в переработку (давальческое сырье), но не оплачиваемые,- на счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

    На  синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической  себестоимости или по учетным  ценам. В первом случае в дебет  перечисленных счетов относят все  расходы по их приобретению.

    Синтетический учет товаров ведется на счете 41 "Товары" по субсчетам в соответствии с Рабочим планом счетов.

    Товары, приобретенные для перепродажи, находящиеся на складе учитываются  по дебету счёта 41"Товары" по фактической  себестоимости их приобретения.

    Переданные  со склада товары в торговлю учитываются по дебету счёта 41 "Товары" по продажной стоимости. Разница между продажной и покупной стоимостью – торговая наценка учитывается на счете 42 "Торговая наценка".

    Аналитический учет товаров ведется в количественно - стоимостном выражении, т.е. по наименованиям товаров, по количеству и фактической себестоимости. 
 

3.4 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ И НАЛИЧИЕМ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 
 

    На  любом предприятии должен быть обеспечен  постоянный контроль за сохранностью имеющихся материальных ценностей. Важным приемом такого контроля является инвентаризация, которая позволяет контролировать как сохранность собственности предприятия, так и правильность ведения бухгалтерского учета. При инвентаризации проверяют наличие материалов на определенную дату путем пересчета, взвешивания, определения их объема и сопоставления полученных фактических данных с данными бухгалтерского учета.

    Инвентаризация  может быть частичная, когда проверяют  наличие ценностей в отдельных местах хранения, и полная, когда проверкой охватываются все ценности в организации в целом.

    Инвентаризация материалов должна осуществляться не менее одного раза в год перед составлением бухгалтерской отчетности.

    Проведение  инвентаризации обязательно также в следующих случаях:

    - при смене материально ответственных  лиц (на день приемки-передачи  дел);

    - при установлении фактов хищений  или злоупотреблений, а также  порчи ценностей;

    - в случаях пожара, стихийных бедствий  или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

    - в других случаях, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь.

    Основная  цель инвентаризации – выявление  фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и  стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются:

    • сохранность товарно-материальных ценностей;
    • правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента;
    • порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.

    Организует  и руководит проведением инвентаризации руководитель (директор) предприятия или его заместитель, или главный бухгалтер.

    Инвентаризация  материалов осуществляется инвентаризационными  комиссиями при обязательном участии  материально ответственных лиц. Комиссия должна состоять из компетентных лиц и назначаться приказом руководителя предприятия.

    К началу инвентаризации в карточках  складского учета должны быть отражены все операции по движению материалов; по каждому из них выведены остатки  на день инвентаризации; первичные  документы по движению материалов необходимо сдать в бухгалтерию и подвергнуть бухгалтерской обработке. Факт сдачи всех документов в бухгалтерию и отсутствия неоприходованных или несписанных ценностей материально ответственные лица подтверждают письменно.

    При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание или обмер каждого вида (сорта) материалов и полученные фактические результаты записывает в инвентаризационные описи (Приложение Е). Запись производится по каждому отдельному наименованию материалов с указанием номенклатурного номера, вида, группы, партии, сорта, в единицах счета, меры.

    При осуществлении инвентаризации учитываются  специфические особенности отдельных  видов материалов. В частности, тара записывается в опись по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). На тару, пришедшую в негодность, составляется акт на списание (Приложение Ж) с указанием причин негодности и лиц, ответственных за тару.

    Описи подписываются всеми членами  комиссии и материально ответственными лицами, которые подтверждают, что  все материалы проверены в  их присутствии и претензий к  комиссии они не имеют.

Информация о работе Учет поступления материалов, синтетический и аналитический учет материальных ресурсов и пути его совершенствования (на примере ООО «Мета