Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 21:13, курсовая работа
Объект исследования: ООО «МеталПрофиль»
Цель работы: изучить структуру материальных ресурсов, документальное оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организация оперативного и бухгалтерского учета расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в производстве на изучаемом предприятии
Введение
1 Сущность и значение материальных ресурсов в производственной деятельности предприятий железной дороги
1.1 Материальные ресурсы, их классификация и значение в производственной деятельности предприятий
1.2 Оценка материальных ресурсов в отечественной и зарубежной практике
1.3 Значение и задачи бухгалтерского учета материальных ресурсов
1.4 Нормативно-правовое регулирование учета материальных ресурсов в Республике Беларусь
2 Краткая экономическая характеристика организации, на материалах которой выполнена курсовая работа
3 Синтетический и аналитический учет поступления материальных ресурсов и пути его совершенствования в рыночных условиях хозяйствования
3.1 Документальное оформление поступления материалов
3.2 Организация учета материалов на складе и его связь с системой бухгалтерского учета
3.3 Организация синтетического и аналитического учета поступления материалов
3.4 Организация контроля за состоянием и наличием материальных ресурсов
3.5 Основные направления совершенствования учета материальных ресурсов в условиях применения ЭВМ и международных стандартов
4 Расчетная часть
Заключение
Список использованных источников
Таблица
3.1 – Хозяйственные
операции по учету поступления
материалов
Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | ||
Поступление материальных ресурсов от поставщиков | 10 | 60 | на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком |
Принятие к учету материалов, поступивших в счет погашения недостач или долга | 10 | 76 | на стоимость услуг, оплачиваемых транспортным организациям |
Принятие к учету неиспользованных в производстве материалов | 10 | 23 | на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства |
Принятие к учету неиспользованных в производстве материалов | 10 | 20 | на стоимость возвратных отходов |
3.2 ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ НА
СКЛАДЕ И ЕГО СВЯЗЬ С
СИСТЕМОЙ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА
Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами в организации созданы специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, и других материалов. Кроме центрального склада в г.Заславль в различных региональных представительствах также существуют склады готовой продукции. Каждому складу приказом по организации присваивается постоянный номер (1-Главный склад, 2-Склад готовой продукции, 3-Склад свободной продукции, 4-Склад Москва, 5-Склад водосточки и изделий), который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада.
На складах материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них - по группам, типо- и сорторазмерам, в ящиках, на стеллажах, полках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия.
Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером организации. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем организации.
На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В материальном ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, количество, инициалы лица, ответственного за заказ и номер склада.
Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов (Приложение Г). На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку.
Карточки открывают в бухгалтерии и записывают в них следующие данные: номер склада, наименование материалов, их марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер. После этого карточки передают на склад, где кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов.
Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, накладных и т. п.) и день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов.
Однако такие карточки используют только кладовщики региональных представительств, так как у них в подотчете находится только готовая продукция. На центральном складе в г.Заславль учет материалов ведется автоматизированно. Вместо карточек учета материалов применяют систематически составляемые материальные ведомости движения и остатков материалов на складах (Приложение Д). В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках учета материалов. Эти ведомости используются для контроля за движением и состоянием материалов на складе и оперативного управления производством.
Первичные
документы после записи их данных
в карточки учета материалов передают
в бухгалтерию. Сдачу документов оформляют
реестром, в котором указывают наименование
и номера сдаваемых документов.
В региональных представительствах материально ответственные лица составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию в офис в г.Минске. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца их поступления, расходе и остатке на конец месяца.
При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.
Все первичные документы по движению материалов со складов в г.Заславль и региональных складов организации поступают в бухгалтерию. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению материалов.
Для
учета в бухгалтерии открывают на каждый
вид и сорт материала карточки аналитического
учета, в которые записывают на основании
первичных документов операции по поступлению
и расходу материалов. Эти карточки отличаются
от карточек складского учета лишь тем,
что учет материалов в них ведут не только
в натуральном, но и в денежном выражении.
По окончании месяца по итоговым данным
карточек составляют сортовые количественно-суммовые
оборотные ведомости аналитического учета
и сверяют их с оборотами и остатками на
соответствующих синтетических счетах
и данными карточек складского учета.
Данные о начальных остатках и оборотах
по каждому номенклатурному номеру облегчают
поиск ошибок и расхождений.
3.3 ОРГАНИЗАЦИЯ
СИНТЕТИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО
УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ
Обобщенные данные о наличии и движении запасов систематизируются в бухгалтерии организации на счетах синтетического учета. К таким счетам относится прежде всего счет 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Для учета налога на добавленную стоимость, приходящегося на производственные запасы, применяется счет 18/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».
Не
принадлежащие организации
На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. В первом случае в дебет перечисленных счетов относят все расходы по их приобретению.
Синтетический учет товаров ведется на счете 41 "Товары" по субсчетам в соответствии с Рабочим планом счетов.
Товары, приобретенные для перепродажи, находящиеся на складе учитываются по дебету счёта 41"Товары" по фактической себестоимости их приобретения.
Переданные со склада товары в торговлю учитываются по дебету счёта 41 "Товары" по продажной стоимости. Разница между продажной и покупной стоимостью – торговая наценка учитывается на счете 42 "Торговая наценка".
Аналитический
учет товаров ведется в количественно
- стоимостном выражении, т.е. по наименованиям
товаров, по количеству и фактической
себестоимости.
3.4 ОРГАНИЗАЦИЯ
КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ
И НАЛИЧИЕМ МАТЕРИАЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ
На любом предприятии должен быть обеспечен постоянный контроль за сохранностью имеющихся материальных ценностей. Важным приемом такого контроля является инвентаризация, которая позволяет контролировать как сохранность собственности предприятия, так и правильность ведения бухгалтерского учета. При инвентаризации проверяют наличие материалов на определенную дату путем пересчета, взвешивания, определения их объема и сопоставления полученных фактических данных с данными бухгалтерского учета.
Инвентаризация может быть частичная, когда проверяют наличие ценностей в отдельных местах хранения, и полная, когда проверкой охватываются все ценности в организации в целом.
Инвентаризация материалов должна осуществляться не менее одного раза в год перед составлением бухгалтерской отчетности.
Проведение инвентаризации обязательно также в следующих случаях:
-
при смене материально
-
при установлении фактов
-
в случаях пожара, стихийных бедствий
или других чрезвычайных
-
в других случаях,
Основная цель инвентаризации – выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются:
Организует
и руководит проведением
Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационными комиссиями при обязательном участии материально ответственных лиц. Комиссия должна состоять из компетентных лиц и назначаться приказом руководителя предприятия.
К началу инвентаризации в карточках складского учета должны быть отражены все операции по движению материалов; по каждому из них выведены остатки на день инвентаризации; первичные документы по движению материалов необходимо сдать в бухгалтерию и подвергнуть бухгалтерской обработке. Факт сдачи всех документов в бухгалтерию и отсутствия неоприходованных или несписанных ценностей материально ответственные лица подтверждают письменно.
При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание или обмер каждого вида (сорта) материалов и полученные фактические результаты записывает в инвентаризационные описи (Приложение Е). Запись производится по каждому отдельному наименованию материалов с указанием номенклатурного номера, вида, группы, партии, сорта, в единицах счета, меры.
При
осуществлении инвентаризации учитываются
специфические особенности
Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, которые подтверждают, что все материалы проверены в их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.