Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение действующих в настоящее время нормативных актов в сфере учета основных средств, рассмотрение вопросов учета основных средств, оценки основных средств, особенности организации аналитического и синтетического учета объекта основных средств, классификации и структуры основных средств, переоценки основных средств, бухгалтерской отчетности организации, связанной с учетом основных средств, в соответствии с законодательством, действующим на момент написания данной работы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

    Так как передача имущества в счет вклада в уставный капитал не признается для целей бухгалтерского учета расходами, то остаточная стоимость имущества при такой передаче списывается со счетов учета имущества в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», минуя счет 91. Корреспонденция счетов представлена в таблице. 

Дебет Кредит Содержание  операции
76 01-выбытие основных средств Отражена передача основных средств в счет вклада в  уставный капитал другой организации  в размере его остаточной стоимости
58-1 76 Отражена задолженность  по вкладу на величину остаточной стоимости предаваемого объекта основных средств
91-9 99 Получена прибыль  от выбытия основного средства
99 91-9 Получен убыток от выбытия основного средства

     

    4. Учет амортизации  (износа) основных  средств 

    Под влиянием времени, воздействием сил природы и в процессе эксплуатации основные средства постепенно утрачивают свои первоначальные свойства, физические качества, подвергаясь физическому и моральному износу. В результате уменьшается реальная балансовая стоимость основных средств, которая возмещается путем начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов.

    Амортизация – это возмещение износа основных средств в стоимостном выражении, заключающееся  в постепенном переносе части стоимости основных средств на себестоимость выпускаемой продукции. Возмещение изношенных основных фондов возможно с помощью амортизационных отчислений.

    Амортизационные отчисления - это денежная оценка физического и морального износа основных фондов. Величина амортизационных отчислений устанавливается на основе установленных норм.

    При помощи нормы амортизационных отчислений можно определить долю балансовой стоимости  основных фондов (%), которая должна быть перенесена на производственную продукцию в течение года.

    В условиях рынка величина амортизационных отчислений оказывает большое влияние на экономику предприятия. Если установить очень высокую долю отчислений, то это увеличит величину издержек производства и снизит конкурентоспособность продукции, выпускаемой предприятием, а в результате уменьшит объем получаемой прибыли, что ограничит его возможности для развития. Если занизить долю отчислений, то это удлинит срок оборачиваемости средств, которые были вложены в приобретение основных фондов. Подобная ситуация приводит к их старению и снижению конкурентоспособности продукции и потере своих позиций на рынке.

    Начисление  амортизационных отчислений по объекту  основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем  принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта, либо до списания этого объекта с бухгалтерского учета.

    Не  амортизируются:

  • объекты мобилизационной подготовки, если они законсервированы и не используются в производстве или не сдаются в аренду;
  • основные средства некоммерческих организаций;
  • основные средства, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.).

    До  недавнего времени в бухгалтерском и налоговом учете был принят разный лимит стоимости имущества, при котором его признавали амортизируемым. Так, по правилам Налогового кодекса ограничение было установлено в сумме 10 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК - старая ред.), а в бухучете - 20 000 руб. [6]. Правда, законодатели разрешали фирмам для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять любую меньшую цифру, утвердив свое решение в учетной политике. Поэтому для того, чтобы облегчить свою работу и сблизить учеты, большинство компаний останавливались на цифре в 10 000. В результате фирмы переплачивали налог на имущество, однако избегали необходимости производить трудоемкие расчеты по ПБУ 18/02.

    С 2008 г. ситуация изменилась. Необходимые  поправки в Налоговый кодекс были внесены законом. Теперь "амортизируемым признается имущество первоначальной стоимостью больше 20 000 рублей" [3]. А вот более дешевые активы как в бухгалтерском, так и в налоговом учете могут быть единовременно учтены в составе материальных расходов [3].

    Книги, брошюры, бухгалтерская литература и техническая документация исключены законодателями из состава амортизируемого имущества. Их стоимость "включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения". При этом никаких лимитов по стоимости данных изданий в Налоговом кодексе нет. Так что, даже истратив на литературу больше двадцати тысяч рублей, можно смело принимать ее в расходы [19].

    Для начисления амортизации выбирают один из следующих методов [17]:

    1) линейный метод начисления амортизации - это равномерное начисление амортизации в течение всего срока полезного использования имущества. При этом месячная сумма амортизации рассчитывается как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости объекта и нормы амортизации:

    А = Сп x На / 100%, 

    где А - месячная (годовая) сумма амортизации (руб.);

    Сп - первоначальная стоимость основных средств (руб.);

    На - норма амортизации (%).

    Норма амортизации для каждого объекта  определяется по формуле: 

    На = 1 x 100% / N, 

    где N - срок полезного использования (месяцев);

    2) нелинейный метод начисления  амортизации - это ежемесячное  снижение амортизационных отчислений. Месячная сумма амортизации рассчитывается  как произведение остаточной  стоимости объекта амортизируемого  имущества и нормы амортизации: 

    А = Со x На / 100%, 

    где Со - остаточная стоимость основных средств (руб.).

    Норма амортизации определяется по формуле: 

    На = 2 x 100% / N. 

    Снижение  амортизационных отчислений производится до того месяца, в котором остаточная стоимость достигает 20% от его первоначальной (восстановительной) стоимости. В оставшийся срок полезного использования предприятие равномерно начисляет амортизацию, месячная сумма которой рассчитывается по формуле: 

    А = Б / М, 

    где Б - базовая стоимость объекта, используемая для дальнейших расчетов (руб.);

    М - количество месяцев, оставшихся до истечения  полезного использования объекта (месяцев).

    Если  амортизируемые основные средства используются для работы в условиях агрессивной  среды и (или) повышенной сменности, то к основной норме амортизации их владелец может применять специальный коэффициент, но не выше 2. Если амортизируемые основные средства являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), то к основной норме амортизации предприятие может применять специальный коэффициент, но не выше 3.

    Закон гласит, что субъекты малого предпринимательства  вправе начислять амортизацию основных производственных средств по удвоенной  норме и списывать дополнительно  в виде амортизации до 50% их первоначальной стоимости, если срок полезного использования объекта более трех лет.

    В целом ускоренная амортизация позволяет:

    1) сократить процесс обновления  активной части основных производственных  фондов на предприятии;

    2) накопить достаточные средства  для технического перевооружения и реконструкции предприятия;

    3) уменьшить налог на прибыль;

    4) избежать морального и физического  износа активной части основных  производственных фондов.

    Предприятие самостоятельно использует сумму амортизационных  отчислений, направляя ее на научно-техническое производственное развитие предприятия, на воспроизводство и совершенствование основных фондов предприятия. 

    5. Учет затрат на  ремонт основных  средств 

    Основные  средства, которые участвуют в  процессе производства, медленно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие их эксплуатации и естественного изнашивания. Происходит их износ.

    Физический  износ основных средств - это утрата ими первоначальной стоимости в  процессе функционирования и в случае бездействия. Физический износ оборудования в процессе его использования является вполне закономерным.

    Моральный износ основных средств - это обесценивание  средств труда, потеря их меновой  стоимости до окончания срока  физической службы. Он происходит в  результате экономического прогресса. Различают следующие виды морального износа:

    1) моральный износ первого вида - это уменьшение стоимости машин  и оборудования вследствие удешевления  их воспроизводства в связи  с ростом производительности  труда, повышения технического  уровня заводов-изготовителей;

    2) моральный износ второго вида - это следствие создания более  экономичных, технически совершенных  и производительных машин в  результате НТП.

    Предприятие должно управлять процессом физического  и морального износа основных средств. Целью этого управления является недопущение чрезмерного физического и морального износа основных фондов, особенно их активной части.

    Воспроизводство основных фондов - это непрерывный процесс их обновления путем приобретения новых, реконструкции, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта. Затраты на все виды ремонта основных средств относятся к текущим расходам,  а затраты на модернизацию и реконструкцию – к капитальным.

    В зависимости от объема и характера  ремонтных работ ремонт основных средств подразделяется на текущий, средний и капитальный.

    К текущему и среднему ремонту основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению  их от преждевременного износа и поддержанию  в рабочем состоянии.

    К капитальному относится ремонт:

  1. по отношению к оборудованию и транспортным средствам: производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.
  2. по отношению к зданиям и сооружениям: производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, что увеличивает эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.

    Ремонт  основных средств может проводиться силами самой организации (хозяйственным способом) или силами сторонних организаций (подрядным способом).

    Перед осуществлением ремонта основных средств  хозяйственным способом организации  в обязательном порядке составляется смета на выполнение ремонтных работ, в которой указывается перечень выполняемых работ, стоимость заменяемых деталей, заработной платы работников, занятых ремонтом и другие расходы.

    При подрядном способе все работы осуществляет подрядная организация, с которой заключается договор  подряда.

    Учет  затрат на ремонт основных средств  в зависимости от принятой учетной  политики может осуществляться несколькими  способами.

    1. При первом способе фактические  затраты по законченному ремонту  основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

    2. Второй способ учета затрат  используется в целях равномерного  включения предстоящих расходов  на ремонт основных средств  в затраты на производство путем создания резерва расходов на ремонт основных средств.

Информация о работе Учет основных средств