Учет основных средств на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей учета основных средств в организациях.

Исходя из поставленной цели в ходе написания курсовой работы были определены и решены следующие задачи:

– анализ законодательной базы по учету основных средств;

– изучение теоретических аспектов оформления операций по поступлению, перемещению, ремонту, выбытию и инвентаризации основных средств и отражение данных операций на счетах бухгалтерского учета;

– рассмотрение способов и порядка начисления амортизации основных средств;

Содержание

С
Введение 3
1. Основные средства 5
1.1 Понятие и классификация основных средств 5
1.2 Первичная документация по учету основных средств 7
2. Учет основных средств 13
2.1 Оценка основных средств 13
2.2 Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств 14
2.3 Переоценка основных средств 16
2.4 Амортизация основных средств 18
2.5 Ремонт, реконструкция, модернизация основных средств 21
2.6 Выбытие (списание) основных средств 23
2.7 Аренда основных средств 27
2.8 Инвентаризация основных средств 31
3. Налогообложение основных средств 33
3.1 Налог на прибыль от поступающих в организацию объектов
основных средств

33
3.2 Налог на добавленную стоимость при приобретении
основных средств

38
3.3 Особенности налогового учета ремонта основных средств 43
Заключение 50
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

Учет основных средств-готовая.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

      - принять к вычету "входной"  НДС в общеустановленном порядке. 

      Изменился и порядок заполнения счетов-фактур на авансы. Так, согласно п. 5.1 ст. 169 НК РФ в "авансовых" счетах-фактурах должны быть следующие обязательные реквизиты: порядковый номер и дата счета-фактуры;  наименование, адрес и ИНН продавца и покупателя; номер платежно-расчетного документа; наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг и имущественных прав); сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав);  налоговая ставка; сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая расчетным путем.

      Указанные нововведения должны привести к соответствующим изменениям в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (на момент написания книги этих изменений еще нет).

      Отдельно  следует остановиться на ситуации, когда организации приобретают объекты основных средств для деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС. Вэтом случае следует правильно определить величину налога, подлежащую вычету, а также сумму НДС, включаемую в первоначальную стоимость приобретенного объекта.

      Согласно  п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные  налогоплательщикам по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

      Указанная пропорция определяется исходя из стоимости  отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных за налоговый период.

      По  мнению Минфина России, высказанному в Письмах от 03.06.2008 N 03-07-15/90, от 24.06.2008 N ШС-6-3/450@, сумму выручки от продажи продукции, участвующей в расчете пропорции, с 1 января 2008 г. следует определять по данным текущего налогового периода - квартала.

      Таким образом, распределение сумм НДС, предъявленных  налогоплательщикам начиная с 1 января 2008 г. по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций, производится по данным текущего налогового периода, то есть в последнем месяце квартала. А это значит, что налог, не подлежащий вычету, включается в первоначальную стоимость основного средства только в последнем месяце квартала. В этом же периоде организация (по логике Минфина России) должна поставить на бухгалтерский учет объект основных средств. До этого момента объект основных средств должен числиться на счете 08, поскольку его первоначальная стоимость еще не сформирована.

      Для того чтобы рассчитать сумму НДС, подлежащую вычету (НДСвыч.), необходимо определить удельный вес (в процентах) выручки от продажи продукции, облагаемой НДС (ВПндс), в общей стоимости реализованной за квартал продукции (ВПобщ).

      Уд. вес (%) = ВПндс : ВПобщ. x 100%

      НДСвыч. = "входной" НДС x Уд. вес (%)

      Затем определяется сумма НДС, не подлежащая вычету и включаемая в первоначальную стоимость основного средства (НДСпс).

      НДСпс = "входной" НДС - НДСвыч.

     3.3 Особенности налогового учета ремонта основных средств

 

     Основные  средства, находящиеся в ведение организации, подвергаются физическому и моральному износу, нуждаются в ремонте и восстановлении.

     Организациям  зачастую приходится тратить большие  деньги на ремонт основных средств. Раньше такие расходы уменьшали прибыль  только в пределах норм. После того как с 2008 г. в Налоговом кодексе были приняты значительные поправки, их можно учитывать полностью. Также организация может создать резерв на ремонт основных средств.

     Как известно, от правильности ведения  налогового учета в организации  зависит ее прибыль и финансовое состояние в целом. Поэтому важно учитывать расходы на ремонт основных средств в целях налогообложения, тем более что данные расходы являются значительными.

     Согласно  статье 313 Налогового кодекса (НК) налоговый  учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК.

     Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если положениями главы 25 НК предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.

     Общие правила принятия к налоговому учету  расходов на ремонт основных средств установлены статьей 260 НК, согласно которой расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Речь идет о расходах, произведенных в отчетном или налоговом периоде. В соответствии с главой 25 НК налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, а отчетным - первый квартал, полугодие, 9 месяцев.

     Таким образом, расходы на ремонт основных средств в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут быть:

     – приняты единовременно, в месяце (квартале) проведения ремонта;

     – распределены между затратами отдельных месяцев, входящих в квартал;

     – распределены между затратами отдельных месяцев между месяцем проведения ремонта и последним месяцем отчетного периода (март, июнь, сентябрь).

     Тем самым косвенно подтверждается право  организации осуществлять налоговый  учет расходов на ремонт основных средств  порядком, установленным документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности:

     – единовременно;

     – за счет соответствующего резерва, создаваемого в течение всего отчетного года (налогового периода).

     Чтобы признать расходы на значительный ремонт основного средства единовременно, надо отремонтировать ОС не до, а сразу после его ввода в эксплуатацию. Поскольку ремонт будет сделан после ввода объекта в эксплуатацию, первоначальная стоимость имущества изначально не будет включать в себя его стоимость. Компания сможет уменьшить налог на прибыль и налог на имущество. Для налога на прибыль затраты на ремонт признаются в составе прочих расходов в периоде проведения ремонта (п.1 ст.260 НК РФ). И в бухучете расходы на ремонт после ввода в эксплуатацию также списываются единовременно (п.16 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). А чтобы налоговики не придрались на том основании, что ОС можно было отремонтировать до ввода в эксплуатацию, надо иметь подтверждение того, что до возникновения необходимости ремонта ОС фактически работало. И после ввода в эксплуатацию использовалось в производстве (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.10.03 №Ф04/5517-1895/А27-2003) [4].

     Списание  расходов на ремонт посредством списания произведенных расходов в состав расходов будущих периодов с последующим их распределением между затратами отдельных месяцев между месяцем проведения ремонта и последним месяцем отчетного или налогового периода налоговым законодательством не предусмотрено.

     Расходы должны быть в любом случае списаны до конца отчетного года независимо от того, в каком месяце они произведены (больше всего вопросов возникало в связи со списанием расходов, произведенных в декабре месяце). Эти же правила применяются в отношении расходов арендатора в случае, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

     Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств установлен статьей 324 НК. При этом порядок формирования суммы расходов на ремонт основных средств практически не отличается от порядка формирования аналогичных расходов для целей бухгалтерского учета: к учету принимается стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходы на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочие расходы, связанные с ведением указанного ремонта собственными силами, а также затраты на оплату работ, выполненных сторонними силами.

     Совокупная  стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящей главы, принимается восстановительная стоимость, определенная в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса.

     Организация вправе учесть при расчете налога на прибыль расходы на ремонт помещения, которое сдает в аренду предприниматель. При условии, что в договоре аренды не предусмотрена обязанность собственника возмещать расходы на ремонт.

     Чиновники привели следующие аргументы. При  расчете налога на прибыль точно нельзя учесть расходы, перечисленные в статье 270 Налогового кодекса РФ. Остальные затраты уменьшают налогооблагаемый доход, если выполняются условия статьи 252 кодекса. То есть расходы являются экономически обоснованными и подтверждены документами. При этом расходы на ремонт арендованного имущества статья 270 учесть при расчете прибыли не запрещает. Более того, статья 260 Налогового кодекса РФ предусматривает, в частности, право арендатора учитывать при расчете налога на прибыль расходы на ремонт амортизируемых основных средств.

     Что касается экономической обоснованности расходов, то сотрудники финансового ведомства разъяснили следующее. Налоговое законодательство не уточняет, что следует понимать под этим термином. В то же время налогоплательщик осуществляет деятельность на свой риск. А значит, инспекторы не вправе оценивать, насколько расходы целесообразны и эффективны. Это может сделать только сама компания. Основной критерий - организация осуществила расходы, планируя, что деятельность будет приносить доход.

     Таким образом, если помещение, которое отремонтировал арендатор, используется в деятельности, с которой изначально планировалось получать доход, признать расходы можно. Конечно, при условии, что расходы подтверждены оправдательными документами.

     Отметим, что еще совсем недавно Минфин России придерживался противоположного мнения. Чиновники считали, что арендатор не вправе признать расходы на ремонт, если собственником является индивидуальный предприниматель (письмо от 12 августа 2008 г. № 03-03-06/1/462). Аргумент - предприниматель не платит налог на прибыль. А значит, основные средства такого арендодателя не являются амортизируемыми по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ.

     Учесть  расходы на ремонт по статье 260 Налогового кодекса для организаций, приобретающих основные средства по договорам ссуды, может быть проблематично. Дело в том, что на практике налоговые инспекции считают, что договор ссуды (безвозмездного пользования) во многом схож с договором аренды. Поэтому на основные средства, полученные по договору ссуды, распространяются правила пункта 2 статьи 260 Налогового кодекса РФ. В нем, в частности, сказано, что расходы на ремонт арендованных основных средств можно учесть, только если такое имущество является амортизируемым. А имущество, полученное (переданное) по договору ссуды, исключается из состава амортизируемого (п.3 ст.256 НК РФ). Если организация, несмотря на мнение налоговой службы, учтет расходы на ремонт основного средства, полученного по договору безвозмездного пользования (договору ссуды), по статье 260 Налогового кодекса РФ, то, скорее всего, ей придется отстаивать свою позицию в суде. В арбитражной практике есть судебные решения, подтверждающие правомерность учета расходов на ремонт основных средств, полученных по договору ссуды, на основании статьи 260 Налогового кодекса РФ.

Информация о работе Учет основных средств на предприятии