Учет основных средств на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей учета основных средств в организациях.

Исходя из поставленной цели в ходе написания курсовой работы были определены и решены следующие задачи:

– анализ законодательной базы по учету основных средств;

– изучение теоретических аспектов оформления операций по поступлению, перемещению, ремонту, выбытию и инвентаризации основных средств и отражение данных операций на счетах бухгалтерского учета;

– рассмотрение способов и порядка начисления амортизации основных средств;

Содержание

С
Введение 3
1. Основные средства 5
1.1 Понятие и классификация основных средств 5
1.2 Первичная документация по учету основных средств 7
2. Учет основных средств 13
2.1 Оценка основных средств 13
2.2 Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств 14
2.3 Переоценка основных средств 16
2.4 Амортизация основных средств 18
2.5 Ремонт, реконструкция, модернизация основных средств 21
2.6 Выбытие (списание) основных средств 23
2.7 Аренда основных средств 27
2.8 Инвентаризация основных средств 31
3. Налогообложение основных средств 33
3.1 Налог на прибыль от поступающих в организацию объектов
основных средств

33
3.2 Налог на добавленную стоимость при приобретении
основных средств

38
3.3 Особенности налогового учета ремонта основных средств 43
Заключение 50
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

Учет основных средств-готовая.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

      ОНО = Налогооблагаемая временная разница x 20%;

      Д-т 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", К-т 77 - отражено начисление ОНО.

      Вычитаемые  временные разницы приводят к  образованию отложенных налоговых активов (ОНА), которые отражаются в текущем бухгалтерском учете:

      ОНА = Вычитаемая временная разница x 20%;

      Д-т 09 К-т 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", - отражено начисление ОНА.

      Однако  при решении вопроса о включении  тех или иных расходов в первоначальную стоимость основных средств необходимо проанализировать следующие нормы налогового законодательства [2]:

      - п. 1 ст. 257 НК РФ - первоначальная стоимость  основного средства определяется  как сумма расходов на его  приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ;

      - п. 5 ст. 270 НК РФ - к расходам, не  учитываемым в целях налогообложения, относят расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, его достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению объектов, за исключением амортизационной премии;

      - п. 4 ст. 252 НК РФ - если некоторые  затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

      Таким образом, в налоговом учете в  состав расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, можно включить такие расходы, как оплата комиссионных сборов, информационных и консультационных услуг, услуг нотариусов.

      Перечисленные выше расходы можно одновременно отнести к разным группам расходов: с одной стороны, это прочие расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ); с другой стороны, это расходы, формирующие первоначальную стоимость основного средства (п. 1 ст. 257 НК РФ).

      Следовательно, руководствуясь нормой п. 4 ст. 252 НК РФ, налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать, к какой именно группе расходов необходимо отнести произведенные затраты.

      Вместе  с тем следует учитывать и  разъяснения Минфина России по вопросам включения в первоначальную стоимость основных средств отдельных видов расходов.

      Так, например, в Письме Минфина России от 01.06.2007 N 03-03-06/2/101 указано, что в  целях налогообложения прибыли  суммы государственной пошлины за регистрацию права собственности на недвижимое имущество или в связи с постановкой на учет в ГИБДД, таможенные пошлины и таможенные сборы по приобретенным (сооруженным и т.п.) основным средствам учитываются в их первоначальной стоимости.

      В Письме Минфина России от 22.04.2008 N 03-03-06/1/286 "Об учете таможенных пошлин и  сборов по приобретенным основным средствам, являющимся предметом лизинга, для целей налогообложения прибыли" указано следующее. Таможенные пошлины, уплачиваемые при ввозе на территорию Российской Федерации предмета лизинга, являются расходами, непосредственно связанными с приобретением лизингодателем указанного амортизируемого имущества.

      Учитывая  изложенное, расходы лизингодателя  по уплате таможенных пошлин при ввозе  предмета лизинга на территорию Российской Федерации для целей налогообложения  прибыли подлежат включению в  первоначальную стоимость предмета лизинга.

      Приведенное разъяснение не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации по налогам и сборам и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем Письме.

      Из  приведенных выше норм следует, что  организация может самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике для целей налогообложения состав расходов, включаемых в первоначальную стоимость амортизируемого имущества. Но при этом необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию по приобретению основных средств и решать для себя вопрос: что важнее в каждой ситуации - избежать различий между "бухгалтерской" и "налоговой" первоначальной стоимостью или включить сразу в расходы существенные по величине затраты, связанные с поступлением объекта основных средств.

      Однако  приобретая, например, объекты недвижимости с использованием услуг риелторов, нужно помнить, что размер таких услуг зачастую значителен. Поэтому целесообразнее такие расходы сразу включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

      Отметим также, что ни одна организация не обходилась без приобретения для своих сотрудников бытовой техники, кондиционеров и т.п. предметов. Чем крупнее организация, тем значительнее такие расходы. Естественно, что подобные расходы налоговый инспектор не признает обоснованными. Тогда их обоснованность должна доказать организация. Напомним, что согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

      Расходами признаются обоснованные и документально  подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

      Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

      Под документально подтвержденными  расходами понимаются затраты, подтвержденные документами:

      - оформленными в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

      - оформленными в соответствии  с обычаями делового оборота,  применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы;

      - косвенно подтверждающими произведенные  расходы (в том числе таможенной  декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

      Если  с документами проблем, как правило, не возникает, то с обоснованием произведенных расходов могут возникнуть осложнения.

      Экономическую обоснованность приобретения для сотрудников электрических чайников, кофеварок, микроволновых печей, обогревателей и т.п. техники можно доказать, обосновав взаимосвязь увеличения доходов организации с уменьшением текучести кадров, снижением заболеваемости и т.д.  

      3.2 Налог на добавленную  стоимость при  приобретении основных  средств 

      Согласно  п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные  налогоплательщику при приобретении основных средств на территории Российской Федерации, подлежат вычету [2].

      Д-т 68, субсчет "Учет расчетов по НДС", К-т 19-1 - предъявлены к вычету суммы НДС по принятому к учету объекту основных средств и по другим затратам, связанным с его приобретением.

      Но  здесь бухгалтер должен знать, что  право на налоговый вычет организация получает при одновременном выполнении следующих условий:

      - основное средство приобретено  для целей деятельности, облагаемой  НДС, либо для целей управления организацией;

      - имеется счет-фактура, выставленный поставщиком, с выделенной в нем суммой НДС;

      - основное средство принято на  учет;

      - организация - покупатель основного  средства является плательщиком  НДС; 

      - в отчетном (налоговом) периоде  имеется начисленный в бюджет  НДС. 

      Рассмотрим  подробнее последнее условие. Минфин России неоднократно давал разъяснения по поводу невозможности принятия к вычету "входного" НДС в периоде, когда не было начислений налога в бюджет. Одни из последних разъяснений по этому вопросу содержатся в Письме финансового ведомства от 02.09.2008 N 07-05-06/191.

      Так, "входной" НДС не может быть принят к вычету, если в отчетном (налоговом) периоде налог в бюджет не начислялся. Однако зачет возможен в следующие отчетные периоды, когда у организации появится "исходящий" НДС.

      В п. 2 ст. 170 НК РФ предусмотрены случаи, когда "входной" НДС не подлежит налоговому вычету и учитывается  в первоначальной стоимости приобретенного объекта:

      - основное средство приобретено для производства и (или) реализации продукции, товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС;

      - организация-покупатель освобождена  от уплаты НДС; 

      - основное средство приобретено  для производства и (или) реализации  продукции, товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

      - основное средство приобретено  для осуществления операций, которые согласно п. 3 ст. 39 НК РФ не признаются реализацией товаров (работ, услуг).

      Если  все же бухгалтер в указанных случаях произведет налоговый вычет, то зачтенные суммы НДС ему следует восстановить и уплатить в бюджет.

      Отметим, что позиция Минфина России не является бесспорной. По этому вопросу  сложилась обширная судебная практика в пользу налогоплательщика (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05; Постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2006 N А56-13222/2005, Волго-Вятского округа от 28.06.2006 N А82-13134/2005-37, Восточно-Сибирского округа от 07.06.2006 N А19-45980/05-5-Ф02-2647/06-С1, Западно-Сибирского округа от 21.06.2006 N Ф04-3648/2006(23681-А03-31)).

      Организация обязана восстановить суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету, в случаях, когда она:

      - передает имущество в уставный  капитал другой организации;

      - передает имущество при реорганизации  своим правопреемникам; 

      - использует имущество для осуществления  операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК  РФ.

      Если  основное средство приобретается для  передачи в уставный капитал другой организации, то сумма "входного" НДС должна учитываться в первоначальной стоимости приобретенного объекта, поскольку передача имущества в счет вклада в уставный капитал согласно НК РФ не признается реализацией.

      С 1 января 2009 г. изменился порядок  учета НДС с авансов.

      Так, организации-покупатели получили право принять к вычету "входной" НДС с авансов независимо от даты отгрузки при выполнении следующих условий (п. 9 ст. 172 НК РФ):

      - имеется счет-фактура на сумму  аванса (ее следует зарегистрировать  в книге покупок);

      - имеются платежные документы, подтверждающие перечисление аванса;

      - в договоре предусмотрено условие  предварительной оплаты (полной  либо частичной).

      Организация-продавец теперь должна в течение пяти календарных  дней со дня поступления предоплаты выставить счет-фактуру покупателю. Если продавец отгрузил товары в течение пяти календарных дней, считая со дня получения предоплаты, то счета-фактуры на аванс выставлять покупателю не следует (Письмо Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39). Таким образом, продавец составляет счет-фактуру в двух экземплярах: один передает покупателю, второй оставляет у себя и регистрирует в книге продаж.

      Следует отметить, что указанные нормы  применяются к отгрузке товаров (работ, услуг), осуществляемой с 1 января 2009 г.

      Далее, когда организация-покупатель получит счет-фактуру от продавца на реализацию, ей необходимо в этом периоде:

      - восстановить ранее принятый  к вычету НДС с аванса и  зарегистрировать "авансовый" счет-фактуру в книге продаж;

      - зарегистрировать в книге покупок  полученный счет-фактуру на реализацию;

Информация о работе Учет основных средств на предприятии