Учет основных средств на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей учета основных средств в организациях.

Исходя из поставленной цели в ходе написания курсовой работы были определены и решены следующие задачи:

– анализ законодательной базы по учету основных средств;

– изучение теоретических аспектов оформления операций по поступлению, перемещению, ремонту, выбытию и инвентаризации основных средств и отражение данных операций на счетах бухгалтерского учета;

– рассмотрение способов и порядка начисления амортизации основных средств;

Содержание

С
Введение 3
1. Основные средства 5
1.1 Понятие и классификация основных средств 5
1.2 Первичная документация по учету основных средств 7
2. Учет основных средств 13
2.1 Оценка основных средств 13
2.2 Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств 14
2.3 Переоценка основных средств 16
2.4 Амортизация основных средств 18
2.5 Ремонт, реконструкция, модернизация основных средств 21
2.6 Выбытие (списание) основных средств 23
2.7 Аренда основных средств 27
2.8 Инвентаризация основных средств 31
3. Налогообложение основных средств 33
3.1 Налог на прибыль от поступающих в организацию объектов
основных средств

33
3.2 Налог на добавленную стоимость при приобретении
основных средств

38
3.3 Особенности налогового учета ремонта основных средств 43
Заключение 50
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

Учет основных средств-готовая.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

      Решение о проведении (непроведении) переоценки закрепляется приказе об учетной политике организации. В приказе нужно отразить:

      – какие объекты подлежат переоценке: все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств;

      – методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета,

      – лиц, ответственных за проведение переоценки.

      Если  организация однажды решила провести переоценку, то в дальнейшем регулярное проведение переоценки становится обязательным.

      Результатом переоценки является уценка (восстановительная стоимость меньше остаточной) или дооценка (восстановительная стоимость больше остаточной) стоимости.  После переоценки восстановительную стоимость принимают за первоначальную стоимость.

      Результаты  переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года. Отражение переоценки на счетах бухгалтерского учета [3]:

 

      При выбытии объекта основных средств  сумма дооценки переносится из добавочного  капитала в нераспределенную прибыль организации.

      В целях налогового учета при проведении организацией переоценки (уценки) стоимости  объектов основных средств, положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения.

      Другими словами, результаты переоценки не влияют на налоговую базу по налогу на прибыль, но влияют по налогу на имущество. 

      2.4 Амортизация основных  средств 

      Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости  основных средств на производимую продукцию (работы, услуги).

      Зачем это нужно: существует несколько  точек зрения на экономический смысл амортизации. Некоторые специалисты считают, что при помощи механизма амортизации создаются потоки денежных средств, которые в дальнейшем будут направлены на воспроизводство основных фондов, другие – рассматривают амортизацию как способ «размазывания» крупномасштабных расходов по периодам, согласно принципу начисления.

      Пример: Работает фирма, тратит деньги на обеспечение  производства, производит продукцию, продает  ее. После выпуска продукции формируется  ее себестоимость, к себестоимости прибавляется величина желаемой прибыли, в результате образуется цена. Затраты на основные средства подлежат включению в состав себестоимости продукции на равномерной основе, т.к. если единовременно списать все затраты на себестоимость, цены на продукцию увеличатся в разы и станут неконкурентными.

      Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого  имущества, т.е. по тем основным средствам, которые подлежат амортизации.

      Амортизация не начисляется по [3]:

      – объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др).

      – объектам основных средств, используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование

      Начисление  амортизации начинается с 1-го числа  месяца, следующего за месяцем, в котором  этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.

      Начисление  амортизации осуществляется в течение  срока полезного использования  основного средства.

      Сроком  полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Срок полезного использования организация устанавливает самостоятельно при принятии объекта основных средств к учету.

      В случаях проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования пересматривается.

      Для целей бухгалтерского учета срок определяется исходя из ожидаемого срока полезного использования объекта и ожидаемого физического износа, нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.

      В налоговом учете срок полезного  использования определяется в соответствии с номером амортизационной группы, к которой объект относиться.

      Амортизацию начисляют одним из способов (методов), представленных в таблице 2.2.

      Таблица 2.2 – Методы начисления амортизации

      Начисление  амортизационных отчислений приостанавливается в случае перевода объекта по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3х месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительностью более 12 месяцев.

      По  объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете.

      Практика  начисления амортизации приведена  в таблице: Сравнительная характеристика способов и методов начисления амортизации >>

      Списание  амортизации производится при выбытии  основного средства. Учет сумм амортизации  ведется на счете 02 "Амортизация основных средств". 

      Таблица 2.3 – Корреспонденция счетов по учету амортизации

 
 

      2.5 Ремонт, реконструкция,  модернизация основных  средств 

      Методические  указания по учету основных средств  предлагают 2 варианта учета затрат на ремонт основных средств: [5]

      – единовременное включение расходов на ремонт в состав текущих расходов в случае, если это текущий недорогой ремонт, который не оказывает существенного влияния на финансовый результат деятельности организации;

      – равномерное отнесение затрат на себестоимость продукции путем:

      – создания резерва на ремонт основных средств;

      – использования счета учета расходов будущих периодов.

      Порядок формирования и использования резерва  сводится к следующему: отчисления в резерв списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего периода. Затем сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств резерва.

      Если  по итогам отчетного периода фактические  затраты превысили средства ремонтного фонда, то в бухгалтерском учете производят доначисление резерва путем отнесения суммы на расходы будущих периодов. В обратном случае (если выявлен излишек средств ремонтного фонда) "лишние" суммы сторнируются.

      Согласно  Налоговому кодексу расходы на ремонт основных средств признаются в размере фактических затрат в составе прочих расходов в том периоде, в котором они были осуществлены. Для обеспечения равномерного признания расходов организация вправе создавать резервы под предстоящий ремонт основных средств.

      В этом случае отчисления в резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых организацией самостоятельно в учетной политике. Предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину расходов на ремонт за последние три года.

      Если  по итогам налогового периода фактические  затраты превысили средства ремонтного фонда, то- разница включается в состав прочих расходов на конец периода. В обратном случае сумма такого превышения включается в состав доходов организации.

      Затраты на ремонт не увеличивают первоначальную стоимость объекта, а включаются в себестоимость готовой продукции.

      В зависимости от выбранного способа  отражения затрат в бухгалтерском учете операции отражаются следующим образом:

 

      Реконструкция - переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и номенклатуры продукции. (ст. 257 НК РФ) [2].

      Техническое перевооружение - комплекс мероприятий  по повышению технико-экономических  показателей основных средств на основе внедрения передовой техники  и технологии, механизации, автоматизации  производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. (ст. 257 НК РФ)

      Проще говоря, модернизация и реконструкция  проводятся с целью улучшения  качественных характеристик основных средств. Затраты на их осуществление относятся на увеличение первоначальной стоимости основных средств.

      После проведения ремонта, реконструкции  или модернизации необходимо оформить Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме № ОС-3, который служит основанием для изменения первоначальной стоимости основного средства. 

      2.6 Выбытие (списание) основных средств 

      Основные  средства выбывают из организации в  случаях:

      – списания по причине непригодности к дальнейшему использованию;

      – продажи на сторону;

      – безвозмездной передачи;

      – передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации;

      – сдачи имущества в аренду, лизинг;

      – реализации по договорам мены и т.д.

      Стоимость объекта основных средств, который  выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

      Согласно  Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов.

      По  дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей [3].

      Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет 01-В "Выбытие основных средств".

      Потери  и расходы в связи с чрезвычайными  обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки".

      Доходы  и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов

 

      Для целей налогообложения доходы и  расходы от ликвидации основных средств включаются в состав внереализационных. При этом учет расходов от ликвидации производится единовременно (кроме случаев получения убытков).

      Организация определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого  имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). При этом прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав доходов от реализации в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. А убыток отражается в аналитическом учете как прочие расходы организации равными долями.

Информация о работе Учет основных средств на предприятии