Учет основных средств на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей учета основных средств в организациях.

Исходя из поставленной цели в ходе написания курсовой работы были определены и решены следующие задачи:

– анализ законодательной базы по учету основных средств;

– изучение теоретических аспектов оформления операций по поступлению, перемещению, ремонту, выбытию и инвентаризации основных средств и отражение данных операций на счетах бухгалтерского учета;

– рассмотрение способов и порядка начисления амортизации основных средств;

Содержание

С
Введение 3
1. Основные средства 5
1.1 Понятие и классификация основных средств 5
1.2 Первичная документация по учету основных средств 7
2. Учет основных средств 13
2.1 Оценка основных средств 13
2.2 Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств 14
2.3 Переоценка основных средств 16
2.4 Амортизация основных средств 18
2.5 Ремонт, реконструкция, модернизация основных средств 21
2.6 Выбытие (списание) основных средств 23
2.7 Аренда основных средств 27
2.8 Инвентаризация основных средств 31
3. Налогообложение основных средств 33
3.1 Налог на прибыль от поступающих в организацию объектов
основных средств

33
3.2 Налог на добавленную стоимость при приобретении
основных средств

38
3.3 Особенности налогового учета ремонта основных средств 43
Заключение 50
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

Учет основных средств-готовая.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

      Выбытие основных средств оформляется унифицированными первичными документами. При списании объекта за непригодностью необходимо оформить Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных) по форме № OC-4 или № ОС-4б (если списывается группа объектов).

      Если  производится списание автотранспортных средств оформляют Акт о списании по форме № ОС-4а.

      Если  основное средство было продано, передано в счет вклада в уставный капитал или передано на безвозмездной основе - Акты о списании не составляются. Такого рода передача оформляется Актами приемки-передачи основных средств (Форма № ОС-1, № ОС-1а , № ОС-1б). 

      2.7 Аренда основных  средств  

      Согласно  гражданскому законодательству в аренду могут быть переданы земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

      Существует  несколько вариантов классификации  видов аренды. По экономическому смыслу рассматривают два типа аренды:

      1. Текущая аренда

      Имущество передается в аренду по соответствующему договору, согласно которому арендодатель передает в пользование арендатору имущество и начисляет арендную плату, при этом право собственности остается у арендодателя.

      Арендодатель  начисляет амортизацию, по переданному имуществу, и производит его ремонт на условиях, прописанных в договоре.

      Учет  объектов основных средств, переданных в аренду ведется у арендодателя на субсчете "Основные средства, переданные в аренду" к счету 01 "Основные средства".

      Арендатор учитывает принятые основные средства на забалансовом счете 001. Ежемесячно арендатор начисляет (субсчет "Расчеты за арендованное имущество" к счету 76) и уплачивает арендную плату. [3]

      Суммы арендной платы являются для арендодателя операционными доходами (либо доходами от основной деятельности, если таковая прописана в уставе), для арендатора - расходами по обычным видам деятельности.

      По  окончании договора аренды имущество  возвращается арендодателю.

      Учет  текущей аренды у арендодателя:

 

      Учет  текущей аренды у арендатора:

      2. Финансовая аренда (лизинг)

      Согласно  закону от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О  финансовой аренде (лизинге)" по договору лизинга лизингодатель обязуется  приобрести в собственность указанное  лизингополучателем имущество и  предоставить его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.

      Лизинг  бывает: финансовым (прямой) и операционным.

      Финансовый  лизинг предусматривает погашение  договорной стоимости имущества в течение срока действия договора, а также уплату процентов за пользование имуществом. В зависимости от характера операций финансовый лизинг подразделяется на:

      Прямой - после окончания договора, объект лизинга переходит в собственность к лизингополучателю

      Возвратный - организация продает свое имущество  лизингодателю и сразу же как лизингополучатель берет его обратно в долгосрочную аренду (удобен в случае, когда необходимо получить свободные денежные средства)

      Смешанный - основан на долевом участии лизингодателя  и лизингополучателя при приобретении объекта лизинга.

      Операционный лизинг подразумевает, что после окончания договора, имущество возвращается лизингодателю.

      В обмен на право владения и пользования  лизингополучатель уплачивает в пользу лизингодателя лизинговые платежи.

      Лизинговые  платежи - общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в которую входит:

      – возмещение затрат лизингодателя по приобретению и передаче предмета лизинга лизингополучателю,

      – возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором услуг,

      – доход лизингодателя.

      В общую сумму может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором предусмотрен переход  права собственности к лизингополучателю.

      В учете лизингодателя сначала  отражается приобретение имущества, предназначенного для передачи в лизинг. Дальнейшие операции зависят от того, будет ли объект лизинга учтен на балансе лизингодателя.

      По  соглашению сторон предмет лизинга  учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя.

      Амортизационные отчисления производит тот, у кого на балансе находится предмет лизинга, при этом возможно применение ускоренной амортизации предмета лизинга.

      Учет  операций у лизингодателя и лизингополучателя представлен ниже:

 

      Рассмотрим  корреспонденцию счетов по учету лизинга в ниже представленных таблицах. 

      Таблица 2.4 – Учет операций у лизингодателя

      

        

      Таблица 2.5 – Учет операций у лизингополучателя 

        
 
 
 
 

      2.8 Инвентаризация основных  средств 

      Инвентаризация  проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя (Форма № ИНВ-22).

      До  начала инвентаризации проводится проверка:

      – инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

      – технических паспортов или другой технической документации;

      – документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

      При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит  в описи (Форма № ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

      При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

      На  основные средства, не пригодные к  эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием  времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

      Одновременно  с инвентаризацией собственных  основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.

      По  имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (Форма № ИНВ-18). В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

      Выявленные  при инвентаризации расхождения  регулируются в следующем порядке [3]:

      – основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счетe 91;

      – недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

      Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.  

      Таблица 2.6 – Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации

 
 
 

3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 

      3.1 Налог на прибыль от поступающих в организацию объектов основных средств 

      Рассмотрим  общие вопросы налогообложения  операций по приобретению за плату основных средств.

      Поскольку в первоначальную стоимость основных средств включается ряд расходов, которые по-разному учитываются в бухгалтерском и налоговом учете, то неминуемо это приведет к различиям в формировании первоначальной оценки принимаемых к учету объектов.

      Это объясняется тем, что в налоговом учете такие расходы, как [2]:

      - суммы единого социального налога (ЕСН) и тарифа на обязательное  социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний (начисленные, например, на заработную плату работникам за доставку, погрузку, разгрузку и другие работы, связанные с приобретением основных средств) (пп. 1, 45 п. 1 ст. 264 НК РФ);

      - расходы на уплату государственной  пошлины при регистрации отдельных объектов основных средств (пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ);

      - расходы на уплату процентов  по кредитам и займам, взятым  на приобретение инвестиционного актива (до его постановки на учет) (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ);

      - командировочные расходы, связанные  с приобретением объектов основных средств (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ);

      - вознаграждения, выплаченные посредникам  при покупке основных средств  (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ);

      - расходы на уплату таможенных  пошлин и сборов при приобретении  основных средств по импорту  (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) - в первоначальную  стоимость основного средства не включаются, а признаются расходами в соответствии с выбранным организацией методом признания доходов и расходов.

      В бухгалтерском учете такие расходы  формируют первоначальную стоимость  основного средства и текущими расходами  не являются. Текущими эти расходы будут признаваться по мере начисления амортизации.

      Для того чтобы наглядно представить  расхождения между "бухгалтерской" и "налоговой" стоимостью поступающих в организацию объектов основных средств, необходимо составлять аналитические налоговые регистры формирования первоначальной стоимости основного средства.

      Согласно  ст. 314 НК РФ регистры налогового учета  ведутся в специальных формах на бумажных носителях либо в электронном виде. Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются организацией самостоятельно. В учетной политике, составляемой для целей налогообложения, следует показать эти формы [2].

      Организации, использующие в своей практической деятельности ПБУ 18/02 должны отражать в текущем учете взаимосвязь между бухгалтерским и налоговым учетом. Таким образом, данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с требованиями налогового законодательства [6].

      В связи с этим выявленные в регистрах формирования первоначальной стоимости основного средства расхождения приводят к возникновению налогооблагаемых и вычитаемых временных разниц.

      Налогооблагаемые  временные разницы, в свою очередь, приводят к образованию отложенных налоговых обязательств (ОНО), которые отражаются в текущем бухгалтерском учете:

Информация о работе Учет основных средств на предприятии