Учет материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Материал – вещественный элемент, приобретенный с целью его дальнейшего использования в качестве предмета труда в производственном процессе. Материал полностью потребляется в производственном цикле и, следовательно, полностью переносит свою стоимость на стоимость произведенной продукции или оказанных услуг.

Организация грамотного учета материалов в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий.

Содержание

2.ВВЕДЕНИЕ…3

3.СУЩНОСТЬ МАТЕРИАЛОВ…5

4.ОЦЕНКА МАТЕРИАЛОВ…6

5.МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛОВ…8

6.УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ…10

7.СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ…14

8.УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ…18

9.ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕТУ МАТЕРИАЛОВ…19

10.ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ…21

11.ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО УЧЕТУ МАТЕРИАЛОВ…23

12. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ…25

13. УЧЕТ ПЕРЕОЦЕНКИ И СНИЖЕНИЯ СТОИМОСТИ МАТЕРИАЛОВ…27

14. УЧЕТ НДС ПО ПОСТУПИВШИМ МАТЕРИАЛАМ…28

15. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ И УЧЕТ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ…30

16. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ…32

17.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…33

Работа содержит 1 файл

теоретическая часть.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     При способе учета материалов по учетным ценам на их фактическую себестоимость на основе поступивших расчетных документов поставщиков и других организаций дебетуется счет 15 "Заготовление и приобретение материалов" и кредитуются счета: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"; 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др. Записи на счетах производятся независимо от того, когда сырье и материалы поступили на склад производственного предприятия - до или после получения расчетных документов поставщиков и других организаций.

На учетную стоимость оприходованных материалов в бухгалтерском учете дебетуется счет 10 "Материалы" и кредитуются счета:

     -15 "Заготовление и приобретение материалов" - на фактическую стоимость сырья и материалов, если она ниже учетной стоимости;

     -16 "Отклонение в стоимости материалов" - на сумму разницы между стоимостью материалов по учетным ценам и их фактической себестоимостью.

В случае же превышения фактической себестоимости  оприходованных материалов от стоимости  их по учетным ценам на имеющуюся  разницу в бухгалтерском учете дебетуют счет 16 "Отклонение в стоимости материалов" и кредитуют счет 15 "Заготовление и приобретение материалов".

     Остаток счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" показывает стоимость  оплаченных, но не поступивших от поставщиков  материалов на склад предприятия за отчетный месяц.

     Учтенные  в течение месяца на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов" разницы  между фактической себестоимостью приобретенных материалов и стоимостью их по учетным ценам в конце  месяца списываются на счета затрат пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам. В случае превышения фактической себестоимости материалов над стоимостью их по учетным ценам в бухгалтерском учете дебетуют счета затрат и кредитуют счет 16 "Отклонение в стоимости материалов".

     В противном случае в бухгалтерском  учете делается сторнировочная запись.

     При реализации материалов на сторону, синтетический  учет которых ведется по фактической  себестоимости, в бухгалтерском  учете производятся следующие записи:

     1. Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" - на фактическую себестоимость реализованных материалов. 
Кредит счета 10 "Материалы".

     2. Дебет счета 62 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на продажную стоимость материалов. 
Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".

     3. Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" - на сумму НДС по реализуемым материалам. 
Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом".

     Финансовый  результат от реализации материалов списывается со счета 91 "Прочие доходы и расходы" на счет 99 "Прибыли  и убытки".

В случае же реализации материалов на сторону, синтетический  учет которых ведется по учетным  ценам, списание учетной стоимости  материалов отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 10 "Материалы". На сумму разницы между фактической  себестоимостью материалов и стоимостью их по учетным ценам дебетуют счет 91 и кредитуют счет 16 "Отклонения в стоимости материалов". При этом производятся либо обыкновенная, либо сторнировочная запись.

     В бухгалтерии производственного  предприятия, наряду с синтетическим  учетом материалов, параллельно ведется аналитический учет. Существуют разные варианты аналитического учета материалов: сортовой, партионный, оперативно-бухгалтерский и др.

     Сортовой способ учета материалов предусматривает ведение учета в натурально-стоимостном выражении по видам и сортам материалов.

На каждый вид  и сорт материалов в бухгалтерии  открывают карточки аналитического учета, в которых на основании  первичных документов записывают операции поступления и расхода материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек по каждому складу и в целом по предприятию составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками синтетического счета 10 "Материалы" и данными карточек складского учета.

     Партионный способ учета материалов в основном применяют на предприятиях пищевой промышленности по тем видам сырья и материалов, по которым необходим строгий контроль за сроками хранения и использования. Этот способ предусматривает составление по каждой партии поступивших материалов партионной карты. В ней, в отличие от складской партионной книги (карты), указывается стоимость материала. Записи в партионной карте ведутся линейно-позиционным способом. В конце месяца партионные карты сверяются с регистрами складского учета и обобщают в оборотной ведомости. Итоги последней сопоставляют с данными синтетического учета.

     Оперативно-бухгалтерский способ учета материалов предусматривает ведение натурального учета материалов на складе. Работник бухгалтерии, принимая отчеты от материально ответственных лиц непосредственно на складах, проверяет по первичным документам правильность отражения их данных в регистрах складского учета. В бухгалтерии натурально-стоимостный учет не ведут, а применяют суммовой учет движения материалов.

     В конце месяца на основании данных складского учета бухгалтер выписывает количественные остатки материалов по их отдельным видам в специальную сальдовую ведомость учета остатка материалов на складе (без оборотов прихода и остатка). Затем бухгалтер осуществляет таксировку и подсчет итогов остатков материалов по твердым учетным ставкам каждой учетной группы материалов и в целом по складу.

     Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ учета материалов - один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных  данных и малой механизации учета. Его применение позволяет избежать громоздкого натурально-стоимостного учета в бухгалтерии и дублирования с записями складского учета.

     На  мелких производственных предприятиях в качестве регистров натурально-стоимостного учета можно использовать материальные отчеты. В этом случае значительно сокращается трудоемкость учетно-вычислительных работ, достигается тождественность складского и бухгалтерского

учета и  упрощается сверка данных синтетического и аналитического учета.

     Суммовой  аналитический учет материалов на предприятиях в зависимости от применяемой формы бухгалтерского учета может вестись в книгах, карточках, ведомостях, журналах-ордерах и машинограммах.

Наибольший эффект в организации учета материалов достигается при применении автоматизированной формы бухгалтерского учета, использовании персональных компьютеров и прогрессивных программ.

Основные принципы этого учета таковы:

-подлинная оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складах, который ведется материально ответственными лицами в складских карточках или других регистрах;

-систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно в местах хранения за правильностью и своевременностью документирования складских организаций по движению материалов, а также ведения складского учета; предоставление бухгалтерам права проверять соответствие фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета;

существление бухгалтерского учета материальных ценностей в денежном выражении по учетным ценам (плановой себестоимости, планово-расчетным ценам, оптовым ценам) в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест хранения – складов и кладовых (материально ответственных лиц) и групп материалов, а при обработке документов на вычислительных перфорационных и электронных машинах – также в разрезе номенклатурных номеров;

-систематическое подтверждение органической связи между оперативным складским и бухгалтерским учетом сверкой показателей количественного и суммового учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского учета, оцененных по принятым учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.  
 
 
 
 
 
 
 

УЧЕТ  МАТЕРИАЛОВ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ. 

      Материальные  ценности, не принадлежащие организации, учитываются на забалансовых счетах. Для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, используют счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Организации-покупатели учитывают на счете 002 товарно-материальные ценности в случаях : 
           -получения от поставщиков товарно-материальных ценностей, по которым организация на законных основаниях отказалась от акцепта счетов платежных требований и их оплаты; 
 
           -получения от поставщиков неоплаченных товарно-материальных ценностей, запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты; принятия товарно-материальных ценностей на ответственное хранение по прочим причинам.

      Организации-поставщики учитывают на счете 002 оплаченные покупателями товарно-материальные ценности, которые оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. Товарно-материальные ценности учитываются на счете 002 в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах. Аналитический учет по счету 002 ведется по организациям-владельцам, по видам и сортам материалов, местам их хранения.

     Для обобщения информации о наличии  и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку, не оплачиваемых организацией-изготовителем, предназначен счет 003 «Материалы, принятые в переработку». Учет затрат по переработке или доработке сырья и материалов ведется на счетах учета затрат на производство, отражающих связанные с этим затраты (за исключением стоимости сырья и материалов заказчика). Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку, учитываются на счете 003 по ценам, предусмотренным в договорах.

         Аналитический учет по счету 003 ведется по заказчикам, видам, сортам сырья и материалов и местам их нахождения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ТРЕБОВАНИЯ  К УЧЕТУ МАТЕРИАЛОВ. 

     Основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов являются:

     -Сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов.

     -По общему правилу все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными учетными документами

     -Учет количества и оценка запасов;

     -Оперативность (своевременность) учета запасов;

     -Достоверность;

     -Соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

     -Соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.  

     ДОКУМЕНТАЦИЯ  УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ. 

     Первоначально информация о совершенных хозяйственных  операциях должна отражаться в первичных  учетных документах. Бухгалтерскими документами оформляются любые  хозяйственные операции в той  последовательности, в какой они совершаются.

       Это обеспечивает сплошной, непрерывный  учет всех объектов бухгалтерского  учета; юридическое обоснование  бухгалтерских записей, которые  делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование  документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций; контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.

     Унифицированные формы первичных документов должны применятся в организации без  изменений. Формы первичных документов, не предусмотренных альбомами унифицированных первичных документов, разрабатываются организацией самостоятельно. При этом они должны содержать все необходимые реквизиты.

Информация о работе Учет материалов