Учет и контроль товаров в розничной торговле на примере ОАО "Новости"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:16, дипломная работа

Описание работы

Розничная торговля является основным элементом потребительского рынка России. Российская розница – явление уникальное, одновременно совмещающее в себе новые технологии и пережитки прошлого. За пятнадцать лет она прошла большой и сложный путь от прилавка до самообслуживания, и сейчас озабочена отработкой технологий. Многие руководители магазинов сегодня согласны со словами владельца Wal-Mart Сэма Уолтона, что «в розничной торговле или у Вас есть талант организатора рабочего процесса, и тогда Ваш козырь - сокращение затрат и повышение эффективности, или же Вы талантливый купец».

Содержание

Введение
Глава I. Технология торговой деятельности
1.1 Основы функционирования предприятий торговли
1.2 Особенности организации розничной торговли
1.3 Общая характеристика ОАО «Новости»
Глава II. Бухгалтерский учет товаров розничной торговли на примере ОАО «Новости»
2.1 Учет поступления товаров от поставщиков
2.2 Учет движения товаров
2.3 Учет расходов на продажу
2.4 Учет продажи товаров
2.5 Учет товарных потерь
Глава III. Система внутреннего и внешнего контроля товарных операций
3.1 Порядок проведения инвентаризации
3.2 Учет результатов инвентаризации
3.3 Особенности проведения аудиторской проверки товарных операций
3.4 Рекомендации
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 210.43 Кб (Скачать)

Опыт работы аудиторских организаций показывает, что временные затраты на планирование первоначального аудита достигают 20% и более от общего бюджета времени. Если аудитор имеет определенный опыт работы с клиентом, знаком с  особенностями деятельности конкретного экономического субъекта, то такие затраты снижаются до 5 - 10%. В связи с этим свою работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для этого они изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Большую помощь при этом оказывают беседы с руководителем и специалистами организации, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Аудитор знакомится также с отчетностью, ее основными показателями, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.

При планировании аудиторской проверки выполняются  следующие основные этапы: предварительное  планирование аудита; подготовка и  составление общего плана аудита; подготовка и составление программы  аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор получает информацию:

- о внешних  факторах, влияющих на хозяйственную  деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию  в стране (регионе) в целом и  ее отраслевые особенности;

- о внутренних  факторах, влияющих на хозяйственную  деятельность торговой организации,  связанных с ее индивидуальными  особенностями;

- об организационно-управленческой  структуре экономического субъекта;

- о видах деятельности;

- о структуре  капитала и курсах акций;

- об уровне  рентабельности и т.п.

Аудитор составляет и документально оформляет общий  план аудита, описывает в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской  проверки.

Программа аудита - это продолжение общего плана, она  предназначается для выделения  задач, конкретизирующих каждую область  аудита. Программа аудита содержит перечень аудиторских процедур, необходимых  для реализации общего плана, и сроки  выполнения каждой аудиторской процедуры. При составлении программы аудита операций по розничным продажам необходимо учитывать специфику финансово-хозяйственной  деятельности предприятия розничной  торговли и применяемую систему  налогообложения, учета и отчетности.

Центром аудита цикла продажи товаров является подтверждение дебета и кредита  счетов 90 "Продажи", 99 "Прибыли  и убытки". Проверке, соответственно, подвергаются корреспондирующие счета: кредит счетов 44 "Расходы на продажу", 41 "Товары", дебет счета 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками".

Система счетов бухгалтерского учета данного цикла  и взаимосвязь между ними с  точки зрения достижения целей аудита показаны на рисунке 1. 

Рис. 1. Система  взаимосвязи счетов бухгалтерского учета цикла реализации и формирования финансового результата

При проведении аудита продаж в розничной торговле уделяется внимание следующим аспектам.

1. Проверка наличия  и правильности оформления ценников  на реализуемые товары. В соответствии  со ст. 492 Гражданского кодекса  РФ "по договору розничной купли-продажи  продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу, обязуется передать  товар, предназначенный для личного,  семейного, домашнего или иного  использования, не связанного  с предпринимательской деятельностью". Этот договор считается заключенным  между торговым предприятием  и покупателем с момента выдачи  продавцом покупателю кассового  или товарного чека или иного  документа, подтверждающего оплату  товара. При этом публичным договором  между продавцом и покупателем  в организациях розничной торговли  являются ценники. В этой связи  проверка правильности их оформления  является необходимой. Ценник  должен быть оформлен в соответствии  с Письмом Роскомторга "О  порядке оформления ценников  на реализуемые товары".

2. Контроль правильности  применения контрольно-кассовых  машин при осуществлении расчетов  с покупателями. Магазины розничной  торговли обязаны использовать  для расчетов с потребителями  контрольно-кассовые аппараты, которые  должны быть зарегистрированы  в налоговом органе. Подтверждением  регистрации служит карточка  регистрации контрольно-кассовой  машины, которая должна храниться  в организации в течение всего  времени эксплуатации такого  оборудования.

3. Аудит правильности  отражения операций продажи товаров  на соответствие учетной политике  и действующему законодательству. ОАО «Новости» отражает в оптовом  учете по покупным ценам, в  розничном учете товары по  продажным ценам.

Таблица 1. Схема  аудита хозяйственных операций по продаже  товаров в розницу (при применении журнально-ордерной формы бухгалтерского учета)

Наименованиеоперации Корреспонденция Документальное  отражение операции Цели  и процедурыаудита
дебет кредит
товары  оцениваются по покупным ценам
Признание дохода от продажи 50 90/1 Книга кассира- операциониста, показания контрольно- кассовой ленты, кассовая книга, банковские выписки, товарный отчет, журнал-ордер, Главная книга Проверяется правильность определения выручки от оптовой  продажи
Начисление  НДС с выручкиот продажи 90/3 68 Проверяется правильность исчисления и своевременность перечисления в бюджет НДС
Признание в качестве расхода покупной стоимости  реализованныхтоваров 90/2 41/2 Счета-фактуры, накладные, товарный отчет, журнал-ордер, Главная книга Проверить правильность и своевременность списания реализованных  в розницу товаров с учетом применяемого способа оценки товаров
Признание в качестве расхода отчетного  периода расходов на продажу 90/2 44 Расчетные ведомости  на заработную плату,амортизационные  ведомости, счета-фактуры, накладные, справки, ведомость по учету издержекобращения, журнал-ордер, Главная книга Проверить обоснованность списанных расходов на продажу, а  такжеправильность отражения в  учете
товары  учитываются по продажным ценам
Признание дохода от продажи 50 90/1 Книга кассира- операциониста, показания контрольно- кассовой ленты, кассовая книга, товарный отчет, журнал-ордер, Главная книга Проверяется правильность определения выручки от розничной  продажи
Признание в качестве расхода продажной  стоимости реализованныхтоваров 90/2 41/2 Проверяется правильность и своевременность списания реализованных  в розницу товаров с учетом применяемого способа оценки товаров
Корректировкастоимости  проданных товаров до значения покупной стоимости - списание реализованнойторговой  наценки (методом "красное сторно") 90/2 42 Счета-фактуры, накладные, расчетпродажной цены, справки-расчеты, товарный отчет, журнал-ордер, Главная  книга Проверяется правильность расчета реализованной торговой наценки,а также правильность отражения  в учете
Признание в качестве расхода отчетного  периода расходов на продажу 90/2 44 Расчет реализованной  торговой наценки,журнал-ордер, Главная  книга Проверяется обоснованность списанных расходов на продажу, а  такжеправильность отражения в  учете
      Расчетные ведомости  на заработную плату,амортизационные  ведомости, счета-фактуры, накладные, справки, ведомость по учету издержек обращения, журнал-ордер, Главная книга  

4. Одним из  важных моментов аудиторской  проверки розничных продаж является  контроль за правильностью отражения  в учете операций по расчетам  с покупателями с помощью пластиковых  карт. В настоящее время наиболее  популярны расчеты кредитными  картами различных платежных  систем (VISA, MasterCard, American Express и другие). В таком случае продажа товаров  оформляется выпиской слипов (товарных  чеков), которые прокатываются в  специальных устройствах и дополняют  показания контрольно-кассовых машин.  В целях аудита операций по  расчетам с помощью платежных  карт применяется следующая схема  (табл. 2).

Таблица 2. Схема  аудита хозяйственных операций по расчетам с помощью платежных карт (при  применении журнально-ордерной формы  бухгалтерского учета)

Наименование  операции Корреспонденция Документальное  отражение операции Цели  и процедурыаудита
дебет кредит
Признание дохода от продажи 57 90/1 Банковский  реестр продаж через терминал, журнал-ордер, Главная книга Проверяется правильность определения выручки от розничной  продажи 

с применением  платежных карт

Зачисление  денежных средств на расчетный счет 51 57 Проверяется правильность и своевременность зачисления денежных средствна расчетный счет
Отражение торговой уступки эквайреру за осуществление  расчетов с использованиемплатежных  картпри продаже товаров 44 57 Проверить правильность отражения суммы торговой уступкиза  услуги по расчетам с применением  платежных карт

Аудит розничной  продажи направлен на получение  необходимых доказательств для  подтверждения достоверности отражения  в учете и отчетности хозяйственных  операций, осуществляемых предприятиями  розничной торговли, при реализации товаров населению. 

Заключение  

Одним из основных и наиболее радикальных направлений  финансового оздоровления предприятия  является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности предприятия  и достижению безубыточной работы: рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь; а также получение долгосрочного  финансирования.

В особых случаях  необходимо провести реинжиринг бизнес-процесса, то есть коренным образом пересмотреть организацию труда и заработной платы, подбор и расстановку персонала, инвестиционную и ценовую политику и другие вопросы.

Прежде всего  предприятию ОАО «Новости» необходимо оптимизировать уровень складских  запасов. Для этой цели рассчитывают то количество товарного запаса, которое  позволит с одной стороны функционировать  компании без риска остановки  в результате нехватки товаров, а  с другой это должен быть минимальный  уровень, чтобы "не замораживать" финансовые ресурсы.

Кроме того, предприятию  необходимо наладить работу по взысканию  дебиторской задолженности, которая  позволит высвободить дополнительные денежные средства и тем самым  повысить ликвидность.

Предприятие может  уменьшить дефицит денежных средств  путем продажи неиспользуемых основных средств или сдачи их в аренду.

Привлечение дополнительных долгосрочных источников финансирования положительно сказывается на повышении  ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. Направление чистой прибыли  на развитие предприятия, а также  пополнение уставного капитала за счет дополнительных вкладов собственников  поможет увеличить собственные  средства компании, что также повысит  ее ликвидность.

Также предприятию  ОАО «Новости» рекомендуется  оптимизировать использование финансовых ресурсов для того, чтобы вырученные средства за реализованные товары и  услуги использовались по целевому назначению. Для этого необходимо составлять плановую калькуляцию затрат, в результате чего каждая статья получает не только стоимостную оценку ,но и свой удельный вес по отношению к общей величине выручки.

Одним из основных инструментов, позволяющим правильно  распределить ресурсы в соответствии со стратегическим планом, увязать  численно выраженные стратегические цели предприятия с оперативными планами  и показателями, выявить роль и  вес факторов, влияющих на достижение целей предприятия, является бюджетное  планирование и контроль. ОАО «Новости»  рекомендуется ввести систему бюджетирования, установить центры ответственности, разработать  стратегический план.

Информация о работе Учет и контроль товаров в розничной торговле на примере ОАО "Новости"