Учет и анализ материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции на примере ОАО ГК «Амазаркан»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:22, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изложение на примере конкретного предприятия учета и анализа материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме, выявление недостатков в учете и использовании запасов предприятия, предложения по совершенствованию учета и использования материальных ресурсов на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- исследование сущности, классификации, оценки, нормативно-правового регулирования материально-производственных запасов как объекта учета и контроля;
- изучение организации и ведения учета материально - производственных запасов на исследуемом предприятии;
- выработка путей совершенствования бухгалтерского учета материально-производственных запасов;
- анализ состава материально-производственных запасов, обеспеченности и использования их на исследуемом предприятии;
- выработка путей повышения эффективности использования материальных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 793.00 Кб (Скачать)

Программа используется промышленно - производственными предприятиями.

Требования к параметрам аппаратного обеспечения: клиентские рабочие станции должны иметь процессор не ниже 386 и оперативную память объемом минимум 2 Мбайт, а сервер - процессор класса 486/66 и ОЗУ емкостью от 16 Mбайт.

- программный продукт «Галактика»- многопользовательская сетевая система управления деятельностью предприятия (корпорации) выполняет функции планирования, оперативного управления, бухгалтерского учета, контроля и анализа.

«Галактика» используется для автоматизации производственных предприятий и корпораций.

Программный комплекс выполняет функции планирования: финансовое планирование, построение бюджета, календарно-сетевое (хозяйственное) планирование, планирование маркетинговых кампаний, проектов развития, техническая подготовка и планирование производства, планирование себестоимости продукции- товаров и услуг, оценка необходимых ресурсов, баланс мощностей.

Данная программа обладает следующими функциями в рамках оперативного управления материальными затратами  : управление закупками (материально-техническое снабжение),  управление запасами - движение и наличие материальных ценностей и малоценных и быстро изнашиваемых материалов, управление производством; в рамках задач бухгалтерского учета  материальных затрат выделяют: учет товарно-материальных ценностей и малоценных и быстроизнашивающихся материалов, учет фактических затрат, учет отклонений фактических затрат от плановых (нормативных); в рамках функций анализа выделяют: анализ выполнения планов и использования ресурсов, анализ фактических затрат (себестоимости) и сопоставление их с плановыми (анализ отклонений), анализ эффективности маркетинговых мероприятий и рекламных кампаний; в рамках функций контроля выделяют: контроль выполнения планов (проектов), контроль исполнения бюджета, контроль использования ресурсов, контроль неликвидов, сверхнормативных запасов, дефицитных позиций, контроль исполнительской дисциплины.

Требования к параметрам аппаратного обеспечения: процессор не ниже 386 и оперативную память объемом минимум 2 Мбайт, а сервер - процессор класса 486/66 и ОЗУ емкостью от 16 Mбайт.

- программный продукт «АУБИ» - это зарегистрированное название интегрированной программной системы «Автоматизации Бухгалтерского Учета малых, средних и больших предприятий».

«АУБИ» может быть использована для автоматизации бухгалтерского учета малых, средних и крупных предприятий различного рода деятельности. Программный комплекс представляет одинаковый интерес как для торговых (коммерческих) структур, так и для производственных предприятий.

В зависимости от специфики деятельности предприятия «АУБИ» позволяет вести учет следующих элементов бухгалтерского производства: учет материалов (склад); учет малоценных и быстроизнашивающихся материалов (МБП) на складе и в эксплуатации; основные средства; учет кассовых операций - формирование приходных и расходных кассовых ордеров, ведение кассовой книги; учет банковских операций - платежных поручений, требований и реестров; учет счетов; ведение журнала хозяйственных операций; ведение главной бухгалтерской книги; формирование шахматной и оборотной ведомостей; формирование различных ведомостей аналитического учета и т.д.

Система «АУБИ» работает под управлением операционных систем Windows 95, 98, 2000, NT 4.0.Минимальные требования для ОС Windows 95 или 98: процессор Pentium 200 или выше; наличие работоспособного параллельного порта; оперативная память не менее 64 MB; видеопамять не менее 1 МВ; не менее 100 MB свободного места на жестком диске, куда будет инсталлироваться Система.

- программный продукт «ABACUS professional» - полный комплекс бухгалтерского учета, применяемый на крупных промышленно-производственных предприятиях с численностью  работников бухгалтерии и планово-финансовых служб до 50 - 60 человек.

В рамках данной программы реализуются функции по: обработке проводок с детальной аналитической информацией; учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции с формированием соответствующих записей в Главной книге; финансовому анализу; автоматическому начислению процентов и отчислению налогов; мульти-валютным операциям генератора отчетных форм; системе аппаратной и программной защиты информации.

Минимальные требования: процессор от 386DX и 4 Мбайт оперативной памяти. Сервер должен иметь процессор класса 486DX и выше и 8 Мбайт оперативной памяти (минимальные требования к серверу, когда в сети работает до пяти станций-клиентов).

На исследуемом предприятии (ОАО ГК «Амазаркан») учет материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции ведется в программе «1С: Предприятие 7.7», которая удовлетворяет требованиям современного бухгалтерского учета.

4.2 Автоматизация бухгалтерского учета материальных затрат, включаемых в себестоимость на примере Открытого Акционерного Общества Горнодобывающей компании «Амазаркан»

В ОАО ГК «Амазаркан» учет хозяйственных операций автоматизирован и ведется  в программе «1С: Предприятие 7.7».

В качестве контрольного примера можно привести приобретение материальных ценностей организацией ОАО ГК «Амазаркан», т.е. дизельного топлива в размере 182340 кг по цене 22838,98 руб. на сумму 4914062,34 руб., при это имеются следующие первичные документы: товарная накладная №89 от 07.04.2008г., счет-фактура №089 от 07.04.2008г. поставщика, которым выступает ООО «Восток Триал», документ подтверждающий соответствующее качество дизельного топлива «Паспорт №56». Материалы были оплачены по безналичному расчету, затем оприходованы от 28.04.2008г. с оформлением в книгу покупок и выставлен НДС к зачету. 31.05.2008г. было списано в производство дизельное топливо в размере 134000 кг. по цене 22838,98 руб. на сумму 3060423,32 руб.

Схема прихода материалов имеет следующий вид (Рисунок 4.1):

 

ПОСТУПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ       ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ                  ВЫПИСКА          ЗАПИСЬ КНИГИ ПОКУПОК

 

Рисунок 4.1 Схема прихода материалов

 

Оформим приход дизельного топлива. Для начала необходимо провести оприходование приобретенных материалов (дизельного топлива) путем заполнения документа «Приходный ордер», в котором заполняются следующие реквизиты: номер документа (автоматически), дата, поставщик, который выбирается из справочника «Контрагенты», договор, который тоже выбирается из справочника «Договоры», выбирается склад куда поступают приобретенные материалы, дата и номер счет-фактуры, ставка НДС. В табличной части указывается наименование материала путем выбора конкретного вида материалов из справочника «Материалы», если таковые имеются в нем, если нет, то сначала вводится данный материал в справочник «Материалы», а затем выбирается в приходный ордер, также указывается цена материала и его количество. Нажатием на кнопку «Печать» формируется  «Приходный ордер» по типовой межотраслевой форме № М-4 (ПРИЛОЖЕНИЕ Р).

При сохранении документа автоматически формируются проводки:

Дебет 10 «Материалы» субсчет «Топливо» Кредит 60.1 «Расчеты с поставщиками в рублях» на сумму 4164459,61 руб.

Дебет 19.3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям» Кредит 60.1 «Расчеты с поставщиками в рублях» на сумму 749602,73 руб. (ПРИЛОЖЕНИЕ Р). 

После чего необходимо сформировать документ «Платежное поручение», необходимый для проведения оплаты дизельного топлива на сумму 4914063,00 руб., который формируется при открытии журнала «Платежные документы», из предложенного списка выбирается пункт «Платежное поручение». Далее необходимо заполнить платежное поручение согласно наименованиям полей в диалоговом окне (Получатель, который выбирается из справочника «Контрагенты», если он отсутствует в справочнике, то его можно ввести в справочник в процессе выписки платежного поручения; выбором из справочника «Расчетные счета» необходимо указать счет получателя, данный справочник подчинен справочнику «Контрагенты»; основание платежа выбирается из справочника «Договоры», подчиненного справочнику «Контрагенты»; назначение платежа (строкой текста вводится назначение платежа, наименование материала, номера и даты товарных документов, договоров либо может быть указана другая необходимая информация); а также сумму необходимо помнить, что в сумму включается НДС, который выделяется потом из суммы согласно ставке, указываемой в поле Ставка НДС (в данном случае она составляет 18%)). Номер документа заполняется автоматически- предлагается текущий номер. Также указывается соответствующая дата. После заполнения всех реквизитов формируем платежное поручение по типовой форме №0401060 для вывода на печать. (ПРИЛОЖЕНИЕ Р).

Далее необходимо сформировать «Выписку» для отражения снятия денежных средств с расчетного счета ОАО ГК «Амазаркан». Для этого необходимо открыть журнал «Банк» и открыть для заполнения новую выписку. При заполнении в документе «Выписка» в поле расчетного счета по умолчанию подставляется основной счет из настройки. Для заполнения выписки можно нажать кнопку «Подбор по платежным документам» для задания списания средств с расчетного счета. После чего необходимо выбрать из предложенного списка платежных документов необходимый документ и строки выписки будут заполнены согласно выбранным документам автоматически, кроме полей «Движение денежных средств», в которые записывается вид движения по расчетному счету. Этот реквизит вводится из справочника «Движение денежных средств». Реквизит «Корр. счет» предназначен для ввода корреспондирующего счета, используемого документом при формировании проводок. При этом формируются следующие проводки:

Дебет 60.1 «Расчеты с поставщиками в рублях» Кредит 51 «Расчетный счет» на сумму 4914063, 00 руб. (ПРИЛОЖЕНИЕ Р).

Далее формируем «Запись книги покупок» для отражения полученной счет-фактуры от поставщика. В Книге покупок регистрируем полученную счет-фактуру №089 от 07.04.2008г. за приобретенное дизельное топливо на сумму 4914063 руб. (ПРИЛОЖЕНИЕ Р). Данная запись необходима для предъявления НДС к зачету, она формируется на основании «Приходного ордера». При этом делается проводка Дебет 68 «Расчеты с бюджетом» субсчет 2 «Расчеты по НДС» Кредит 19.3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям»  на сумму  749602,73 руб. 

Для передачи материалов со склада в производство служит документ «Требование накладная», который можно создать, используя журнал «Учет материалов». В него вносится дата, номер документа, который присваивается автоматически, наименование склада, счет списания материалов (если использован счет 40 «Выпуск продукции», то заполняется справочник «Виды номенклатуры», предназначенный для списания затрат по определенному виду номенклатуры). Далее заполняется табличная часть «Требования-накладной», где указывается количество затребованного материала (в данном случае было затребовано 134000 кг. дизельного топлива) и количество фактически отпущенного материала (в данном случае фактически отпущено 134000 кг. дизельного топлива). Значение графы «Затребовано» используется для заполнения печатной формы, а значение графы «Отпущено»- для формирования бухгалтерских проводок. После этого используя кнопку «Печать» формируется требование-накладная по типовой форме №М-11 (ПРИЛОЖЕНИЕ Р). При проведении документа формируются следующие проводки:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 10 «Материалы» субсчет «Топливо» на сумму 3060423,32 руб. (ПРИЛОЖЕНИЕ Р).

После совершенных операций по оприходованию и списанию материалов в целях контроля за правильностью их совершения можно воспользоваться составление отчетов различного рода: Оборотно-сальдовая ведомость (ПРИЛОЖЕНИЕ Р), Шахматная ведомость(ПРИЛОЖЕНИЕ Р), Оборотно-сальдовая ведомость по счету (ПРИЛОЖЕНИЕ Р), Карточка счета (ПРИЛОЖЕНИЕ Р), Анализ счета (ПРИЛОЖЕНИЕ Р), Анализ субконто (ПРИЛОЖЕНИЕ Р), Сводные проводки (ПРИЛОЖЕНИЕ Р), Отчет по проводкам (ПРИЛОЖЕНИЕ Р)и т.д. Умело используя отчеты и их расшифровки, можно разобраться с любыми учетными, экономическими, управленческими и т.п. вопросами по предприятию.     

4.3 Автоматизация анализа эффективности использования материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции

Прогнозным анализом признается анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем. Особенность прогнозного анализа заключается в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущего, то есть перспективы развития, сточки зрения проекции составляющих элементов прошлого и настоящего хозяйственной деятельности в элементы будущего.

Раскрывая картину будущего, прогнозный анализ обеспечивает управляющую систему информацией о будущем для решения задач управления. Появляется практическая возможность управления факторами развития предприятия и получения в перспективе желаемого результата хозяйственной деятельности. Выявление основных тенденций и перспектив развития, создание образа будущего предприятия, определение потенциальных возможностей и угроз – основа научного обоснования планов и выработки стратегической и тактической политики предприятия, направленных на достижение его конечных целей.

Прогнозный анализ является достаточно трудным, осложнен многочисленными расчетами. Для облегчения проведения прогнозного анализа применяют различные компьютерные технологии. В данном случае, при проведении трендового анализа была использована компьютерная программа «Microsoft Excel», благодаря технологии обработки данных которой был значительно облегчен процесс построения графиков (обобщающих рисунков положения или развития изучаемого явления) и повышено их качество (выразительность, контрастность, масштабность, эстетичность). Задача при проведении трендового анализа – выбрать наиболее удачную форму графического представления данных. Графики строятся на основании данных за два года (2007г.и 2008г.), которые в свою очередь разбиты поквартально, затем накладывается линия тренда и путем подстановки в найденное уравнение значения 9, прогнозируется величина показателя на 9-й квартал, то есть на    1-й квартал 2009г.

Информация о работе Учет и анализ материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции на примере ОАО ГК «Амазаркан»