Учет и анализ использования трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост, обеспечение устойчивого развития производительных сил и повышение уровня жизни народа являются для современной России наиважнейшей, судьбоносной значимости задачей. Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития предполагает ускоренное решение одной из важнейших задач – повышение конкурентоспособности российской экономики. Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов – внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1.
1.1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики…...8
1.2. Факторы экономического роста предприятия………………………...18
1.3. Инновационная деятельность предприятия…………………………...28
Глава 2.
2.1. Механизм обеспечения экономического роста фирм и инновации промышленных предприятий…………………………………………..44
2.2. Инновационная деятельность ООО «Сартэксим» и экономический
рост……………………………………………………………………….61
2.3. Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий и частно-государственное партнерство в инновационной сфере……......................................................................80
Заключение………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Тихова ВВ Диплом.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

Переход к новому экономическому росту невозможен качественных показателей. Прежде всего речь идет о повышения качества производимой и внедрением новой продукции – важнейшем направлении конкурентоспособности фирмы.

В настоящее время  теоретические и практические аспекты  качества продукции подвергаются существенной трансформации. Классический подход основан на том, что если фирма стремится расширить свое присутствие на рынке, ей необходимо увеличивать производство и реализацию пользующейся спросом высококачественной продукции. Но для этого необходимо использовать прогрессивную технологию, качественное сырье и высококвалифицированную рабочую силу, которые обычно имеют более высокую стоимость. Рост издержек, обеспечивающих качество товара, происходит неравномерно: после достижения определенного (оптимального) уровня качества на каждую единицу требуются ресурсы, возрастающие в геометрической прогрессии.

Во взаимоотношении  процессов «издержки – качество – экономический рост» следует  обратить внимание на две особенности.

Первая: рыночная цена возрастает на пропорционально качеству товара, а как бы опережая его. И, наоборот, при снижении качества и технического уровня товара относительно среднерыночного уровня цена снижается более прогрессивно по сравнению с этим уровнем. Это объясняется во многом психологическими факторами поведения покупателя.

Вторая: наблюдаются нетрадиционные подходы к общей закономерности «высокое качество – высокие издержки». Первый из них состоит в том, что не всегда высокое качество сопровождается высокими издержками. Можно обеспечить выпуск высококачественной продукции с относительно невысоким или даже снижающимся уровнем издержек.

Противоположный феномен  наблюдался в российской экономике  в 1990-х гг. Издержки производства российских производителей из года в год росли, тогда как качество продукции  снижалось. Связано это было, прежде всего, с высоким уровнем инфляции, а также ограниченными возможностями в обновлении технологии. Если общую закономерность роста качества взять в сочетании с указанными нетипичными вариантами, то получим три тенденции: традиционную закономерность, рост качества товара при стабильных или снижающихся издержках; снижение качества товара при  растущих издержках.

Наиболее эффективна политика увеличения объема производства продукции за счет улучшения ее качественных характеристик в условиях, когда  на рынке ценовая конкуренция начинает уступать место неценовой конкуренции. В этом случае компании, сконцентрировавшие свое внимание на снижении издержек, не видя других важных моментов (растущее предпочтение потребителей к более высокому качеству товаров и обслуживанию, завоевание интересов покупателей путем предложения дополнительных товаров и услуг) вынуждены пересматривать свою рыночную стратегию либо переключаться на другие сегменты рынка.

В рыночной экономике  издержки предпринимателя оцениваются  не только по расходу ресурсов, но прежде всего по их эффективности, т.е. с их помощью в других, наиболее выгодных и доступных сферах. Плата за ресурсы должна быть такой, чтобы их владелец не счел более выгодным использовать ресурсы на что-то другое. Экономичность – один из показателей результативности работы фирмы.

Весьма полезен в  деле обеспечения экономичности  зарубежный опыт, применяемый российскими  предприятиями. Например, определение  и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной  величины серии запускаемой в производство продукции. Чем больше партия закупаемого сырья и материалов, тем больше величина среднегодового  запаса  и больше размер издержек, связанных со складированием материальных ресурсов. В то же время приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества: снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретение товара, с приемкой этих товаров и т.д. Установив оптимальную величину необходимого количества закупаемых материальных ресурсов, можно за счет этого обеспечить снижение издержек на единицу продукции.

Следовательно, тезис  об ограниченных возможностях российских товаропроизводителей обеспечить реализацию принципа эффективного хозяйствования в современных условиях несостоятелен: основной проблемой является создание действенного механизма реализации имеющегося потенциала. Он должен иметь стратегическую направленность. [8, 17]

Повышение конкурентоспособности  продукции российской промышленности возможно при условии технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства. Определенный резерв заложен и в применении новых схем управления производством, и в использовании маркетинговых инструментов для продвижения продукции. В последнее десятилетие XX в. наблюдалась стремительная либерализация внутренних и внешних рынков, способствовавшая усилению конкурентной борьбы между промышленными предприятиями за рынки сбыта, особенно в сфере высоких технологий. В развитых странах экономический прогресс был достигнут благодаря разработке новейших технологий, производству высокотехнологичных товаров и услуг и успешному выходу на мировые рынки. В индустриальных странах темп роста наукоемких отраслей был выше в среднем в 1,5-2 раза, чем по промышленности в целом.

В современной экономике  важным и дорогим фактором являются квалифицированные кадры. Именно этот воспроизводимый ресурс надо использовать для ускоренного развития экономики. Поэтому наиболее перспективно ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей с высоким экспортным потенциалом. Эти динамичные отрасли создают высокую добавленную стоимость за счет не только глубокой переработки сырья, но и использования знаний. Увеличение затрат на научные исследования, оплату труда высококвалифицированных кадров позволят создать новые технологические продукты и получить конкурентное преимущество на рынке за счет качества и брэнда даже при высоких ценах. Однако для этого необходимо создать инфрастуктуру, определить, какие хозяйствующие субъекты заинтересованы в построении новой постиндустриальной экономики, постоянном совершенствовании своей продукции и инновационном процессе. От успеха развитых современных отраслей отечественной экономики зависит место России в глобализирующемся мире.

Новые технологии связаны  с фундаментальными и прикладными  исследованиями и во многом определяются экономической эффективностью предприятий народного хозяйства, являясь наряду с капиталом и рабочей силой фактором производства.

Принято использовать следующую  классификацию технологий: информационные; в области медицины; в обрабатывающей промышленности; технологии создания новых материалов; технологии сохранения окружающей среды.

Шумпетер предложил  пять типов технологического развития: создание новых технологических  процессов, новых технологических  продуктов, освоение новых источников и промышленного сырья, новых рынков, использование новых организационных методов. Процесс технологических изменений включает в себя три стадии: изобретение, инновации и диффузия технологий (распространение технологий от фирм-инноваторов к фирмам, заимствующим технологии).

Инновациями принято  называть технические и технологические  нововведения, применением научных  знаний в хозяйственной деятельности. Проявляются они в разработке новой и усовершенствовании существующей продукции, технологических процессов, организации производства и структуре управления. Выделяют три типа инноваций: продуктные; технические и процессные;  организационно-управленческие.

Продуктные позволяют  создавать новые товары. Они варьируются  от существенного расширения номенклатуры до повышения потребительских качеств традиционной продукции с учетом запросов потребителя. Именно производство новой конкурентоспособной продукции является основным стимулом технологических нововведений.

Процессные инновации  позволяют использовать новые технологические процессы для производства традиционных и новых товаров. Технические, т.е. введение в эксплуатацию нового оборудования, чаще всего обусловлены либо переходом к выпуску новой продукции, либо необходимостью кардинального улучшения качества уже выпускаемых изделий.

Освоение новой продукции  должно сопровождаться организационно-управленческими  инновациями.

Стимулами инновационной  активности служат как внешние факторы, так и внутренние проблемы предприятия (износ оборудования, высокие энергозатраты, недостаток производственных мощностей). На тех предприятиях, где произошла смена собственника и руководства, причинами инновации стали институциональные перемены – смена формы контроля над предприятием.

Внешним стимулом инноваций  в основном является борьба на рынке конечной продукции за потребителя. На внутреннем рынке острую конкуренцию испытывают хозяйствующие субъекты, производящие импортозамещающие товары. Экспортная ориентация также служит мощным фактором инноваций, поскольку предприятие вынуждено продвигать свои товары на мировой рынок с высокой конкуренцией.

Основным источником финансирования инноваций в большинстве  случаев являются собственные средства предприятий. Свыше 80% их для финансирования инноваций использовали собственные, а не заемные средства. Государственные инвестиции (средства бюджета и внебюджетных фондов) также очень важны. Финансирование инновационной деятельности из собственных средств ограничивает реализацию потенциала предприятий, поскольку для широкомасштабных инвестиций и реструктуризации предприятия нужны значительные финансовые вложения, которыми само предприятие нередко не обладает. Подобная ситуация вызвана тем, что кредитование реального сектора экономики недостаточно, хотя процентные ставки по займам снижены.

Инновационная деятельность за счет собственных ресурсов не всегда направлена на усовершенствование технологического процесса. Инвестиции идут не на новое оборудование, а на устранение неполадок в устаревших производственных линиях. Такой инвестиционный процесс не может стать основой экономического роста.

Одним из основных недостатков  организации инноваций является то, что в частности, не ставится задача повышения эффективности  работы маркетинговых подразделений. Усиление конкурентоспособности промышленных предприятий связано не только с внедрением новых технологий, но и применением эффективных схем управления. Для поддержания конкурентоспособности товаров необходимы стратегическая программа развития бизнеса, постоянное прогнозирование потребительского рынка, оперативные и взвешенные управленческие решения. Именно в таком подходе заложено успешное развитие предприятий отечественной промышленности и повышение конкурентоспособности товаров. Из более двух тысяч предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, 64% приобрели оборудование, более 42% разработали новую продукцию и лишь 19% провели маркетинговые исследования.

Социологические исследования показали: по мнению руководителей, в  результате освоения или внедрения  инноваций на предприятиях произошли  серьезные изменения как финансово-экономических показателей, так и показателей использования трудовых ресурсов. В 80% случаев улучшилось качество производимой продукции. Существенно изменились показатели объема выпуска, себестоимости, занятости и интенсивности труда. Цели инновации были полностью достигнуты в 70% случаев и всего 7% (10 предприятий) заявили о неуспехе инноваций.

Обращаясь к вопросу  государственного регулирования инновационной  деятельности, следует сказать, что  в 2001 г. постановлением правительства утверждена Федеральная программа «Национальная технологическая база», направленная на развитие научной и технологической базы производства в России наукоемкой продукции мирового уровня.

Инновации должны внедряться самими предприятиями. Эта цель осуществима при модернизации оборудования с одновременной реструктуризацией управленческой структуры, повышением качества продукции и учетом требований конечных потребителей. Нередко внимание частных предпринимателей сосредоточено только на одной отрасли. Корпорации не всегда могут оценить влияние технологических изменений одной отрасли на всю экономику. Задача макроэкономического регулирования заключается в определении приоритетов для развития всей экономики, поддержке инноваций, имеющих межотраслевой характер и способствующих развитию производственного потенциала страны.

Что же касается выхода на траекторию экономического роста, то эту  задачу можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы.

Совершенно очевидно, что в решении этих непростых, но очень важных для нашей экономики  задач, решающая роль принадлежит предпринимательскому походу, основанному на поиске и реализации инноваций, ибо все эти задачи требуют не рутинного, а новаторского, творческого подхода.

Особое значение для  производства имеют инновации с  мощными преобразовательными функциями. Эти инновации радикально изменят  производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям, как уже говорилось, следует отнести новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и новая продукция.

Неверная промышленная политика российских властей привела  к тому, что отечественная промышленность не смогла занять в экономике страны место главного генератора технологических инноваций, что идет в разрез с общемировыми экономическими тенденциями. Сложившаяся ситуация является не только неестественной, но и в значительной степени парадоксальной, так как разработка подавляющей части технологических инноваций в России происходит за счет непромышленных предприятий, являющихся носителями этих технологий, а правительственных структур, которые не занимаются непосредственным внедрением разработанных ноу-хау. Можно сказать, что российские промышленные предприятия и компании успешно переложили свое «инновационное» бремя на государство.

Информация о работе Учет и анализ использования трудовых ресурсов