Учет и анализ использования трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост, обеспечение устойчивого развития производительных сил и повышение уровня жизни народа являются для современной России наиважнейшей, судьбоносной значимости задачей. Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития предполагает ускоренное решение одной из важнейших задач – повышение конкурентоспособности российской экономики. Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов – внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1.
1.1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики…...8
1.2. Факторы экономического роста предприятия………………………...18
1.3. Инновационная деятельность предприятия…………………………...28
Глава 2.
2.1. Механизм обеспечения экономического роста фирм и инновации промышленных предприятий…………………………………………..44
2.2. Инновационная деятельность ООО «Сартэксим» и экономический
рост……………………………………………………………………….61
2.3. Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий и частно-государственное партнерство в инновационной сфере……......................................................................80
Заключение………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Тихова ВВ Диплом.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

1.2. Факторы экономического  роста предприятия

Движение общественного  продукта может быть представлено последовательной реализацией этапов наука – производство – распределение – обмен – потребление.

Согласно теории производственных факторов экономический рост системы  любого уровня (от отдельного предприятия  до народного хозяйства в целом) определяется будущими ресурсными возможностями и оптимальными решениями их использования. Но уже в настоящее время следует объективно признать: время неограниченных ресурсов прошло. Постоянно возникают проблемы их эффективного использования, решение которых потребовало вовлечения в общественное производство новых знаний.

Мировой опыт подсказывает, что устойчивое развитие производства в долгосрочном периоде в большей  степени зависит не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько  от инновационного характера предпринимательства в этой сфере.

Сама предпринимательская  деятельность по сути является специфическим  фактором производства, соединяющим  в процессе производства другие факторы  в единую систему ради получения  предпринимательского эффекта (максимизации прибыли или накопления капитала). Стратегические задачи развития формируют новые подходы к предпринимательству. Для их решения необходим предприниматель-новатор, действующий профессионально в условиях повышенных рисков, которые объективно возникают при внедрении новых знаний в сферу производства. Именно инновационные изменения создают основы экономического роста и перехода системы в новое качество. Таким образом, можно считать, что развитие – это инновационный по своему характеру экономический рост.

Структурными источниками экономического развития служат:

  • развитие на основе факторов производства, которые характеризуются количеством и качеством природных и трудовых ресурсов;
  • развитие на основе инвестиций (объем основного капитала);
  • развитие на основе инновационной деятельности (новшества, нововведения).

В целом экономическое  развитие может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер.

Экстенсивный рост в  условиях устойчивого спроса опирается  на сложившуюся технологическую  базу и консервативный менеджмент. Он возможен до тех пор, пока не будут исчерпаны ресурсные запасы и не начнется процесс удорожания ресурсов. С этого момента темпы экономического роста начинают все быстрее падать.

Интенсивное развитие базируется на кардинальных изменениях технологических параметров реального сектора, а также на продвижении прогрессивного менеджмента.

Исследования показывают, что на современном этапе развития мировой экономики на долю экстенсивных факторов (увеличения трудозатрат) приходится около одной трети экономического роста, а две трети определяется интенсивными факторами (повышением производительности труда).

На практике инвестиции и инновации тесно взаимосвязаны, так как инвестиции в новую  технику формируют по сути дела инновационный  процесс. Совокупный вклад инновационно-инвестиционной деятельности в экономическое развитие приближается к 50%.

Кроме главного инновационно-инвестиционного  фактора, на темпы экономического роста  влияют и другие факторы:

  • повышение уровня образования и профессиональной подготовки;
  • экономия, обусловленная масштабами производства;
  • улучшение распределения ресурсов.

Повышения уровня образования  и профессиональной подготовки определяется масштабами роста фондовооруженности (капиталовложения в новую технику) работника.

Экономия, обусловленная масштабами производства, связана с расширением рынков и предприятия, когда новые (более высокие) масштабы позволяют использовать более эффективные метода производства и менеджмента.

Улучшение распределения  ресурсов означает приток рабочей силы и капитала из относительно низкоприбыльных в высокоприбыльные сферы производства, в результате чего возрастает средняя производительность труда в реальном секторе. В этом проявляется влияние рынка на экономический рост.

Главной особенностью современного экономического роста является переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, когда конечный результат (например, доход) растет опережающими темпами по сравнению с суммарными затратами на сырье и материалы, топливо и энергию, заработную плату с отчислениями на социальные нужды, амортизацию. Это условие свидетельствует о росте эффективности не только дополнительно вовлекаемых в производство ресурсов, но и о повышении отдачи накопленного экономического потенциала.

Выбор основного оценочного критерия экономического роста предприятия определяется целью предпринимательской деятельности и средством для достижения цели.

Как свидетельствует  мировой опыт предприятий стран  с рыночной экономикой, максимизация прибыли – важнейшая задача предприятия. В том чтобы предприятие стремилось к максимизации прибыли, заинтересовано и общество в целом. Ведь чем большую прибыль получает предприятие, тем выше доход общества в форме налога от прибыли. В этом и заключается весь смысл  «невидимой руки» Адама Смита: каждый отдельный предприниматель приносит пользу обществу, даже если он и не ставит перед собой такой цели; если же прибыль отсутствует, то сигнал обществу и предпринимателям, что ресурсы и усилия следует направить в другую область, на другие виды деятельности.

Получение максимальной прибыли возможно только за счет постоянного повышения уровня (эффективности) хозяйствования, причем различными путями: здесь есть краткосрочные и долгосрочные аспекты. Например, предприятие может увеличить свою прибыль за короткий промежуток времени, перестав финансировать разработки, связанные с улучшением качества продукции, повышением квалификации работающих и т.д. Но в долгосрочном плане это приведет к уменьшению прибыли и, может быть, к банкротству из-за потери его позиций на рынке. Для вновь создаваемого предприятия в решении данной проблемы будут наблюдаться одни подходы, а для функционирующего – другие.

Для вновь создаваемого предприятия  чрезвычайно важно определить предполагаемый вид продукции с позиций существующего  на него спроса, характера конкуренции, объема инвестиций и их отдачи и т.д.

Для функционирующего предприятия  важное значение имеет соотношение  между затратами на производство продукции и ее ценой, складывающейся на рынке. Предприятие может влиять на величину затрат на производство и реализацию. Но здесь есть предел снижения затрат, определяемый уровнем развития науки и техники и умением эффективно использовать факторы производства у себя на предприятии. Что касается цены, то ее уровень определяется спросом и предложением. Кроме того, единственный путь, которым может воспользоваться предприятие в части повышения цены или обеспечения стабильного спроса на продукцию, выпускаемую им, является повышение качества продукции или расширение сферы услуг для покупателя.

Является ли максимизация прибыли главной и единственной целью деятельности коммерческого предприятия? Ответ на этот весьма распространенный вопрос должен быть весьма осторожным. Несомненно, в краткосрочном периоде ориентация на максимум прибыли повышает «выживаемость» предприятия, обеспечивает его ресурсами для инвестиций, формирования резервов, удовлетворения некоторых социальных нужд. Однако может ли быть максимизация прибыли всеохватывающим и исчерпывающим мотивом в долгосрочном периоде? Очевидно, что в этом случае на первый план выходит необходимость закрепления коммерческого предприятия на рынке, рост его капитала, увеличение доходов собственников.

Для предприятий малого и среднего масштаба получение прибыли и  накопление капитала могут быть единственной целью. Но для крупных структур и в длительной перспективе наращивание прибыли является лишь одним (хотя и весьма важным) способом самоутверждения на рынке.   

Увеличение или снижение прибыли  происходит вследствие действия многих факторов, зависящих или не зависящих от уровня хозяйствования. В числе славных факторов следует назвать:

  • изменения в объеме продаж;
  • снижение (повышение) издержек производства и обращения (себестоимости продукции);
  • ценовые факторы.

Между этими факторами существуют взаимная зависимость и разнонаправленные тенденции. Так, рост объема продаж может потребовать снижения цен предприятия на продукцию и услуги. Не исключено, что в этой ситуации станет необходимой закупка ресурсов по более высоким ценам. Рост объема продаж в известных пределах может способствовать снижению затрат на единицу продукции. Снижение себестоимости может сопровождаться ухудшением качества продукции и падением спроса. Ценовые факторы действуют разнонаправлено в зависимости от того, идет ли речь о ценах на продукцию предприятия или о ценах на приобретаемые ресурсы.

Действуют также естественные пределы  роста продаж, снижения себестоимости, изменения цен.

Здесь необходимо принимать во внимание объективные законы убывающей предельной полезности и убывающей предельной производительности факторов производства.

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что для  роста объема хозяйственной деятельности требуется соответствующее увеличение переменных расходов. Увеличивающиеся  переменные расходы сочетаются с  относительно уменьшающимися постоянными расходами. На первых порах экономия на масштабах производства приносит относительное снижение общих затрат на единицу продукции. Однако на определенном этапе прежние вложения капитала становятся недостаточными, начинают приносить все меньший доход и в конце концов становятся убыточными. Возникает необходимость в обновлении и расширении производственного потенциала предприятия, в новых инвестициях.

Для преодоления закона убывающей  полезности предприятия необходимо:

  1. периодически осуществлять инвестиционные вложения, расширять собственный потенциал. Это неизбежно приводит к скачку постоянных расходов;
  2. вносить существенные изменения в технологию производства с учетом инноваций и научно-технического прогресса. Это позволит снизить переменные расходы на единицу продукции;
  3. постоянно обновлять ассортимент продукции и услуг, повышать их качество и привлекательность для потребителей;
  4. заботиться о расширении рынков сбыта на основе активной маркетинговой политики.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (работ, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Инновационная деятельность, связанная  с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

Следует разграничить понятия «новшество» и «инновация».

Новшество – оформленный результат  фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных  работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества  могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить распространение инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты.

Инновация – конечный результат  внедрения новшества в целях  изменения объекта управления и  получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Новшества могут разрабатываться  как для собственных нужд (для  внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для  продажи. На «входе» предприятия  как системы будут новшества  их продавцов, которые могут сразу  внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» предприятия будут только новшества как товары.

Новшества могут быть покупные или  собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую фирмой продукцию (выполняемую услугу), т.е. превращения в форму инновации.

На современном этапе предприятия  стремятся увеличивать удельный вес новшеств, реализованных в  инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в данной сфере и диктовать покупателям и конкурентам свою политику.   

Глобальной целью инновационно-инвестиционных решений является выбор проектов, которые обеспечат будущий приток реальных денежных средств, превышающий  первоначальные инвестиции. [34]

Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющейся окружающей среде.

Информация о работе Учет и анализ использования трудовых ресурсов