Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:08, курсовая работа
Экономический рост, обеспечение устойчивого развития производительных сил и повышение уровня жизни народа являются для современной России наиважнейшей, судьбоносной значимости задачей. Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития предполагает ускоренное решение одной из важнейших задач – повышение конкурентоспособности российской экономики. Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов – внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1.
1.1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики…...8
1.2. Факторы экономического роста предприятия………………………...18
1.3. Инновационная деятельность предприятия…………………………...28
Глава 2.
2.1. Механизм обеспечения экономического роста фирм и инновации промышленных предприятий…………………………………………..44
2.2. Инновационная деятельность ООО «Сартэксим» и экономический
рост……………………………………………………………………….61
2.3. Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий и частно-государственное партнерство в инновационной сфере……......................................................................80
Заключение………………………………………………
1.2. Факторы экономического роста предприятия
Движение общественного продукта может быть представлено последовательной реализацией этапов наука – производство – распределение – обмен – потребление.
Согласно теории производственных факторов экономический рост системы любого уровня (от отдельного предприятия до народного хозяйства в целом) определяется будущими ресурсными возможностями и оптимальными решениями их использования. Но уже в настоящее время следует объективно признать: время неограниченных ресурсов прошло. Постоянно возникают проблемы их эффективного использования, решение которых потребовало вовлечения в общественное производство новых знаний.
Мировой опыт подсказывает, что устойчивое развитие производства в долгосрочном периоде в большей степени зависит не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства в этой сфере.
Сама предпринимательская деятельность по сути является специфическим фактором производства, соединяющим в процессе производства другие факторы в единую систему ради получения предпринимательского эффекта (максимизации прибыли или накопления капитала). Стратегические задачи развития формируют новые подходы к предпринимательству. Для их решения необходим предприниматель-новатор, действующий профессионально в условиях повышенных рисков, которые объективно возникают при внедрении новых знаний в сферу производства. Именно инновационные изменения создают основы экономического роста и перехода системы в новое качество. Таким образом, можно считать, что развитие – это инновационный по своему характеру экономический рост.
Структурными источниками экономического развития служат:
В целом экономическое развитие может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер.
Экстенсивный рост в условиях устойчивого спроса опирается на сложившуюся технологическую базу и консервативный менеджмент. Он возможен до тех пор, пока не будут исчерпаны ресурсные запасы и не начнется процесс удорожания ресурсов. С этого момента темпы экономического роста начинают все быстрее падать.
Интенсивное развитие базируется на кардинальных изменениях технологических параметров реального сектора, а также на продвижении прогрессивного менеджмента.
Исследования показывают,
что на современном этапе развития
мировой экономики на долю экстенсивных
факторов (увеличения трудозатрат) приходится
около одной трети экономическо
На практике инвестиции
и инновации тесно
Кроме главного инновационно-инвестиционного фактора, на темпы экономического роста влияют и другие факторы:
Повышения уровня образования и профессиональной подготовки определяется масштабами роста фондовооруженности (капиталовложения в новую технику) работника.
Экономия, обусловленная масштабами производства, связана с расширением рынков и предприятия, когда новые (более высокие) масштабы позволяют использовать более эффективные метода производства и менеджмента.
Улучшение распределения ресурсов означает приток рабочей силы и капитала из относительно низкоприбыльных в высокоприбыльные сферы производства, в результате чего возрастает средняя производительность труда в реальном секторе. В этом проявляется влияние рынка на экономический рост.
Главной особенностью современного экономического роста является переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, когда конечный результат (например, доход) растет опережающими темпами по сравнению с суммарными затратами на сырье и материалы, топливо и энергию, заработную плату с отчислениями на социальные нужды, амортизацию. Это условие свидетельствует о росте эффективности не только дополнительно вовлекаемых в производство ресурсов, но и о повышении отдачи накопленного экономического потенциала.
Выбор основного оценочного критерия экономического роста предприятия определяется целью предпринимательской деятельности и средством для достижения цели.
Как свидетельствует мировой опыт предприятий стран с рыночной экономикой, максимизация прибыли – важнейшая задача предприятия. В том чтобы предприятие стремилось к максимизации прибыли, заинтересовано и общество в целом. Ведь чем большую прибыль получает предприятие, тем выше доход общества в форме налога от прибыли. В этом и заключается весь смысл «невидимой руки» Адама Смита: каждый отдельный предприниматель приносит пользу обществу, даже если он и не ставит перед собой такой цели; если же прибыль отсутствует, то сигнал обществу и предпринимателям, что ресурсы и усилия следует направить в другую область, на другие виды деятельности.
Получение максимальной прибыли возможно только за счет постоянного повышения уровня (эффективности) хозяйствования, причем различными путями: здесь есть краткосрочные и долгосрочные аспекты. Например, предприятие может увеличить свою прибыль за короткий промежуток времени, перестав финансировать разработки, связанные с улучшением качества продукции, повышением квалификации работающих и т.д. Но в долгосрочном плане это приведет к уменьшению прибыли и, может быть, к банкротству из-за потери его позиций на рынке. Для вновь создаваемого предприятия в решении данной проблемы будут наблюдаться одни подходы, а для функционирующего – другие.
Для вновь создаваемого предприятия
чрезвычайно важно определить предполагаемый
вид продукции с позиций
Для функционирующего предприятия важное значение имеет соотношение между затратами на производство продукции и ее ценой, складывающейся на рынке. Предприятие может влиять на величину затрат на производство и реализацию. Но здесь есть предел снижения затрат, определяемый уровнем развития науки и техники и умением эффективно использовать факторы производства у себя на предприятии. Что касается цены, то ее уровень определяется спросом и предложением. Кроме того, единственный путь, которым может воспользоваться предприятие в части повышения цены или обеспечения стабильного спроса на продукцию, выпускаемую им, является повышение качества продукции или расширение сферы услуг для покупателя.
Является ли максимизация прибыли главной и единственной целью деятельности коммерческого предприятия? Ответ на этот весьма распространенный вопрос должен быть весьма осторожным. Несомненно, в краткосрочном периоде ориентация на максимум прибыли повышает «выживаемость» предприятия, обеспечивает его ресурсами для инвестиций, формирования резервов, удовлетворения некоторых социальных нужд. Однако может ли быть максимизация прибыли всеохватывающим и исчерпывающим мотивом в долгосрочном периоде? Очевидно, что в этом случае на первый план выходит необходимость закрепления коммерческого предприятия на рынке, рост его капитала, увеличение доходов собственников.
Для предприятий малого и среднего масштаба получение прибыли и накопление капитала могут быть единственной целью. Но для крупных структур и в длительной перспективе наращивание прибыли является лишь одним (хотя и весьма важным) способом самоутверждения на рынке.
Увеличение или снижение прибыли происходит вследствие действия многих факторов, зависящих или не зависящих от уровня хозяйствования. В числе славных факторов следует назвать:
Между этими факторами существуют
взаимная зависимость и разнонаправленны
Действуют также естественные пределы роста продаж, снижения себестоимости, изменения цен.
Здесь необходимо принимать во внимание объективные законы убывающей предельной полезности и убывающей предельной производительности факторов производства.
Закон убывающей предельной полезности
заключается в том, что для
роста объема хозяйственной деятельности
требуется соответствующее
Для преодоления закона убывающей полезности предприятия необходимо:
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (работ, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.
Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.
Следует разграничить понятия «новшество» и «инновация».
Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить распространение инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты.
Инновация – конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Новшества могут разрабатываться
как для собственных нужд (для
внедрения в собственном
Новшества могут быть покупные или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую фирмой продукцию (выполняемую услугу), т.е. превращения в форму инновации.
На современном этапе
Глобальной целью инновационно-
Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющейся окружающей среде.
Информация о работе Учет и анализ использования трудовых ресурсов