Учет и анализ использования трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост, обеспечение устойчивого развития производительных сил и повышение уровня жизни народа являются для современной России наиважнейшей, судьбоносной значимости задачей. Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития предполагает ускоренное решение одной из важнейших задач – повышение конкурентоспособности российской экономики. Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов – внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1.
1.1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики…...8
1.2. Факторы экономического роста предприятия………………………...18
1.3. Инновационная деятельность предприятия…………………………...28
Глава 2.
2.1. Механизм обеспечения экономического роста фирм и инновации промышленных предприятий…………………………………………..44
2.2. Инновационная деятельность ООО «Сартэксим» и экономический
рост……………………………………………………………………….61
2.3. Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий и частно-государственное партнерство в инновационной сфере……......................................................................80
Заключение………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Тихова ВВ Диплом.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для  достижения поставленных целей. Цели –  это ключевые результаты, к которым  стремиться предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.

К типичным относятся цели, связанные  с достижением доли данного предприятия на рынках сбыта, ростом объема бизнеса, его прибыльностью, рентабельностью и другими характеристиками.

Все типы стратегий, встречающиеся  в мире бизнеса, можно объединить в три группы:

  • наступательная, или стратегия прорыва;
  • оборонительная, или стратегия выживания;
  • стратегия сокращения и смены видов бизнеса.

Понятно, что более привлекательной  является наступательная стратегия, или  стратегия прорыва, которая преследует цель завоевать определенную долю на рынке, а нередко и занять лидирующие позиции на новом рынке или в новой отрасли. Наступательная стратегия основана на реализации определенной инновации и предполагает предпринимательский подход.

Наступательные стратегии основаны, как правило, на научных открытиях  и изобретениях, рассчитаны на занятие лидирующего положения на рынке или в отрасли. Однако они требуют значительных финансовых затрат, имеют высокую степень риска , но в случае успеха дают высокие результаты.

Оборонительная стратегия, или  стратегия выживания, предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия выбирается, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная или у нее недостаточно средств для проведения активной наступательной стратегии.

Однако такой тип стратегии  довольно опасен и требует самого пристального внимания со стороны проводящей ее фирмы к вопросам научно-технического прогресса и действиям фирм-конкурентов. Фирма может оказаться на грани краха и вынуждена будет уйти с рынка, так как незамеченные вовремя изобретения конкурентов приведут к снижении их издержек производства и подорвут позиции обороняющей компании.

Стратегия сокращения и смены видов  бизнеса используется в ситуациях, при которых фирма нуждается  в перегруппировке сил после  длительного периода роста или  в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются такие спады и кардинальные изменения в экономике, как структурная перестройка и т.п.

На практике предприятия могут  одновременно реализовывать не одну, а несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний.

Широко применяется на практике группа стратегий под общим названием  стратегия роста. Она предполагает изменение продукта и (или) рынка.

При использовании стратегии глубокого  на рынок фирма делает все, чтобы  данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции.

Стратегия развития рынка заключается  в поиске новых рынков для уже  производимого товара.

Стратегия развития продукта предполагает рост за счет выхода на освоенный рынок  с новым продуктом.

Стратегия диверсификации осуществляет выход с новым товаром на новый рынок.

Другая группа стратегий связана  с тем, что фирма расширяется  путем добавления новых структур. Они называются стратегиями интегрированного роста.

Таким образом, стратегий развития бизнеса довольно много. Задача руководства фирмы заключается в том, чтобы выбрать наиболее подходящую стратегию с учетом конкретных условий и целей бизнеса.

Каждое предприятие является сложной  многофункциональной системой, поэтому  стратегию деятельности предприятия, которую иначе можно назвать генеральной стратегией, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями. Иначе эти стратегии можно назвать рабочими стратегиями.

Каждая функциональная стратегия  имеет определенный объект, на который  она направлена. В этой связи могут  разрабатываться следующие функциональные стратегии:

  • стратегия маркетинга;
  • финансовая стратегия;
  • стратегия инноваций;
  • стратегия производства;
  • стратегия организационных изменений.

Набор функциональных стратегий на том или ином конкретном предприятии  определяется составом специфических  целей, которые ставит перед собой  руководство предприятия. [6]

 

1.3. Инновационная деятельность предприятия

Одними из наиболее значимых характеристик внешней среды  функционирования компаний в современных  условиях являются ее высокая подвижность  и непредсказуемость. Изменения  в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям.

Таким образом, одной  из важнейших управленческих задач  становится повышение инновативности компаний, а именно – их способности четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий.

Как результат инновационный  менеджмент становится основой конкурентной стратегии современных фирм, а  инновативность – мощнейшим конкурентным преимуществом.

Любая организация функционирует  не изолированно, а в тесном взаимодействии с окружающими ее субъектами. Таким  образом, любые внутренние процессы, происходящие на фирме, являются прямо  или косвенно следствием более глобального  изменения во внешней среде. Говоря об инновационной деятельности, можно выделить две группы факторов, являющихся предпосылками к ее развитию: внутренние и внешние. Под внутренними факторами подразумеваются проблемы, сложившиеся внутри компании и требующие решения путем проведения тех или иных инноваций. Под внешними предпосылками понимаются любые изменения, происходящие во внешней предпринимательской среде, ведущие к адаптации рыночных субъектов к новым условиям также посредством внедрения инноваций (рис. 1).

 

Рис. 1. Предпосылки инновационной деятельности


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из схемы, под  проблемой подразумеваются имеющиеся  на фирме возможности, связанные  с потенциалом научно-технической  базы, финансовым положением, творческой активностью персонала и достижениями в производственной сфере. Это несомненно плюсы, которые следует использовать для получения будущих преимуществ. С другой стороны, на фирме возникают и негативные вопросы, часто являющиеся следствием либо недостаточно профессионального управления компанией, либо ухудшившихся рыночных условий. Решая такие вопросы, как снижение доходов или падение рыночной доли, руководство компании так или иначе вынуждено проводить необходимые инновации, причем в данном случае они, как правило, ограничены и временным фактором, и ресурсами.

Существенное значение для компаний с различной деловой  направленностью и национальной принадлежностью имеют характеристики внешней предпринимательской среды. В принципе существует ряд общих  черт, характеризующих глобальную внешнюю  среду и определяющих возросшую объективную необходимость проведения инновационной политики на фирмах.

Во-первых, существует взаимосвязанность  между факторами внешней среды. В настоящее время изменение  одного фактора может привести к  глобальному переустройству всей экономической системы. Примером таких изменений является возникновение в начале 1990-х гг. огромного потенциального спроса на новые средства связи и передачи данных, которое привело к формированию отдельной отрасли мирового хозяйства – отрасли телекоммуникаций. Последующее активное инновационное развитие этой новейшей сферы экономики привело к беспрецедентному росту и многоплановому влиянию на практически все отрасли и субъекты рынка. Традиционные отрасли, потребители и государственные структуры вынуждены адаптироваться к появлению «новой экономики», которая, в свою очередь,  воздействует на социальные и культурные устои общества.

Второй общей характеристикой  внешней среды является ее подвижность. На современном этапе изменения  происходят с постоянно нарастающей  скоростью, особенно в таких отраслях, как телекоммуникации, химическая и электронная промышленность, производство компьютеров и биотехнологий. Особенно интересным представляется тот факт, что для разных подразделений компании интенсивность изменений может быть различна. Например, менеджер отдела НИОКР вынужден реагировать на каждодневные изменения в научно-технической среде, прослеживать новые достижения конкурентов и следовать новым технологическим стандартам и т.д.

Следующая характеристика, присущая любой внешней среде, - это степень ее сложности. Чем выше технологический уровень компании, чем более сложна ее структура вследствие наличия большого количества подразделений, чем сильнее международный характер ее деятельности и чем более диверсифицированное производство, тем в более сложных внешних условиях действует компания и тем актуальнее роль инновационного менеджмента в ее деятельности.

Вышеназванные характеристики внешней предпринимательской среды  объясняют то внимание, которое уделяется  любой инновационно-ориентированной компанией изучению и анализу всех элементов прямого и косвенного воздействия. Причем такие макроэкономические категории как политическая, экономическая, научно-техническая среда, представляют собой первичные предпосылки для проведения инноваций. Необходимо также отметить, что прогнозировать изменения в среде косвенного воздействия значительно легче, чем предвидеть реакцию непосредственных конкурентов или изменение потребительских предпочтений. К таким глобальным переменам, как нефтяной кризис, экологические проблемы большинство компаний подготавливаются заранее путем стратегического планирования своей деятельности. Значительно сложнее вовремя и адекватно среагировать на выпуск нового продукта конкурентами или на резкий спад спроса на определенную категорию товаров. Для эффективного осуществления адаптации к таким изменениям от руководства компании требуется создание постоянного инновационного климата, обеспечивающего гибкость и организационной структуры, и производства, и человеческого менталитета. [13, 27]

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий  по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или  улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для  удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

  • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
  • подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
  • разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
  • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
  • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
  • исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
  • подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
  • проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
  • организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

Совокупность управленческих, технологических и экономических  методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику предприятия. Ее цель – предоставить предприятию  существенные преимущества по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличить рентабельность производства и сбыта.

Для развития инновационной  деятельности предприятия важное значение имеют количественные и качественные показатели:

  • материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и пр.;
  • кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;
  • научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;
  • информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;
  • организационно управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;
  • инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;
  • рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок;
  • экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;
  • финансовые, характеризующие инвестиции в новшества и их эффективность. 

Информация о работе Учет и анализ использования трудовых ресурсов