Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:08, курсовая работа
Экономический рост, обеспечение устойчивого развития производительных сил и повышение уровня жизни народа являются для современной России наиважнейшей, судьбоносной значимости задачей. Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития предполагает ускоренное решение одной из важнейших задач – повышение конкурентоспособности российской экономики. Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов – внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1.
1.1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики…...8
1.2. Факторы экономического роста предприятия………………………...18
1.3. Инновационная деятельность предприятия…………………………...28
Глава 2.
2.1. Механизм обеспечения экономического роста фирм и инновации промышленных предприятий…………………………………………..44
2.2. Инновационная деятельность ООО «Сартэксим» и экономический
рост……………………………………………………………………….61
2.3. Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий и частно-государственное партнерство в инновационной сфере……......................................................................80
Заключение………………………………………………
Таким образом, между продавцом инноваций (инновационными компаниями) и покупателем (бизнесом) достигнуто согласие относительно ключевых проблем российского инновационного рынка: недостаточный уровень менеджмента и маркетинга инноваций сегодня является главным препятствием его развития.
Когда представители бизнеса утверждают, что нужной им разработки на рынке нет, это в большинстве случаев означает, что на рынке нет информации о разработке, а сама разработка либо засекречена, либо неизвестна, Сбор и распространение информации о разработках сегодня является открытой нишей, этот бизнес ждет прихода новых структур.
Не менее важен и менеджмент, то есть управление разработкой инноваций. Инновации являются не стандартизированным и зачастую уникальным продуктом. Определить размер эффективных затрат и разработать стратегию распределения средств бывает крайне сложно. Основные ошибки менеджмента инноваций совершаются именно в сфере неэффективных затрат. Из-за них происходит удорожание конечного продукта (инноваций) вплоть до их убыточности.
Для эффективного менеджмента и маркетинга инноваций зачастую просто не хватает квалификации кадров. Грамотных инновационных менеджеров в стране единицы, а система образования таких специалистов не готовит. Налицо острая потребность в системе подготовки кадров.
Особой проблемой является патентная защита инноваций. Растущий спрос на инновации натыкается на барьеры в виде «высокой стоимости патента/лицензии». Одна из функций патентной службы состоит в устранении нерациональности изобретения уже известных вещей и технологий. Когда компании вынуждены заниматься собственными разработками, не желая покупать слишком дорогой патент – эта функция не выполняется. Дороговизна патентов и лицензий – новое явление в российском инновационном процессе. [10]
Государственная экономическая политика в современном виде не дает науке и наукоемким отраслям России тех стимулов и преимуществ, которые предоставляются соответствующим сегментам инновационных систем в развитых странах.
Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие государства и частного сектора в рамках инновационных систем показывает, что роль частного сектора состоит в создании технологий на основе собственных исследований и разработок, и в рыночном освоении инноваций, роль государства – в содействии производству фундаментального знания (в государственных научных центрах, академиях, университетах) и комплекса технологий стратегического (военного) характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятельности компаний.
В рамках этой общей модели формируются национальные особенности регулирования инновационных процессов. Они проявляются в большей или меньшей роли государства и частного сектора в выполнении указанных функций, в относительной роли крупного и малого бизнеса, в соотношении фундаментальных, прикладных исследований и разработок, в динамике развития и отраслевой структуре инновационной деятельности.
Качественно
новые социально-экономические
В дискуссии относительно проблем государственной научной политики в центре внимания обычно оказываются исключительно вопросы бюджетного финансирования и налоговых льгот. Но этими аспектами не исчерпывается весь комплекс сложнейших взаимоотношений государства и науки. Прошедшие десять лет отмечены существенными институциональными преобразованиями в инновационной сфере. Постепенно формируются новая структура государственного управления и законодательная база, создающая условия для функционирования всей инновационной сферы в рыночных условиях.
Однако большинство позитивных тенденций действует в ограниченных рамках, система государственного управления очень консервативна, новые цели государственной инновационной политики не реализуются в полной мере, их законодетельное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же оно запаздывает или откладывается на неопределенные сроки. До сих пор не решена одна из важнейших задач – повышение социального и материального статуса научного труда и инновационной деятельности, полноценной государственной поддержки приоритетных направлений.
Сравнительно небольшой российский опыт частно-государственного партнерства в инновационной сфере и более обширный опыт развитых идустриальных стран свидетельствует о том, что правительство может обеспечить существенный вклад в активизацию инновационного бизнеса путем преодоления системных недостатков экономической системы и специфики национальных рынков, так и решением конкретных текущих проблем инновационных компаний. Улучшение рамочных условий для инноваций является непрерывным и бесконечным процессом, требующим адекватной политики в таких областях как макроэкономическое регулирование (инфляция, валютный курс, платежный баланс), корпоративное управление, антимонопольное законодательство, рынки труда, финансовая система и банки. Важным требованием к совершенствованию этих видов регулирования может стать их «про-инновативность», т.е. Оценка наиболее важных мероприятий с точки зрения влияния на положение наукоемкого сектора экономики и инновационного бизнеса в целом. Речь идет как об устранении явных помех инновационному процессу, так и о введении дополнительных стимулов, прежде всего в налоговый кодекс.
Поощрение активных
отношений между
В соответствии
с Основными направлениями
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015г. (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15.02.2006г.) в качестве основной своей цели определяет формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.
Основными принципами Стратегии являются:
Основными задачами достижения стратегической цели являются:
Ожидаемые результаты реализации Стратегии:
Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки вырастет с 10% в 2007г. до 20% в 2015г.
Государственная политика в области развития инновационной системы реализуется по следующим направлениям:
Также планируется выполнение важнейших инновационных проектов государственного значения, формируемых на условиях партнерства государства с бизнес-сообществом и распределения между ними рисков по их реализации. Проекты предусматривают реализацию цикла работ от создания нового инновационного продукта, до освоения промышленного производства и начала успешной реализации на рынке новой высокотехнологичной продукции. При этом будет обеспечено 5-кратное превышение объемов продаж созданной продукции относительно затраченных на каждый проект бюджетных средств.
Важнейшим направлением инновационного развития экономики России является государственно-частное партнерство, в основе которого лежат принципиально новые отношения между бизнесом и государством, когда государственная власть и бизнес выступают как равноправные партнеры, взаимно дополняя друг друга.
Ключевым фактором для развития государственно-частного партнерства на федеральном и региональном уровнях является создание мотивации у бизнеса вкладывать средства в проведение исследований и разработок, модернизацию существующих и создание новых производств, основанных на конкурентоспособных инновационных решениях, а также создание стимулов у научных организаций к поиску путей партнерства с корпоративным сектором экономики. Этого можно добиться только при экономической заинтересованности всех участников партнерства. [31]
Если говорить о строительной отрасли, то здесь тоже есть свое болевые точки в производстве и внедрении высококачественных сухих строительных смесей. Российский рынок сухих смесей далек от совершенства. Это объясняется отсутствием должного внимания со стороны государства.
Поэтому, на государственном уровне сейчас необходимо решать проблемы отрасли по выпуску сухих строительных смесей, а именно:
Заключение
Новая рыночная среда, новые условия хозяйствования, в которых оказались российские предприятия, неизбежно вызывают к жизни новые системные свойства хозяйственных структур, которые в прежних условиях не были восстребованы. Для выживания, адаптации и развития в рыночной среде предприятия должны быть способны к самостоятельному, рациональному и целенаправленному экономическому поведению, ориентированному на конкурентный рынок, и самостоятельно вести расширенное воспроизводство в условиях рыночного хозяйства.
Необходимость акцентирования
внимания на инновационной составляющей
промышленного предприятия
Как бы успешно ни функционировало предприятие, но если его руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, оно, через определенный промежуток времени, рискует стать неконкурентоспособным. В таких условиях ни одно предприятие не сможет сколько-нибудь долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу.
В связи с этим инновационная
деятельность становится главным условием
выживания предприятия в
В современном быстро
и стремительно изменяющемся мире,
фирма может оказаться в
Формирование инновационной стратегии фирмы осуществляется на высшем уровне руководства компании. В условиях рынка как система экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.
Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции – рынок капитала, нововведения – рынок чистой конкуренции. Руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.
Разработка и выпуск новой продукции является приоритетным направлением стратегии фирмы.
В настоящее время
в Саратовской области созданы
благоприятные условия для
Информация о работе Учет и анализ использования трудовых ресурсов