Учет и анализ использования трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост, обеспечение устойчивого развития производительных сил и повышение уровня жизни народа являются для современной России наиважнейшей, судьбоносной значимости задачей. Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития предполагает ускоренное решение одной из важнейших задач – повышение конкурентоспособности российской экономики. Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов – внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1.
1.1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики…...8
1.2. Факторы экономического роста предприятия………………………...18
1.3. Инновационная деятельность предприятия…………………………...28
Глава 2.
2.1. Механизм обеспечения экономического роста фирм и инновации промышленных предприятий…………………………………………..44
2.2. Инновационная деятельность ООО «Сартэксим» и экономический
рост……………………………………………………………………….61
2.3. Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий и частно-государственное партнерство в инновационной сфере……......................................................................80
Заключение………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Тихова ВВ Диплом.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

Каждое предприятие, как  юридическое лицо, действует на основании  устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

В перечисленных документах указывается предмет и цели деятельности предприятия. Анализ этих документов свидетельствует  о том, что особенностью современных  предприятий является их многопрофильность. В этой связи на практике имеется необходимость определять основной вид деятельности по следующим критериям:

  • удельному весу в выручке от реализации продукции (работ, услуг);
  • удельному весу прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

По учредительным документам определяют число позиций, относящихся к производственной деятельности или оказанию услуг.

К производственной деятельности предприятия относится производство вещественных благ и выполнение работ  по внешним заказам.

Услуги по своему характеру  разнообразны и поэтому для уточнения понятия «основная деятельность» их классифицируют на услуги производственного  характера (ремонт техники, автомобилей и т.п.) и непроизводственного (консалтинговые, финансовые, образовательные и т.п.).

Необходимо также учитывать, что товары – это вещи, которые не обязательно использовать сразу после изготовления, и поэтому можно формировать их запасы, а услуги – это действия, которые невозможно хранить или передавать.

Качество товаров определяется их полезностью (способностью удовлетворять  наши потребности), редкостью (из-за ограниченности ресурсов для их производства) и ресурсоемкостью.

Товар включает в себя одновременно благо (поскольку он нужен  потребителям) и затраты (поскольку  для его производства нужны ресурсы). Указанные свойства товаров учитываются при формировании спроса и предложения, в результате взаимодействия которых определяется окончательная цена товара на рынке товаров и услуг.

Наряду с юридическими лицами отдельные граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица с момента государственной регистрации вы качестве индивидуального предпринимателя.

Из приведенных положений  можно сформулировать, что предприятие  представляет собой хозяйствующий  субъект, в котором планомерно комбинируются  факторы производства, чтобы посредством изготовления товаров или оказания услуг обеспечить достижение целей этого хозяйствующего субъекта и его собственника.

Важным признаком предприятия  как юридического лица является его  способность выступать на рынке  от своего имени. Оно в соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами (потребителями продукции, поставщиками всех факторов производства, с другими юридическими и физическими лицами).

К числу основных признаков  предприятия как юридического лица относятся и его право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в арбитражном суде в случаях  нарушения законодательства или  условий договоров.

Любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. В статье 54 ГК РФ указано, что наименование некоммерческих и коммерческих организаций должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. Во всех случаях предприятия указывают в учредительных документах место своего нахождения.

Изучение предприятий  позволяет выявить основные структурные  признаки и учитывать их в процессе создания предприятий и управления ими. К числу важнейших элементов, которые обладают определенной стойкостью и оказывают заметное влияние на структуру предприятия относятся:

  • постановка высших целей, обещающих успех, к которому стремятся предприятия, а также производственных целей (предмет хозяйственной деятельности предприятия). Поле деятельности дает сведения о том, какие работы необходимо конкретно выполнить (в области производства продукции, в секторе платных услуг);
  • определение регионального месторасположения и правовой формы предприятия (речь идет о системе правовых норм, которая регулирует правовые отношения между предприятиями и долевыми собственниками);
  • форма собственности и характер связи с другими предприятиями;
  • оснащение предприятия производственными факторами (профессиональный уровень персонала, оборудование, капитал, информация) и их количественное разграничение, что выражается в размерах предприятия: наименьшие, малые, средние, крупные.

Указанные структурные  признаки в некоторой степени  стабильны и характеризуют предприятие  в течение длительного времени. Однако по мере развития предприятия происходят изменения его структуры. На этапе создания предприятия происходит первое соединение производственных факторов в единый работоспособный организм. По мере развития производства происходят различные изменения структуры: могут изменяться цели, объект хозяйственной деятельности (например, переход с производства одного вида продукции на несколько) и т.п. В процессе существования предприятия может быть изменена его правовая форма (преобразование предприятия), могут создаваться и исчезать связи с другими предприятиями, происходить объединения предприятий или раздел, осуществляться изменения собственников (продажа предприятия, унаследование и т.д.) или изменение организационной формы (реорганизация). Предприятие может измениться по размеру (рост предприятия или его сокращение, стагнация и т.п.), быть высокоприбыльным или попасть в кризис и и выйти из него (санация предприятия) или закончить свое существование в связи с банкротством и ликвидацией предприятия.

Изменения структуры предприятия происходят и под влиянием многих других факторов и условий: развития экономической и хозяйственной самостоятельности и ответственности предприятий за результаты предпринимательской, производственной, социальной деятельности; укрепление всех форм связей предприятия с окружающей средой и социально-экономической системой и др.

После создания предприятия  исключительно важное значение имеет  организация его деятельности.

Под организацией предприятия  понимается пространственно-временная  структура производственных фондов (рабочей силы, средств производства, материалов) и их взаимодействие для достижения высоких количественных и качественных результатов за определенный период времени при минимуме затрат факторов производства.

Организация должна строиться с учетом следующих основных правил:

  • наличие высококвалифицированных кадров и менеджеров, необходимой информации и возможностей ее своевременной обработки;
  • объединение через организацию всех процессов хозяйственной деятельности и достижение на основе их взаимодействия поставленных целей и эффективности;
  • обеспечение функционирования предприятия при изменяющихся или непредусмотренных условиях на основе гибкости управленческих решений и многих других.

На организацию в  предприятиях большое влияние оказывают различные внутренние и внешние факторы. Анализ деятельности предприятий позволяет выделить в качестве основных следующие: размер предприятия (в крупных предприятиях уровень специализации и высокая степень разделения труда, а в малых каждый работник должен быть компетентен в широком круге вопросов);применяемая технология (производство одиночных изделий и малых серий организовано по принципу цехов, а больших серий или массовое производство – по предметному принципу); окружающая среда предприятия (влияние внешних факторов весьма многообразно – учет  конкурентов, хозяйственная и правовая система страны, налоги и др.) [21, 22, 33]

Предприятие обладает самостоятельностью в организации производства и  коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело; экономические связи закрепляются договорами. Важным условием коммерческой свободы является также свободное ценообразование.

Независимость как исходный признак организации предприятия нельзя понимать упрощенно. В экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприятие имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, управляющей его хозяйственной деятельностью. Но оно не свободно от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

Взаимодействует с  самостоятельностью принцип личной экономической заинтересованности лиц, создавших предприятие. Предприятие  в рамках рыночной экономики выступает как источник личной выгоды, и это является одним из ведущих факторов предпринимательской деятельности. Данный фактор, непосредственным образом влияющий на деятельность предприятия, выражается в стремлении организовать работу предприятия так, чтобы получить максимально возможную прибыль. Однако особенностью товарного производства является то, что предприниматель, преследуя свою сугубо личную выгоду, тем не менее работает на общество в конечном итоге, удовлетворяя свои интересы, создает более качественные типы продукции.

Обладая самостоятельностью, предприятие берет на себя ответственность  за результаты осуществляемой деятельности. Оно отвечает за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых  обязательств, продажу товаров, пользование  которыми может причинить вред здоровью, и за нарушение иных правил, предусмотренных законодательством.

Помимо вышеуказанных  обязательств, предприятие должно быть организовано таким образом, чтобы  рационально использовать имеющиеся  в его распоряжении землю и  другие природные ресурсы, не загрязнять окружающую среду, не нарушать правил безопасности производства, соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников.

Характерным признаком  деятельности предприятия является хозяйственный риск. Рыночные отношения  требуют от предприятия производства качественной и конкурентоспособной  продукции. Ключевой момент, лежащий  в основе хозяйственного риска, - соотношение  между предполагаемыми затратами и результатами. Если цены произведенных продуктов не возмещают затрат, это значит, что либо предприниматель не сумел эффективно организовать деятельность своего предприятия, либо неблагоприятно сложилась конъюнктура. Необходимость постоянно контролировать комбинации условий производства все время заставляет изыскивать новые технологические решения, снижать себестоимость продукции и т.д.

Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес  формируют отношения состязательности, конкуренции между участниками рыночного обмена.

Предприятие, осуществляя  самостоятельное хозяйствование, связано  через систему рыночных связей (рынки  ресурсов и готовой продукции) с  другими предприятиями, поставщиками и потребителями. [32, 35]

Во многих учебниках и учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто. Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской  деятельности является превышение результатов  над затратами, т.е. достижение как можно большей прибыли или как можно более высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

  1. выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
  2. рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
  3. разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
  4. систематически внедрять все новое и передовое в производство, а организацию труда и управление;
  5. заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
  6. обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
  7. проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Но при этом очень  важно, чтобы все функции предприятия  были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

Выработка успешной стратегии  начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обстоятельств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.

В современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят больше внимания на использование таких прогрессивных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства. [23, 34]

Информация о работе Учет и анализ использования трудовых ресурсов