Учет денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение правильности поступления, хранения, использования наличных денежных средств.
При написании работы были поставлены задачи:
Изучить нормативно – правовое регулирование банковской деятельности и ведения кассовых операций.
Рассмотреть документальное оформление и движение денежных средств в кассе и на расчетном счете.
Рассмотреть основные виды документов, являющихся основанием для совершения кассовых и банковских операций.
Изучить порядок учета движения денежных средств в бухгалтерии предприятия.

Содержание

ведение
I. Учет кассовых операций
I.I. Учет кассовых операций на ООО «Гамма НН-Н»
II. Учет расчетных операций
II.II. Учет расчетных операций на ООО «Гамма НН-Н»
Заключение
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая по б.у.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

    Если  по условиям договора между поставщиком  и покупателем производится предварительная  оплата (оплата до отгрузки поставщиком материальных ценностей, до выполнения работ, до оказания услуг), то последовательность операций меняется согласно рис. 3.

    1. Покупатель сдает в свой банк платежное поручение.
    2. Банк покупателя списывает с его расчетного счета сумму денежных средств, указанную в платежном поручении, и направляет платежное поручение банку поставщика.
    3. Плательщику направляется выписка банка о списании с его расчетного счета денежных средств.
    4. Банк поставщика зачисляет на расчетный счет поставщика перечисленную сумму.
    5. Поставщик поставляет покупателю материальные ценности, выполняет работы, оказывает услуги.

Рис. 3.  Форма расчетов платежными поручениями при предварительной оплате

      

Банк  исполняет поручение на основании  первого экземпляра, плательщику выдается копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении.

    Общие положения о расчетах платежными поручениями определены  Гражданским Кодексом Российской Федерации (статьи 863-866).

    Расчеты платежными требованиями. Платежное требование представляет собой расчетный документ, в котором содержится требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы через банк за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.

Последовательность  операций при осуществлении расчетов платежными требованиями приведена на рис. 4.

  1. Поставщик отгружает покупателю материальные ценности или выполняет для него работы либо оказывает ему услуги.
  2. Поставщик оформляет в трех экземплярах требование и вместе с отгрузочными документами сдает его в свой банк.
  3. Банк поставщика направляет требование банку покупателя.
  4. Банк покупателя передает требование плательщику (покупателю).
  5. На оплату требования покупателю дается 3 рабочих дня. В течение этого срока плательщик должен или акцептовать требование (т.е. согласиться на оплату), либо отказаться от оплаты полностью или частично. Существуют банковские правила, устанавливающие причины для отказа. Плательщик может отказаться от оплаты в полной сумме в том случае, когда отсутствуют документы, подтверждающие отгрузку (в этом случае требование признается бестоварным), отгружена незаказанная, некачественная или некомплектная продукция; произведена досрочная отгрузка без согласования с покупателем, указаны не согласованные с покупателем цены. Частичный отказ возможен в случае, если часть поставленной продукции оказалась незаказанной либо некачественной или некомплектной либо продукция частично не поставлена, допущена арифметическая ошибка в подсчете сумм. Отказ должен быть сделан в письменном виде по установленной форме. В этом случае требование вместе с отгрузочными документами и отказом возвращается поставщику. При согласии плательщик проставляет сумму к оплате цифрами и прописью, заверяет ее подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати на всех трех экземплярах и сдает в свой банк. Банк списывает сумму требования с расчетного счета плательщика и возвращает ему третий экземпляр документа вместе с банковской выпиской. Первый экземпляр остается у банка в документах дня.
  6. Банку поставщика направляется извещение об оплате покупателем требования вместе со вторым экземпляром этого документа.
  7. Банк поставщика зачисляет сумму платежа на расчетный счет поставщика.
 
 
 
 
 
 
 

Рис.4. Форма расчетов платежными требованиями

  

Возможен  вариант, когда требование поставщик  направляет прямо покупателю. В этом случае схема документооборота выглядит, как показано на рис. 5.

  Рис.5. Форма расчетов при прямом направлении платежного требования плательщику

  

   В определенных случаях не требуется  согласие (акцепт) плательщика. Например, требования на оплату за газ, воду, электроэнергию, телефон и другие аналогичные услуги оплачиваются без акцепта.

    Расчеты чеками. Чек представляет собой письменное поручение владельца чека (чекодателя) банку, который его обслуживает, на перечисление определенной суммы денег, указанной в чеке, с его счета на счет получателя денежных средств (чекодержателя).

    Таким образом, в расчетах будут участвовать  две организации — плательщик и получатель денежных средств и  два банка — банк плательщика и банк получателя.

Организация-плательщик для оплаты за полученные материальные ценности, выполненные работы, оказанные ему услуги выдает чек предприятию, от которого эти ценности, работы или услуги получены. Но чек — это денежный документ, по которому деньги еще надо получить. Для этого организация, получившая чек (чекодержатель), предъявляет его в свое учреждение банка, а тот, в свою очередь, предъявляет требование об оплате чека банку, обслуживающему чекодателя.

   Для расчетов чеками организация должна получить в своем банке чековую книжку. Для этого она подает в банк заявление и одновременно платежное поручение на депонирование денежных средств, т.е. снятие определенной суммы денег с расчетного счета организации и зачисление их на специальный счет в этом же банке, с которого будут только оплачиваться чеки, выдаваемые владельцем чековой книжки.

На бланках чеков должны быть проставлены следующие реквизиты: наименование банка, выдавшего чековую книжку; наименование чекодателя и номер его счета; лимит (предельный размер) суммы, на которую могут быть выданы чеки, заверенный подписями должностных лиц банка и его печатью. Одновременно владельцу чековой книжки выдается чековая карточка, в которой проставляются лимит суммы, номер счета чекодателя и его подпись.

    Преимущество  этого способа расчетов состоит  в том, что он гарантирует каждой стороне исполнение обязательств его партнером: покупателю получение материальных ценностей (работ, услуг) против чека, а поставщику оплату за переданные материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги).

Отношения сторон в процессе расчетов чеками можно представить в виде схемы на рис. 6.

    Расчетные операции совершаются в следующей  последовательности:

  1. Покупатель в оплату за полученные материальные ценности (работы, услуги) выдает поставщику чек. Получатель чека должен убедиться, что не превышает лимит суммы, обозначенной на оборотной стороне чека и в чековой карточке (после выдачи очередного чека остаток лимита пересчитывается и указывается новый); что номер счета и подпись чекодателя, проставленные в чеке, соответствуют тем, которые указаны в чековой карточке. На обороте чека, принятого в оплату, проставляется оттиск штампа предприятия и подпись должностного лица.
  2. В течение 10 дней (не считая дня выдачи) чек должен быть предъявлен к оплате. Организация сдает полученные в оплату чеки в свой обслуживающий банк. При этом составляется реестр чеков, в котором указываются номера чеков, номера счетов чекодателей, банк плательщика.
  3. Получив чеки, банк, обслуживающий организацию-чекодержателя, предъявляет банку чекодателя требование об оплате чеков.
  4. Банк, обслуживающий организацию-чекодателя, перечисляет денежные средства со специального счета чекодателя банку, предъявившему требование об оплате чеков.
  5. Банк, обслуживающий организацию-чекодержателя, получив перечисленные ему денежные средства, зачисляет их на счет чекодателя.
 

 Рис.6. Форма расчетов чеками

  

    Чек оплачивается в полной сумме, на которую  он выписан. Если все чеки в чековой книжке использованы, а лимит суммы не исчерпан, банк по желанию предприятия может выдать новые чеки на сумму неиспользованных денежных средств или перечислить остаток неиспользованных средств со специального счета на расчетный счет организации.

   Чековая книжка, по которой установлен лимит  расчетов, называется лимитированной чековой книжкой. По такой книжке помимо лимита устанавливается также срок ее действия. Лимит устанавливается в размере суммы денежных средств, находящихся на специальном счете. Если банк гарантирует оплату чеков при временном отсутствии у клиента средств на специальном счете в пределах определенной суммы по договоренности сторон, т.е. фактически будет кредитовать клиента, то такая чековая книжка называется нелимитированной.

    Общие положения о расчетах чеками определены  Гражданским Кодексом Российской Федерации (статьи 877-885).

    Учёт  расчётов по пластиковым картам. В настоящее время в Российской Федерации активно распространяется новая для юридических и физических лиц форма расчетов - расчеты с использованием банковских пластиковых карт. Такие расчеты позволяют уменьшить объем используемой в расчетах наличности, обеспечивают удобные расчеты для клиентов банка, когда услуги либо товар можно получить до получения денег поставщиком. Банковская пластиковая карта представляет собой персонифицированное платежное средство, предназначенное для оплаты товаров, работ, услуг, а также получения наличных денег в банковских учреждениях и банкоматах.

   Кредитная организация осуществляет эмиссию  банковских карт, как для физических, так и  юридических лиц. При этом для организации, принимающей карту для расчетов, нет разницы в том, какую карту ей представили: личную или корпоративную. Порядок расчетов и отражения их в учете не отличается.

   Юридические лица могут открыть корпоративную  карту для осуществления расходов на нужды организации.

   Держателями корпоративной банковской карты являются один или несколько сотрудников организации. Для обслуживания такой карты организация заключает договор с банком –эмитентом, который открывает для нее один счет в банке. Количество держателей карт не ограничивается и регулируется по согласованию между руководством организации и обслуживающим банком.

   Юридическим лицам эмитент выдает банковские карты двух типов:

   расчетно-корпоративная  карта – банковская карта, использование  которой позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического лица в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, по перечню разрешенных операций, указанных в п. 4.6 Положения Банка России от 09. 04.98 №  23 –П;

   кредитная-корпоративная  карта  - банковская карта, использование которой позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, согласно перечню разрешенных операций п. 4.6 Положения Банка России от 09.04.98 № 23- П.

   Следует иметь в виду, что запрещается  использование корпоративных карт для выплаты заработной платы  и других выплат социального характера. Для проведения таких расчетов сотрудники как физические лица могут открыть карты, на которые организация будет перечислять их заработную плату.

   Расчеты с использованием карт – это сложная  расчетная схема с участием нескольких сторон: банка – эмитента карты, держателя карты, банка – агента, банка – эквайрера, процессингового центра, организаций обслуживающих клиентов по картам.

   Банк  – эмитент – это банк, который  занимается эмиссией карт, распространением или обслуживанием карт различных платежных систем.

   Держатель карты – лицо, уполномоченное совершать  операции по карте, т.е. покупатель товаров, работ, услуг.

   Банк  – агент – это банк, осуществляющий взаиморасчеты между участниками  расчетов по операциям с использованием банковских карт.

   Банк  – эквайрер – кредитная организация, осуществляющая расчеты с предприятиями торговли по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, и операции наличных денежных средств держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации.

   Система расчетов с использованием банковских карт достаточно сложна, поэтому для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов создаются процессинговые центры. Процессинг – это деятельность, включающая в себя сбор, обработку и рассылку участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами, осуществляемым процессинговым центром. Такие центры берут соответствующие комиссии за оказываемые услуги.

   Для того чтобы стать держателем банковской карты, организация должна представить  заявление на ее приобретение в соответствии с условиями использования, которые оговариваются банком. В заявлении обычно указывают тип карты; вид валюты, вносимой на специальный карточный счет; желаемый порядок получения выписок со счета; имя и паспортные данные будущего пользователя карты. Все условия пользования картой затем оговариваются в договоре между банком и держателем карты.

   Рассмотрим  организацию и ведением учета  у двух участников этой сложной системы расчетов: поставщика товаров, работ, услуг и их покупателя.

   Обычно  в качестве продавцов выступают юридические лица (магазины, гостиницы), в качестве покупателей могут выступать физические и юридические лица. Собственником карты, как правило, является банк, выпустивший карту в пользу юридического или физического лица (банк –эмитент).

   Для осуществления расчетов по операциям с использованием карты банк открывает так называемый  “Специальный карточный счет” (СКС), при этом сумма средств, которая должна храниться на данном счете, оговаривается в договоре. За счет указанных средств будут осуществляться расчеты по картам.

Информация о работе Учет денежных средств