Учет денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности организации учета денежных средств и разработка направлений по ее совершенствованию в конкретной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучение общей характеристики денежных средств. Принцип их учета.
Выявить значение и задачи учета денежных средств. А так же нормативное регулирование.
Определить экономическую характеристику деятельности конкретного предприятия. Его учетную политику. Произвести оценку ее эффективности.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

Учет  денежных средств  на расчетных счетах, валютных, специальных счетах 

     Счёт 51 «Расчётный счёт» является активным  по  отношению  к  балансу.

     Поступление средств идет по дебету счёта 51, списание средств –  по  кредиту счёта 51.

       Все  свободные  денежные  средства  предприятия  должны   хранить   на расчётном счёте в банке. Для открытия счёта МУП «СБК»  предоставило  в банк:

- заявление с просьбой об открытии счёта;

- заверенную нотариусом копию устава;

- карточку установленного образца с образцами подписей главного  бухгалтера и кассира с оттиском печати;

- справка из налоговой инспекции о постановке на учёт.

       После этого, банк проверяет полученные документы и выдаёт  решение  об открытии счёта. После этого банк обязан сообщить налоговой  инспекции  номер счёта.

       Денежные  средства  на  расчётный  счёт  могут  поступать  из   разных

источников:

- от реализации продукции, работ, услуг;

- денежные средства, поступающие из кассы предприятия;

- прочие источники от хозяйственной деятельности;

- поступления  из бюджета.

       Денежные средства на расчётный счёт зачисляются на основании платёжных документов  (платёжное  поручение,   платёжное   требование-поручение,   при зачислении денег из кассы –  объявление  на  взнос  наличными) (Приложение № 9).  Когда банк принимает деньги, он даёт квитанцию о приёме денежных средств.

       Средства от покупателей продукции,  работ,  услуг  на  расчётный  счёт поступают на основании  выставленных  покупателями  платёжных  поручений.  В ряде  случае,  когда  покупатель  не  хочет  своевременно  расплатиться   за полученный товар, то предприятие поставщик выставляет платёжное  требование- поручение. На основании этого документа банк перечисляет  денежные  средства с расчётного счёта покупателя на расчётный счёт поставщика.

       Расходование денежных средств может осуществляться на разные цели:

- оплата продукции поставщикам;

- выплата заработной платы;

- перечисление средств в бюджет;

- на хозяйственные нужды;

- на начисленные проценты по полученным ссудам.

       Платежи  с  расчётного  счёта  производятся  на  основании   платёжных документов, выставленных ОАО «Чувашская МСК» или поставщиками. К ним относят:

- платёжные поручения;

- платёжные требования-поручения;

- денежные чеки.

       В соответствии с утверждённой формой в платёжном поручении указывается полное наименование предприятия,  адрес  банка,  кому  перечислять  денежные средства, очерёдность платежа, дата и сумма платежа. Банки принимают  только заполненные машинописно платежные поручения.  Подчистки  и  помарки  в  этом документе недопустимы.

       Расчёты с применением требований-поручений осуществляются по следующей схеме: поставщик представляет в свой банк  документ,  содержащий  требование об уплате определённой суммы с приложением  отгрузочных  документов.  Оплата может осуществляться с акцептом или без него. Акцепт может быть  последующим и предварительным.  При  предварительном  акцепте  банк  переводит  денежные средства на счёт поставщика если плательщик не заявит в  установленный  срок отказ от акцепта. При последующем  акцепте  банк  сразу  списывает  денежные средства со счёта плательщика,  а  если  плательщик  объявит  об  отказа  от акцепта, то банк немедленно возвращает деньги на счёт.  Срок,  установленный банками для акцепта – 3 дня. Если расчёты осуществляются между  иногородними организациями, то  в  банк  надо  предъявлять  требования-поручения  в  трёх экземплярах, если расчёты одногородние – то в четырех.

       Каждая операция по  расчётному  счёту  банк  сопровождает  выпиской  с расчётного счёта (Приложение № 11), которую отправляет в хозяйство. В  ней  указывается  сумма произведённой операции  и  её  дата.  К  выписке  прилагается  документ,  на основании которого операция была произведена.  Эти  выписки  с  приложенными документами являются основаниями  для  бухгалтерских  записей  по  счёту 51 «Расчётный счёт».

       Если рассматривать расчётный счёт с точки зрения банка, то он является пассивным, поэтому в выписках остаток на  расчётном  счёте  показывается  по кредиту. А выплаты по дебету.

       Полученная выписка проверяется в бухгалтерии  на  предмет правильности  операции  и  сумм. Если  обнаружена  ошибка,  то бухгалтерия сообщает об этом банку, а ошибочную сумму ставит по дебету  счёта  63.  Банк проверяет операцию и делает корректирующую, после этого  сообщает  результат в бухгалтерию предприятия. Сумма снимается с дебета 63 счёта.

       В ОАО «Чувашская МСК»  ведением  операций  по  расчётному  счёту  занимается главный бухгалтер.

       Операции  по  счёту  51  отражаются  в  журнале-ордере   №2. Там отражается кредитовый оборот по счёту 51 в разрезе дебета счетов.  Записи  в журнал-ордер  делаются  на  основании  выписок  банка.  По  каждой   выписке производится отдельная запись. Дебетовые обороты по счёту  51  отражаются  в ведомости №2а одновременно с соответствующими  журналами-ордерами  (№№6,  8, 11, 12 и т.д.).

       Остаток средств показывают на начало и конец месяца. Чтобы  оперативно в течении месяца узнать сумму средств, находящихся на расчётном счёте,  надо посмотреть последнюю выписку банка,  где  указана  сумма  остатка  на  счёте после проведения последней операции. Из  журнала-ордера  №20  обороты по кредиту счёта переносят в главную книгу общей  суммой  в  графу  «Оборот  по кредиту».  Все  суммы,  составляющие  этот  оборот  расписываются  в   дебет соответствующих счетов.

       В  журнале-ордере  №2  на  последней странице  указывается   дата завершения операций и дата  переноса  операций  в  главную  книгу.  Все  эти записи заверяет своей подписью главный бухгалтер.

       Для правильного переноса в главную книгу обороты по журналу-ордеру №2- сверяют с журналом-ордером №1,  6,  и т.д.  Обороты по ведомости  №2а сверяют с журналом-ордером №1, 11 и т.д.

            В ОАО «Чувашская МСК» нет  валютного счета,  поэтому рассмотрим данный вопрос теоретически. Валюта с валютного счёта  может  использоваться  не  только для оплаты по экспортным и импортным контрактам,  но  и  для  многих  других целей.

       Для того чтобы предприятие могло вести учёт  иностранной валюты, создаётся  специальная  касса.  Как и для рублёвой  кассы,   с   кассиром заключается  договор  о  полной  материальной  ответственности.  Аналогичным образом  для  такой  кассы  устанавливается  лимит  кассы.  В  кассе  должны находится все инструкции, контрольные материалы, образцы различных  денежных знаков. Однако при приёме денежных средств  в  иностранной  валюте  в  кассу есть некоторые различия. Кассир должен строго соблюдать  правила  совершения операций по приёму и выдаче валюты.  Прежде  чем  принять  в  кассу  валюту, кассир должен убедится в её подлинности и платёжеспособности.  Для  этого  у кассира должны быть образцы  и  контрольные  материалы.  При  их  отсутствии кассир не имеет права принять деньги. Также нельзя  проводить  операции  при неполном или неправильном заполнении  денежных  документов.  Если  документы оформлены правильно, то кассир имеет право принять только целые,  не  ветхие денежные знаки. Повреждённые денежные знаки кассиром не принимаются.

       Если  у  кассира  какие-либо  денежные  знаки  вызывают   сомнения   в

подлинности,  то  эти  купюры  клиенту  не  возвращаются.  Клиенту  выдается квитанция, где указан номинал и номер подозрительной  купюры.  Затем  кассир заносит эти данные в специальный  реестр  фальшивых  и  вызывающих  сомнение денежных знаков и отправляет в банк.

       Чтобы отделить учёт валюты от рублей на расчётном  счёте,  предприятие открывает специальный валютный счёт с соответствующими субсчетами.

       По законодательству России, любые предприятия могут  открыть  валютный счёт в любом банке, у которого  есть  лицензия  на  совершение  операций  в валюте. Как правило банк открывает для каждого вида валюты  отдельный  счёт. Также можно открыть счёт сразу в нескольких валютах. Это позволяет  избежать затрат по переводу из одного вида валюты в другой, так  как  такая  операция является  платной.  Если  при  этом  возникают  курсовые  разницы,  то   они относятся на счёт организации. Как и  для  открытия  расчётного  счёта,  для открытия  валютного  счёта  предприятие  должно  предоставить  в  банк   ряд документов:

- заявление с просьбой об открытии валютного счёта;

- копию учредительных документов, заверенную нотариусом,

- справку из налоговой инспекции о постановке предприятия на учёт;

- карточку  установленного образца с образцами подписей директора и главного бухгалтера.

       Заявление должно быть  скреплено  подписями  и  печатью.  Обязательной фразой в заявлении должна быть фраза, что  предприятие  обязуется  соблюдать все требования валютного законодательства.

       В  банке предоставленные документы проверяются юристом и главным бухгалтером, после чего  дается  разрешение  на  открытие  валютного  счёта. Копия этого разрешения, отправленного организации, является  основанием  для осуществления операций по валютному счёту.

       Если банк принимает положительное  решение,  то  на  обратной  стороне заявления работник банка указывает номер счёта и пишет разрешительные  визы. После этого банк отправляет сведения в налоговую инспекцию.

       Если валютный счёт хочет открыть совместное предприятие, то оно должно быть внесено в реестр предприятий с иностранными инвестициями.

       После всего этого  банк  заключает  с  клиентом  договор  о  расчётно- кассовом обслуживании. В нём оговариваются:

-  размер комиссионных за обслуживание;

- сроки  принятия банком  претензий   по  списанию  или  зачислению  денежных средств на валютный счёт;

- способы разрешения конфликтных ситуаций и т.д.

       Как и при операциях на расчётном  счёте,  при  операциях  на  валютном счёте банк каждое своё действие сопровождает  выпиской  с валютного счёта, которую направляет предприятию.

       Предприятие для  отражения  оборотов  по  валютному  счёту  использует бухгалтерский счёт 52 «Валютный счёт».Счёт является активным по отношению к балансу.   По  дебету  счёта отражают  поступление средств,   по   кредиту списание.

       Если  банк  совершил  ошибку  при  операциях  на  валютном  счёте,  то предприятие отражает эту ошибку на счёте 63 «Расчёты по претензиям».

       К счёту 52 открывают субсчета:

     1. Транзитный валютный счёт (52/1).

     2. Текущий валютный счёт (52/2).

     3. Валютные счета за рубежом  (52/3).

       Для зачисления поступлений в валюте предприятие  открывает  транзитный валютный счёт. Сюда в полной мере поступают валютные средства, в  том  числе и не подлежащие обязательной продаже. Исключения составляют:

- перевод  посреднической организацией оставшейся  после обязательной продажи его  части  валютной  выручки  с  отметкой  в   платёжном   поручении   о произведённой продаже части валютной выручки;

- валюта, приобретённая на внутреннем  валютном рынке за российские  рубли  и за валюту другого вида;

- инкассированная  валютная выручка  предприятий   осуществляющих  реализацию гражданам товаров ( работ услуг) за валюту на территорию РФ;

- наличные  поступления валюты в виде  возвратов, снятых с  текущих   валютных счетов  и  неизрасходованных  сумм  на  оплату  расходов,   связанные   с командировками работников  организаций в иностранные государства.

       Операции  по  кредиту   счёта   52/1   «Транзитные   валютные   счета»

Информация о работе Учет денежных средств