Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:31, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена тем, что дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия.
Цель данной дипломной работы – изучить организацию учета, анализа и управления дебиторской задолженностью и разработать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»
Введение…………………………………………………………………………....…......................
1 Технико-экономическая характеристика Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»…………………………............................................................................................
1.1 Общие сведения об Урмарском АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»……….…..
1.2 Основные технико-экономические показатели Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР
«Чувашавтотранс»……………....................................................................................................
1.3 Учетная политика организации……………………………................................................
2 Бухгалтерский учет и управление дебиторской задолженностью...................................................
2.1 Понятие дебиторской задолженности. Срок исковой давности………............................
2.2 Учет расчетов с дебиторами..................................................................................................
2.2.1 Учет дебиторской задолженности расчетов с покупателями и заказчиками……….…
2.2.2 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами……………………………........
2.2.3 Учет дебиторской задолженности расчетов с подотчетными лицами………………...
2.2.4 Учет резервов по сомнительным долгам……………………………..............................
2.3 Инвентаризация расчетов с дебиторами……………………………..................................
2.4 Политика управления и методика анализа дебиторской задолженности………………
3 Учет, анализ и управление дебиторской задолженностью в Урмарском АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»….................................................................................................................…...........
3.1 Учет дебиторской задолженности в Урмарском АТП - филиала ГУП ЧР
«Чувашавтотранс»…………………………................................................................................
3.2 Анализ дебиторской задолженности в Урмарском АТП - филиала ГУП ЧР
«Чувашавтотранс»…………………………................................................................................
3.3 Пути совершенствования управления дебиторской задолженностью Урмарского АТП
- филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»…………………………...............................................
Заключение………………………………………………………………………….....................….
Литература …………………………………………………………………………......................…
Приложение А. Бухгалтерский баланс Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» за 2008 год……………...............….................………………...........................……………………
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» за 2008 год…………....………........………………………………………...…
Приложение В. Приложение к бухгалтерскому балансу Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» за 2008 год.……………………………………………………………………
Приложение Г. Бухгалтерский баланс Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» за 2009 год……………..........………………………….…………………....…………...………….
Приложение Д. Отчет о прибылях и убытках Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» за 2009 год…………............…………………………………………………...
Приложение Е. Приложение к бухгалтерскому балансу Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» за 2009 год...……………………………………………………………………
Приложение Ж. Положение об учетной политике Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»
где ВПдз — средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;
ДЗпр — средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;
Оо — сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.
На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:
где Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз — дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз — текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:
где КЭдз — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
ДЗрп — средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.
Формирование
принципов кредитной политики по
отношению к покупателям
В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.
В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:
в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
какой тип кредитной политики следует избрать организации.
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
потенциальная
способность предприятия
правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
финансовые
возможности предприятия в
финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту
При расчете этой суммы необходимо учитывать:
планируемые объемы реализации продукции в кредит;
средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;
средний
период просрочки платежей, исходя
из сложившейся хозяйственной
коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.
Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
где
Идз — необходимая сумма
Орк — планируемый объем реализации продукции в кредит;
Кс:ц
— коэффициент соотношения
ППКср, — средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
ПРср — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.
Если
финансовые возможности организации
не позволяют инвестировать
Формирование системы кредитных условий
В состав этих условий входят следующие элементы:
срок предоставления кредита (кредитный период);
размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.
Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации — кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.
Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:
ПСк = ЦСн х 360 / СПк
где ПСк — годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;
ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию;
в %, СПк — срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.
Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.
Система
штрафных санкций за просрочку исполнения
обязательств покупателями, формируемая
в процессе разработки кредитных
условий, должна предусматривать
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита
В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
дифференциацию
кредитных условий в