Учет, анализ и управление дебиторской задолженностью на примере ГУП ЧР «Чувашавтотранс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия.
Цель данной дипломной работы – изучить организацию учета, анализа и управления дебиторской задолженностью и разработать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....…......................
1 Технико-экономическая характеристика Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»…………………………............................................................................................
1.1 Общие сведения об Урмарском АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»……….…..
1.2 Основные технико-экономические показатели Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР
«Чувашавтотранс»……………....................................................................................................
1.3 Учетная политика организации……………………………................................................
2 Бухгалтерский учет и управление дебиторской задолженностью...................................................
2.1 Понятие дебиторской задолженности. Срок исковой давности………............................
2.2 Учет расчетов с дебиторами..................................................................................................
2.2.1 Учет дебиторской задолженности расчетов с покупателями и заказчиками……….…
2.2.2 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами……………………………........
2.2.3 Учет дебиторской задолженности расчетов с подотчетными лицами………………...
2.2.4 Учет резервов по сомнительным долгам……………………………..............................
2.3 Инвентаризация расчетов с дебиторами……………………………..................................
2.4 Политика управления и методика анализа дебиторской задолженности………………
3 Учет, анализ и управление дебиторской задолженностью в Урмарском АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»….................................................................................................................…...........
3.1 Учет дебиторской задолженности в Урмарском АТП - филиала ГУП ЧР
«Чувашавтотранс»…………………………................................................................................
3.2 Анализ дебиторской задолженности в Урмарском АТП - филиала ГУП ЧР
«Чувашавтотранс»…………………………................................................................................
3.3 Пути совершенствования управления дебиторской задолженностью Урмарского АТП
- филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»…………………………...............................................
Заключение………………………………………………………………………….....................….
Литература …………………………………………………………………………......................…
Приложение А. Бухгалтерский баланс Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» за 2008 год……………...............….................………………...........................……………………
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» за 2008 год…………....………........………………………………………...…
Приложение В. Приложение к бухгалтерскому балансу Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» за 2008 год.……………………………………………………………………
Приложение Г. Бухгалтерский баланс Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» за 2009 год……………..........………………………….…………………....…………...………….
Приложение Д. Отчет о прибылях и убытках Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» за 2009 год…………............…………………………………………………...
Приложение Е. Приложение к бухгалтерскому балансу Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» за 2009 год...……………………………………………………………………
Приложение Ж. Положение об учетной политике Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс»

Работа содержит 1 файл

Дипломная ДЗ.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

     путем выписки документа единообразной  формы, содержащего приказ (поручение) о списании средств;

     в форме согласия оплатить предъявленное  требование (акцепт).

     - срочность. Этот принцип относится  в основном к порядку и срокам  обработки документов банковскими  учреждениями, срокам списания и  зачисления средств на счета.  Различными инструктивными документами Банка России установлены унифицированные сроки обработки платежных документов в коммерческих банках и расчетно-кассовых центрах Банка России.

     - обеспеченность платежа. Этот  принцип подразумевает осуществление  платежей со счета в пределах  имеющихся на нем сумм. Все документальные поручения о списании средств со счета исполняются банком в соответствии с очередностью списания денежных средств.

     5) Выявление финансовых возможностей  предоставления Урмарским АТП - филиала ГУП ЧР « Чувашавтотранс» товарного (коммерческого) или потребительского кредита.

     Договор, исполнение которого связано с передачей  в собственность другой стороне  денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться  предоставление кредита, в том числе  в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг признается товарным (коммерческим) кредитом.

     При коммерческом кредите в договор  включается условие, в силу которого одна сторона предоставляет другой стороне отсрочку или рассрочку исполнения какой-либо обязанности (уплатить деньги либо передать имущество, выполнить работы или услуги). Предоставление подобного кредита неразрывно связано с тем договором, условием которого является.

     6) Определение возможной суммы  оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту, а также по выданным авансам.

     7) Формирование условий обеспечения  взыскания дебиторской задолженности.  В процессе формирования этих  условий на фирме должна быть  определена система мер, гарантирующих получение долга. К таким мерам относятся: оформление товарного кредита обеспеченным векселем; требование страхования дебиторами кредитов, предоставляемых на продолжительный срок и др.

     8) Формирование системы штрафных  санкций за просрочку исполнения обязательства контрагентами – дебиторами.

     9) Определение процедуры взыскания  дебиторской задолженности. Эта  процедура должна предусматривать  сроки и форму предварительного  и последующего напоминаний контрагента  – дебиторам о дате платежа, возможность пролонгирования долга, срока и порядка взыскания долга и другие действия.

     10) использование современных форм  рефинансирования задолженности;

     Развитие  рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют  использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

     Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

     - факторинг — комплекс услуг,  который банк (или факторинговая  компания), выступающий в роли  финансового агента, оказывает компаниям,  работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа. Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям. Также — финансовая комиссионная операция по переуступке дебиторской задолженности факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа, гарантии полного погашения задолженности и снижения расходов по ведению счетов.

     - учет векселей, выданных покупателями  продукции;

     - форфейтинг - своеобразная форма  кредитования экспортеров, продавцов при продаже товаров, применяемая чаще всего во внешнеторговых операциях. Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. В последующем, денежные средства банку-форфейтору в оплату товара перечисляет, уплачивает импортер, покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтор. За досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортера проценты. Операция форфейтинга аналогична операции факторинга.

     11) ориентация на большое число  покупателей, чтобы уменьшить  риск неуплаты одним или несколькими  покупателями. 
 
 
 
 
 

 

Заключение

     Работа состоит из трех разделов. В первом разделе приводятся общие сведения Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс», основные технико-экономические показатели и делаются соответствующие выводы по данному предприятию.

     Выручка от продажи продукции, товаров, работ общества уменьшилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 1033 тыс. руб., что составляет 4,55%.

     Среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась на 2206тыс. руб. (16,81%). В связи с этим выручка на рубль основных фондов (фондоотдача) уменьшилась на 31 копеек ( 17,92%). Что свидетельствует о эффективном использовании основных средств на предприятии.

     Среднесписочная численность работников уменьшилась  на 2 человека (2,56%). Выручка на одного работающего увеличилась на 1,16 руб., 0,41%. Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг уменьшилась  на 2055 тыс. руб. ( 7,95%).

      В 2008 году предприятие было убыточным. Убыток от продажи продукции, работ, услуг составил 1021 тыс. руб.(32,80%), общий убыток уменьшился на 1328  тыс. руб., что составляет 41,15%,также уменьшился чистый убыток на 933 тыс. руб., 36,92%.

     Таким образом, предприятие является нерентабельным. Но положительной тенденцией является уменьшение убытка в 2009 г.  по сравнению с 2008

     А также раскрываются основные моменты Учетной политики Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс».

     Во  втором разделе раскрываются теоретические  аспекты учета, анализа и управления дебиторской задолженности. В данном разделе мы дали понятие дебиторской  задолженности и срока исковой давности, рассмотрели вопросы, касающиеся бухгалтерского учета расчетов с дебиторами, проведения инвентаризации по расчетам с дебиторами, а также политики управления и методики анализа дебиторской задолженности.

     В третьем разделе проводится учет инвентаризации расчетов с дебиторами и анализ дебиторской задолженности Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс», приводятся выводы по анализу и предлагаются мероприятия по совершенствованию управления дебиторской задолженностью Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс».

     Анализ  состава и движения дебиторской задолженности Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» показывает, что на предприятии краткосрочная задолженность за 2008 год уменьшилась на 173 тыс. руб. Краткосрочная задолженность с покупателями и заказчиками так же уменьшилась на 135 тыс. руб. Долгосрочной и просроченной задолженностей на данном предприятии в отчетном периоде не было.

     На  основании анализ оборачиваемости  дебиторской задолженности можно  сказать, что состояние расчетов с дебиторами по сравнению с 2008 годом у организации несколько улучшилось. Этому по способствовало уменьшение краткосрочной дебиторской задолженности, также дебиторской задолженности в целом.

     Увеличилась оборачиваемость дебиторской задолженности на 18,31 оборота, краткосрочной на 20,51 оборота. Состояние дебиторской задолженности в 2009 году было лучше, чем в 2008 году: ее период погашения ускорился на 2 дня, при краткосрочной также срок погашения сократился на 2 дня.

     Для совершенствования управления дебиторской задолженности Урмарского АТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс» мы предложили следующие мероприятия:

     - исключение из числа партнеров  предприятия дебиторов с высоким  уровнем риска;

     - периодический пересмотр предельной  суммы кредита;

     - использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

     - выявление финансовых возможностей  предоставления Урмарским АТП - филиала ГУП ЧР « Чувашавтотранс» товарного (коммерческого) или потребительского кредита;

     - определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту, а также по выданным авансам.

     - формирование условий обеспечения  взыскания дебиторской задолженности;

     - формирование системы штрафных  санкций за просрочку исполнения обязательства контрагентами – дебиторами.

     - определение процедуры взыскания  дебиторской задолженности;

     - ориентация на большое число  покупателей, чтобы уменьшить  риск неуплаты одним или несколькими  покупателями.

     Цели  по данной квалификационной работе достигнуты. Для их достижения были решены следующие задачи:

      -раскрытие понятия дебиторской  задолженности, а также значения  и задачи экономического анализа;

     - анализ экономического положения  предприятия;

     - рассмотрение вопросов учета  дебиторов на предприятии;

     - анализ состава, структуры и  оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия.

 

Литература

     1. Гражданский Кодекс Российской  Федерации. Часть первая : офиц. текст  : [ принят Государственной Думой  21 окт. 1994 г.: с последними изменениями  и дополнениями по состоянию  на 1 марта 2009 г.]. - М. : Эксмо, 2009. - 510 с.

     2. Гражданский Кодекс Российской  Федерации. Часть первая и вторая : офиц. текст : [ принят Государственной  Думой 22 дек. 1995 г.: с последними  изменениями и дополнениями по  состоянию на 1 марта 2009 г.]. - М. : Эксмо, 2009. - 510 с. 

     3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. : офиц. текст : [ принят Государственной Думой 16 июля. 1998 г. одобрено Советом Федерации 17 июля 1998 г. : с последними изменениями и дополнениями по состоянию на 1 марта 2009 г.]. - М. : Эксмо, 2009. - 510 с.

     4. Алексеева А.И. Комплексный экономический  анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие . – М.: КНОРУС, 2007

     5. Анализ финансово-экономической  деятельности предприятия: учебное  пособие для вузов/под ред.  Н.П.Любушина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

     6. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: Учеб. пособие для студентов Высшее учебное заведение. /А.А. Бачурин; Под ред. З.И. Аксеновой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 320 с.

     7. Бланк И.А. Финансовый менеджмент / И.А.Бланк. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2005. - 528 с.

     8. Бочкарева И.И. Бухгалтерский  учет. – М.: ТК Велби, Издательство  Проспект, 2005. -776с

     9. Бурцев В.В. Совершенствование  организации контроля при планировании  продаж и работе с дебиторами организации / В.В.Бурцев // Современный бухучет. - 2006. - № 8. - С.16-19.

     10. Вахрушина М.А. Бухгалтерский  управленческий учет: учеб. для студентов  вузов, обучающихся по экономическим  специальностям /М.А. Вахрушина. –  5-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2006. – 576с.

Информация о работе Учет, анализ и управление дебиторской задолженностью на примере ГУП ЧР «Чувашавтотранс»