Теория бухгалтерского учёта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:47, лекция

Описание работы

История становления бухгалтерского учета как науки. Сущность и содержание бухгалтерского учета. Принципы его организации. Документальное оформление бухгалтерского учета.

Работа содержит 1 файл

Теория бух.учета1 2.doc

— 592.00 Кб (Скачать)

Это способ бухгалтерского учета, с помощью которого сопоставляются и регулируются учетные данные о средствах субъекта с их фактическим наличием в целях обеспечения соответствия этих показателей.

  Инвентаризацию необходимо проводить для:

- выявления  фактического наличия  имущества ;

- сопоставления полученных данных с данными бух.учета ( выявление излишков или недостач) ;

- проверки полноты  и правильности отражения в учете  стоимости  ТМЦ , сумм денежных средств в кассе, на расчетных счетах, дебиторской и кредиторской задолженности, расходов будущих периодов

 

    В процессе хозяйственной деятельности и могут возникнуть расхождения данных бухгалтерского учета с фактическим наличием товарно-материальных запасов:

• по естественным причинам (усушка. растряска, распыл, разлив);

• недостачи при приемке или отпуске средств (просчеты, промеры, провесы):

• ошибки в учете арифметические в подсчетах, описки в первичных документах, неправильное отражение документальных данных;

• хищения, обвесы, обмеры - при приемке или отпуске материальных ценностей, обсчеты при выдаче денег и других, а также прямое присвоение средств.

Такие  расхождения можно выявить путем периодической сверки данных фактических остатков средств с данными бухгалтерского учета путем инвентаризации.

Порядок и сроки проведения инвентаризации  определяются руководителем субъекта в соответствии со стандартом бухгалтерского учета 24 «Организация бухгалтерской службы» и Методическими рекомендациями к нему «О порядке проведения юридическими лицами инвентаризации имущества и обязательств», утвержденными приказом департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 6 марта 1998г. .№47, (с изменениями и дополнениями) в соответствии с которыми установлен порядок регулирования инвентаризационных  разниц и оформление результатов инвентаризации.

Инвентаризации бывают:

1. Полные - касаются всех средств хозяйствующего субъекта. Обычно инвентаризацию проводят в следующие сроки:

• основных средств — не менее одного раза в год (не ранее 1 ноября);

• зданий. сооружений и других неподвижных объектов основных средств один раз в 2-3 года;

• капитальных вложений один раз в год (не ранее 1 декабря);

• незавершенного производства — на 1 января;

• капитального ремонта. расходов будущих периодов — не менее одного раза в квартал;

• нефтепродуктов не реже одного раза в месяц:

• расчеты с банком по мере получения выписок по лицевым счетам;

• расчетов с финансовыми органами ежеквартально;

• денежных средств и документов строгой отчетности — не менее одного раза в месяц;

• межбалансовых расчетов (с Дочерними, зависимыми, совместно контролируемыми юридическими лицами) — на первое число каждого месяца;

• расчетов с прочими дебиторами и кредиторами — два раза в год;

• остальных статей баланса — на 1 января следующего за отчетным года.

2. Частичные - охватывают один вид средств (денежных средств в кассе, материалы на складе). Проводятся систематически на протяжении всего года в целях сохранности материальных ценностей.

З. Плановые  -  проводятся в установленные по плану сроки.

4. Внезапные — но распоряжению руководителя, при смене материально-ответственных лиц, по требованию следственных органов.

5. Внеплановые - после стихийных бедствий (пожаров и др.), а также ежемесячная инвентаризация денежных средств.

6. Ежемесячные – денежных средств.

 

 

Так же инвентаризация проводится для обеспечения реальности бухгалтерского учета и баланса хозяйствующего субъекта. Для этих целей создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия , на которую  возлагают  организационно- контрольные функции по проведению проверок и инвентаризаций. В ее состав включаются :  руководитель субъекта (председатель комиссии), главный бухгалтер, руководители структурных подразделений, главные специалисты

 

Она проводит профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей ,организует проведение инвентаризаций и осуществляет инструктаж членов рабочих комиссий; ведет постоянный контроль за ходом инвентаризации и организует контрольные проверки правильности проведения инвентаризации товарно-материальных запасов; проверяет правильность ведения складского учета и хранения ценностей в межинвентаризационный период; выведения результатов инвентаризации (излишки, недостачи); в необходимых случаях проводит повторные сплошные инвентаризации рассматривает объяснения, полученные от лиц, допустивших недостачу или порчу) ценностей, а также другие нарушения и вносит предложения о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей.

Для непосредственного проведения инвентаризации приказом руководителя субъекта создается рабочая комиссия в составе председателя комиссии и членов комиссии (специалистов и работников бухгалтерии).

В состав комиссии включаются опытные работники, хорошо знающие инвентаризируемые ценности, цены и первичный учет. Работники рабочих инвентаризационных комиссий несут ответственность за своевременность и соблюдение порядка инвентаризации, за полноту и точность составления описей и представления их в бухгалтерию.

  При  проведении инвентаризации  ТМЗ  необходимо помнить , что :

- инвентаризации подвергаются не только собственные ТМЦ, но и в обязательном порядке  находящиеся  на ответстсвенном хранении,полученные для переработки  от других организаций ;

- проверка  фактического наличия  имущества  должна производиться при обязательном  участии  МОЛ ;

 

Денежные средства в кассе  инвентаризуют  путем установления  наличия  числящихся в кассе денежных средств  и полистного  пересчета  бланков строгой отчетности.Результаты  инвентаризации оформляют  отдельным  «Актом  инвентаризации наличия  денежных  средств»

Счета в банках, расчеты  с банком  по ссудам, по налогам  с бюджетом, с персоналом  по оплате труда, с поставщиками  и подрядчиками  инвентаризируются  на основании первичных документов. При этом  устанавливают  реальность  остатков и тщательно  проверяют числящиеся  на этих счетах суммы.  Со  всеми дебиторами и кредиторами  предприятие должно обменяться  выписками  из лицевых счетов и предъявить  их инвентаризационной комиссии. Необходимо  проверить  списание задолженности с баланса, осуществление   наблюдения  за возможностью  взыскания  в течение пяти лет.

 

 

 

Инвентаризацию проводят при смене материально-ответственных лиц, при аудиторских проверках, по требованию следственных органов и в других случаях.

Результаты инвентаризации (излишки, недостачи, пересортица) записывают в сличительные ведомости результатов инвентаризации. В них включают только те ценности, по которым выявлены отклонения от учетных данных.

  По ценностям ,принадлежащим другим организациям ,составляются отдельные сличительные ведомости. Владельцам ценностей  представляются справка  о результатах инвентаризации с приложением копии инвентаризационной описи.

Центральная инвентаризационная комиссия должна проверять правильность составления сличительной ведомости и свое решение зафиксировать в протоколе, который подтверждается руководителем субъекта не позднее 10 дней после окончания инвентаризации.

Основные средства, денежные средства, выявившиеся в излишке, подлежат оприходованию на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц.

 

Недостача ценностей в пределах установленных норм списывается на расходы. Недостачу товарно-материальных ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей относят на виновных лиц.

Недостачу ценностей сверх норм естественной убыли, включая готовую продукцию, в тех случаях. когда виновники не установлены, или о взыскании с материально-ответственных лиц отказано судом, относят на результаты хозяйственной деятельности.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета признаются:

• излишки — доходом и подлежат оприходованию как доход от неосновной деятельности;

• недостачи — расходом:

• недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли, в соответствии с.п.2 статья 92 НК РК, относится на расходы;

• недостача имущества и его порча сверх норм списывается на виновных лиц.

Если виновные лица не установлены и судом отказано во взыскании, недостача и порча материальных запасов относятся субъектом на убытки.

Так как нормы естественной убыли действуют только для продовольственных товаров и стеклянной посуды в розничной сети, то субъекты, у которых отсутствуют нормы естественной убыли, должны рассматривать их как потери, которые списываются на убытки при отсутствии виновных лиц или в случае если судом отказано во взыскании убытков с них и покрываться за счет чистого дохода субъекта, но при этом для целей налогообложения на вычеты не относятся.

 

 

 

 

3.4. Бухгалтерские документы

 

Бухгалтерский документ - это письменное распоряжение на совершение хозяйственных операций или подтверждения действительного осуществления данной операции.

Данные, содержащиеся в документах, служат в дальнейшем единственным основанием

для отражения хозяйственных операций в текущем бухучете. Документы также широко

используются в процессе оперативного руководства деятельности субъекта. На основании

документов ведется постоянное наблюдение за движением материальных и денежных

средств, состоянием расчетов с дебиторами, кредиторами и т.д. Документы используются

как доказательство при спорах, возникающих между предприятиями, так как они являются письменным свидетельством совершенных хозяйственных операций и основой записей в бухучете. Документы, оформляющиеся хозяйственные операции, представляют собой бумажные бланки, которые печатаются типографским способом или составляются на электронных носителях и содержат строки, графы в виде колонок, куда заносятся сведения о хозяйственных операциях. От качества оформления зависят полнота и достоверность показателей всей системы учета.

К документам согласно статья 6-1 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» предъявляются следующие требования:

         своевременность составления;

         достоверность позиций;

         правильность оформления.

Данные, содержащиеся в документе и характеризующие операцию, называются реквизитами. Количество и содержание реквизитов определяется характером операций и

документа.

  По назначению  документы  делятся  на :

  Распорядительные - документы, содержащие распоряжения , приказы  на совершение  хозяйственной операций. Такие документы  еще не подтверждают факт совершения операции, поэтому  сами по себе  они не служат основанием для отражения операции в бух.учете. Но после совершения  операции большинство распорядительных документов  становятся оправдательными ( приказы  о проведении инвентаризации, списании ТМЗ , об увольнении ; распоряжения  об изменении  штатного расписания, трудовые соглашения, договоры поставки, купли – продажи    и  т.д ) 

 

  Оправдательные  ( исполнительные) – документы, удостоверяющие  факт совершения  хоз. операции ,  т.е  оформляющие  уже произведенные  операции. Документы такого рода  представляют собой  первичную форму  бух.отражения  операции  и являются  основанием для учетных записей ( счета, ПКО,  РКО  и  т.д)

 

   Документы бух.оформления  - документы, составляемые бухгалтерией на основании  распорядительных  и оправдательных документов. Эти документы  не имеют  самостоятельного значения ( справки , ведомости   и  т.д)

 

   Разовые- документы , применяемые для оформления  одной или нескольких хоз.операций в момент совершения.( ПКО, РКО, платежные  поручения, авансовые  отчеты , доверенности  и  т.д )

 

Первичные – документы, которые оформляются  непосредственно  в момент  совершения операций  ( счета, накладные, ПКО, РКО, платежные поручения, чеки     и  т.д)

 

Сводные -  документы, составляемые  на основе  первичных документов.Они служат  для  объединения  данных первичных документов  и для группировки  этих данных  с целью  получения  дополнительных сведений об учитываемых  операциях  ( отчет  кассира, акты  списания , акт  сверки   и  т.д )

 

   Накопительные – документы , применяемые  для оформления  однородных  операций  по мере совершения.Они отражаются в учете  только после  внесения  в них последней операций   и суммирования всех записей  ( реестры, лимитно-заборные  карточки, инвентарные  карточки , накопительные ведомости   и  т.д )

Информация о работе Теория бухгалтерского учёта