Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:47, лекция
История становления бухгалтерского учета как науки. Сущность и содержание бухгалтерского учета. Принципы его организации. Документальное оформление бухгалтерского учета.
Внутренние – документы, составляемые на самом предприятии ( договоры, счета, расходные накладные, доверенности на получение , ПКО и РКО, акт сверки, карточки учета ТМЗ , инвентарные карточки ОС и т.д )
Внешние – документы, поступающие от других предприятий, организаций, физ.лиц ( договоры, доверенности на отпуск, счета на оплату, приходные накладные )
Типовые – документы, применяемые во всех отраслях народного хозяйства без каких-либо изменений и дополнений ( первичные кассовые документы, платежные поручения, накладные , счета-фактуры,доверенности, акты приемки-передачи, карточки учета ТМЗ и т.д )
Специализированные - документы, применяемые в отдельных отраслях народного хозяйства. Все документы , вне зависимости от их вида, должны составляться своевременно, содержать достоверные данные, иметь обязательные реквизиты, название ,дату составления, содержание операций и ее основание, подписи лиц, ответственных за совершение операции и за правильность ее оформления.
К ведению бухгалтерских документов предъявляются определенные требования, основными из которых являются : документальность записей, краткость записей, ясность записей, взаимный контроль записей.
Документы должны составляться аккуратно , текст и цифры написаны четко и разборчиво, подписи в документах тоже должны быть разборчивыми. Ни в тексте, ни в цифровых данных не разрешаются никакие подчистки, помарки и неоговоренные исправления. Ответственность за достоверность данных, содержащихся в документе, за доброкачественное составлении документа несут должностные лица, подписавшие этот документ.
Бухгалтерские документы с момента их выписки до момента передачи в архив находятся в движении, проходят ряд этапов учетной обработки.Такое движение документов получило название документооборота.Он включает стадии , каждую из которых проходят практически все документы: составление документа, его прием в бухгалтерию, запись данных документа в учетные регистры, передача в текущий архив.
Организация документооборота должна отвечать следующим требованиям:
- на каждый вид документов определяется кратчайший путь продвижения, исключающий лишние операции и инстанции ;
- назначаются конкретные исполнители, отвечающие за оформление документов и их обработку на каждой инстанции.
3.5. Исправление ошибочных записей
В работе бухгалтера бывают ошибки связанные с неправильной записью в документах. Наиболее существенны ошибки связанные с неправильной записью сумм, корреспонденций счетов. В случае обнаружения ошибки в бухгалтерском документе, данный документ должен быть переписан. Однако бухгалтерские регистры, которые ведутся в течение определенного периода (месяц, квартал, год) переписать фактически невозможно. В таких случаях следует исправить ошибку в регистре используя один из нижеприведенных способов, в зависимости от вида ошибочной записи :
Дт | Кт | Сумма |
|
451 | 301 | 4500 | 4550 |
|
| Исправленному верить |
1. Корректурный метод применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей. Ошибочная запись зачеркивается тоненькой чертой, чтобы было видно написанное, рядом проставляется правильное. Исправление заверяется подписью лица, ответственного за составление данного документа.
Дт | Кт | Сумма |
441 | 301 | 4550 |
[441] | [301] | [4550] |
451 | 301 | 4550 |
2. Метод «красного сторно» - это метод отрицательных чисел. Применяется, когда в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов. Ошибочная запись повторяется в той же корреспонденции счетов, но красными чернилами, либо запись берется в скобочки (в рамки). При подсчете итогов сторнировочная запись вычитается. Тем самым неправильная запись аннулируется. После этого составляют новую проводку с правильной корреспонденцией счетов и записывают обычными чернилами (пастой).
Дт | Кт | Сумма |
451 | 301 | 4500 |
451 | 301 | 50 |
3. Метод дополнительных проволок применяется, когда в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. В этом случае на сумму разницы составляют дополнительную проводку по той же корреспонденции счетов.
3.6. Принципы организации бухгалтерского учета
Организация бухгалтерского учета это система условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса в целях получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности субъектов и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми являются: первичный учет и документооборот, инвентаризация, генеральный план счетов финансово-хозяйственной деятельности субъекта, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.
Основные принципы бухгалтерского учета и общие правила учета установлены нормативно-правовыми актами, регулирующими систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан. Система регулирования бухгалтерского учета имеет пять уровней:
1. Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
2. Законодательные акты и постановления правительства РК.
3. НСФО и методические рекомендации к ним.
4. Типовой план счетов и инструкция по его применению.
5. Учетная политика субъекта.
В соответствии с п.2 статьи 6 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и Стандартом бухгалтерского учета 30 «Представление финансовой отчетности» учетная политика - это принципы, основы, условия, правила и практика, принятые организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из потребностей организации и особенностей ее деятельности».
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность должны осуществляться в соответствии с основными принципами начисления и непрерывности деятельности и качественными характеристиками понятности, уместности, надежности и сопоставимости.