Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:47, лекция
История становления бухгалтерского учета как науки. Сущность и содержание бухгалтерского учета. Принципы его организации. Документальное оформление бухгалтерского учета.
В основу группировки хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению положен признак закрепления их за данным предприятием.
Схема 2.2
Классификация источников образования средств предприятия
Из данных схемы 2 видно, что средства делятся на:
Собственные, используемые длительное время па всем протяжении деятельности предприятия (уставный капитал, резервный капитал. нераспределенный доход).
Уставный капитал это сумма выделенных учредителями (участниками) хозяйствующему субъекту средств при его организации и указывается в его уставе. Размер его остается постоянным и неизменным. Увеличение или уменьшение уставного капитала осуществляется только по решению учредителей (участников) после внесения соответствующих изменений в учредительные документы.
Резервный капитал часть собственных средств. образуемая за счет отчислений от прибыли. используется для покрытия потерь от хозяйственной деятельности, пополнения уставного капитала, выплаты дивидендов и других затрат субъекта.
Нераспределенный доход (непокрытый убыток) оставшаяся сумма дохода после вычета всех расходов и уплаты налогов.
Заемные средства покрывают дополнительную потребность в оборотных средствах, в том числе для создания сезонных запасов сырья. материалов. топлива и тд. Они выделяются предприятию во временное пользование и через определенный срок должны быть возвращены.
Например, на начало отчетного периода па предприятии имелись следующие средства:
Наименование | Сумма тенге |
Здания и сооружения | 754 000 |
Расчеты с персоналом по оплате труда | 14 000 |
Расчеты по пенсионному обеспечению | 1 400 |
Незавершенное производство | 25 000 |
Вклады и паи в уставный капитал | 787 000 |
Резервный капитал | 55 000 |
деньги и на текущем счете | 62 410 |
Наличность в кассе в национальной валюте | 1 090 |
Краткосрочный заем банка | 16 000 |
Материалы | 80 300 |
Топливо | 12 800 |
Расчеты с прочими дебиторами | 2 000 |
Расчеты с прочими кредиторами | 2 500 |
Расчеты с поставщиками | 15 000 |
Готовая продукция | 55 600 |
Нераспределенный доход | 42 300 |
Расчеты с бюджетом во НДС | 60 000 |
Сгруппируем средства по видам и источникам их образования
Классификация средств по видам и размещению | Сумма, | Классификация средств по источникам образования | Сумма. | ||
1 | «Здания и сооружения» | 754 000 | 1 | «Расчеты с персоналом но оплате труда» | 14 000 |
2 | «Незавершенное производство» | 25 000 | 2 | «Расчеты по пенсионному обеспечению» | 1 400 |
3 | «Деньги и на текущем счете» | 62 410 | 3 | «Вклады и паи в уставный капитал» | 787 000 |
4 | «Наличность в кассе» | 1 090 | 4 | «Резервный капитал» | 55000 |
5 | «Сырье и материалы» | 80 300 | 5 | «Краткосрочный займы банка» | 16 000 |
6 | «Топливо» | 12 800 | 6 | «Расчеты с прочими кредиторами» | 2 500 |
7 | «Расчеты с прочими дебиторами | 2 000 | 7 | «Расчеты с поставщиками» | 42 300 |
8 | «Готовая продукция» | 55 600 | 8 | «Нераспределенный доход» | 15 000 |
|
|
| 9 | «Расчеты с бюджетом» | 60 000 |
Итого | 993 200 | Итого | 993 200 |
2.4. Метод бухгалтерского учета
IIод методом бухгалтерского учета понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых производятся наблюдение, изучение и исследование учитываемых данных.
Элементами метода бухгалтерского учета являются:
1. Документация - способ первичной регистрации хозяйственных операций и обоснование правильности бухгалтерских записей (это начало учета). Ни одна запись в бухучете не может быть сделана без соответствующего оформления его документом. Документ - это материальный носитель, который содержит в зафиксированном виде информацию о совершившейся хозяйственной операция оформленной в установленном порядке.
2. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества с данными бухучета. Целью инвентаризации является уточнение фактического состояния дел в целях последующего контроля за сохранностью средств, обеспечение реальных учетных показателей.
3. Оценка — способ выражения в денежном измерении имущества предприятия на определенный момент времени. Правильность оценки средств в предприятия требует отражения действительной величины затрат живого и овеществленного труда, которые включаются в денежное измерение объектов учета. Неправильная оценка товарно-материальных запасов, затрат на производство, неточное исчисление зарплаты и другие расходы, которые включаются в себестоимость продукции, приводят к искажению при выявлении результатов хозяйственной деятельности.
В бухгалтерском учете в основу оценки средств предприятия положена фактическая себестоимость (покупная стоимость со всеми расходами, связанными с доведением объекта до рабочего состояния).
Важнейшие виды имущества предприятия отражаются в текущем учете и в балансе в следующих оценках:
- основные средства оценивается по первоначальной, балансовой или остаточной стоимости:
- материалы, топливо, сырье учитываются по фактической себестоимости;
- готовая продукция по фактической себестоимости;
- расчеты с разными дебиторами и кредиторами отражаются в бухгалтерском учете в суммах, которые указаны в документах.
4. Калькуляция — способ исчисления себестоимости единицы продукции, работ и услуг в денежном выражении. Себестоимость продукции складывается из материальных, трудовых затрат, затрат на управление, отчислений социального налога.
5. Счета — экономическая группировка, в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии средств, обязательствах и капитале. Запись на счетах делают на основании документов - это вторичная регистрация операции. На каждый вид хозяйственных средств или источников открываются отдельные счета.
6. Двойная запись — способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского счет, показывающий взаимную связь объектов учета. Он заключается в том, что каждая хозяйственная операция отражается на двух взаимосвязанных счетах.
7. Баланс - способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе, обязательствах и капитале субъекта на определенный момент (дату). Это основная отчетная форма. характеризующая финансовое состояние субъекта. Баланс необходим для сопоставления всех хозяйственных средств с источниками их формирования и осуществления контроля за всей совокупностью объектов учета.
8. Отчетность - система показателей, которая характеризует хозяйственную деятельность предприятия за определенный период (месяц, квартал, год).
И баланс, и отчетность составляются после соответствующей группировки и обработки счетов.
Бухгалтерский баланс
2.5.1. Баланс предприятия его форма и содержание
Для обеспечения оперативного руководства деятельностью предприятия необходимы сведения об имеющихся на предприягии ресурсах. их состоянии, размещении и использовании. а также об источниках их формирования. Такие сведения, обобщенные и
группированные в определенном порядке, получают с помощью баланса.
Баланс — один из элементов метода бухгалтерского учета, который состоит их двух
разделов. Первый называется «Актив», а второй — «Пассив». В первом разделе показаны состав, размещение, использование хозяйственных средств. а во втором — «Собственный капитал и обязательства» (СКО), т.е. источники образования и целевое назначение средств.
Актив | Пассив |
1. Долгосрочные активы | 1. Собственный капитал |
1 Нематериальные активы | 1. Уставный капитал |
2. Основные средства | 2. Резервный капитал |
3. Долгосрочная дебиторская | 3. Дополнительно оплаченный капитал |
задолженность | 4. Дополнительно неоплаченный капитал |
4. Инвестиции | 5. Нераспределенный доход (непокрытый |
2. Текущие активы | убыток) |
1. Товарно-материальные запасы | 2. Долгосрочные обязательства |
(материалы, готовая продукция, | 1. Долгосрочные займы |
товары) | 2. Долгосрочная кредиторская задолженность |
2. Денежные средства (касса, расчетный | 3. Налоги |
счет, валютный счет) | 3. Текущие обязательства |
3. Дебиторская задолженность (расчеты | 1. Краткосрочные займы |
с подотчетными лицами) | 2. Расчеты с бюджетом |
4. Финансовые инвестиции | 3. Авансы полученные |
5. Расходы будущих периодов | 4. Расчеты но зарплате |
| 5. Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
Каждый отдельный вид средств в Активе или их источников в Пассиве называется статьей баланса.
Бухгалтерский баланс составляется на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных документами. Для составления баланса используется Главная книга,
журналы-ордера, а также регистры аналитического учета.
Баланс состоит из 5 подразделов:
1. Долгосрочные активы (НМА, ОС и тд.).
2. Текущие активы (менее 1 года).
3. Собственный капитал.
4. Долгосрочные обязательства (более 1 года).
5. Краткосрочные обязательства (менее 1 года).
Для сравнения в таблице баланса приводятся показатели на начало и конец года. Для механизированной обработки баланса каждая статья таблицы кодируется. По каждому подразделу актива и пассива подсчитываются итоги. Активы должны быть равны пассивам.
На основании баланса судят о финансовом положении организации, то есть о наличии экономических ресурсов, принадлежащих организации и противопоставленном им капитале. Финансовое положение можно определить только на какой-то момент времени (в соответствии с законодательством — на 31 декабря отчетного года). Финансовое состояние хозяйствующего субъекта можно вычислить, используя следующее уравнение:
А | = | СК | + | О |
(активы) | (собственный капитал) | (обязательства) |
Это уравнение называется. в международной системе бухгалтерского учета балансовым уравнением. Или «волшебной» формулой баланса.
2.5.2. Изменения в балансе при осуществлении
хозяйственных операций
Бухгалтерский баланс составляется и отражает состояние средств и источников их образования на определенную дату. В процессе хозяйственной деятельности происходит непрерывное движение средств, изменение их состава. размещения и источников формирования. В процессе деятельности субъекты совершают хозяйственные операции, которые являются частью процессов снабжения, производства и реализации и вызывают те или иные изменения в составе средств и их источников. Они отражаются в балансе в виде увеличения или уменьшения соответствующей статьи, в ряде случаев вызывают появление новых статей баланса или их исчезновение.