Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:47, лекция
История становления бухгалтерского учета как науки. Сущность и содержание бухгалтерского учета. Принципы его организации. Документальное оформление бухгалтерского учета.
Калькуляционные счета. Предназначены для учета всех затрат, связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг в целях исчисления себестоимости продукции, материалов работ.
Счета доходов - доходы от основной и неосновной деятельности. Счета пассивные, по кредиту отражается начисление (получение) дохода, в конце года они списываются на увеличение итогового дохода.
Транзитные счета (однодневные). Используются для учета одноэлементных расходов. В конце месяца зачисляются на калькуляционные счета. Так же, как калькуляционные, остатков эти счета не имеют, в конце месяца они должны быть закрыты, кроме 21 подраздела (в конце месяца показывается остаток незавершенного производства).
Счета расходов. По структуре счета активные, по .дебету отражаются увеличение расходов, в конце года все расходы списываются на уменьшение итогового дохода (571).
Финансово-результатные. «Операционно-результатный счет (571) — итоговый доход. По дебету отражаются расходы субъекта, а по кредиту доходы. Кредитовый остаток показывает доход, дебетовый — убыток. Сальдо на этом счете не бывает, так как в конце отчетного периода полученная разница списывается на счет 561 «Нераспределенный доход (непокрытый убыток)». 561 - чистый доход, остающийся в распоряжении предприятия после налогообложения (корпоративный подоходный налог - 30%).
ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА отражают средства, которые не принадлежат данному предприятию, а находятся на ответственном хранении или во временном пользовании.
Эти средства нельзя учитывать со средствами, принадлежащими предприятию. Все операции, затрагивающие забалансовые счета, отражаются не двойной записью, а односторонней, только по дебету или только по кредиту. Дебет – приход, кредит – расход.
2.9. Типовой план счетов
Типовой план счетов представляет собой систематизированный перечень бухгалтерских счетов. определяющий построение всей системы бухучета и являющийся обязательным для всех хозяйствующих субъектов. В основе его лежит классификация счетов по экономическому содержанию. Разделение счетов на определенные группы по однородности их экономического содержания обеспечивает получение показателей о ходе производства для оперативного управления и осуществления контроля за сохранностью материальных ценностей. План счетов позволяет всесторонне и полно охватить и систематизировать многообразную хозяйственную деятельность субъекта. для единообразного отражения на счетах бухучета однородных хозяйственных средств и операций необходимы не только Типовой план счетов, но и инструкция по его применению для определения экономического содержания счетов и типовой корреспонденции между ними. Без установления схемы записи по счетам неизбежны случаи, когда одни и те же хозяйственные операции будут отражаться различно.
План счетов состоит из 10 разделов. С 1 по 8 разделы — счета финансового учета,
9 - счета производственного учета, 10 - забалансовые. Разделы делятся на подразделы, а подразделы объединяют группы однородных по экономическому содержанию счетов. Для облегчения работы с Планом счетов каждому подразделу и его счетам присваивается номер (код), который может заменить его наименование.
Схема кодировки счетов выглядит следующим образом.
Счет состоит из трехзначного кода. Обозначим их так – ХХХ. Где первая Х – номер раздела, 1 и 2 вместе (ХХ) – подраздел, все три вместе (ХХХ) – счет.
Например, счет 123, это -12 подраздел, 1 раздел.
Аналитические счета в Типовом плане счетов не предусмотрены. Каждый субъект
имеет право открывать субсчета в рабочем плане счетов, который утверждается руководителем субъекта в учетной политике.
Рассмотрим пример учета процессов производства и реализации, а также порядок определения финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта.
3.1. Учетные регистры
Под учетными регистрами понимаются разграфленные специальным образом листы, в которые производятся текущие учетные записи. Это второй этап учетных работ. В них группируются и систематизируются по синтетическим и аналитическим счетам данные о состоянии и движении хозяйственных средств и их источников. По данным учетных регистров составляется отчетность. В практике бухучета применяются учетные регистры, различные как по внешнему виду, так и по содержанию. Используются свободные листы (журналы-ордера, ведомости), карточки (хранятся в картотеках) и книги (главная,кассовая. депонированной зарплаты,регистрации первичных документов и др.).
Выбор того или иного типа учетного регистра обусловливается требованиями организации учета на конкретном участке его применения.
По содержанию или назначению учетные регистры делятся на регистры:
регистры синтетического учета;
регистры аналитического учета;
регистры,совмещающие синтетический и аналитический учет.
В основу построения регистров синтетического учета заложена шахматная форма графления учетных таблиц.
Для записи хозяйственных операций по аналитическим счетам используются специальные учетные регистры. При этом построение и содержание регистров, в которых ведется аналитический учет, может быть разнообразным в зависимости от объектов аналитического учета, задач учета, оперативного контроля и руководства хозяйственной деятельностью субъекта.
Предприятию для контроля за материальными ценностями необходимо иметь точные сведения о ежедневном поступлении и выбытии но каждому виду в натуральном и денежном выражении. По операциям взаимных расчетов с поставщиками необходимо иметь конкретные сведения о состоянии расчетов с каждым отдельным поставщиком или каждой партии полученных от него материалов. Поэтому регистры аналитического учета товарно-материальных запасов будут отличаться от регистров аналитического учета по расчетам с поставщиками.
3.2. Формы бухгалтерского учета
1. Мемориально-ордерная форма учета ведется на основании данных первичных и накопительных документов. Запись операций производится в регистрационный журнал, а затем в журнал-главную. Аналитический учет ведут в карточках, записи в которых делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяют между собой. Учет при этой форме осуществляется последовательно, однако она трудоемка, так как происходит многократное дублирование одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах).В данном случае аналитический учет загроможден и ведется в отрыве от синтетического. Очень трудно собрать показатели, необходимые для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.
Мемориальный ордер по счету 451
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, Тенге |
Снято с расчетного счета наличными в кассу |
| 441 «Деньги на текущем счете» | 1 000 |
Сдан в кассу остаток неиспользованных подотчетных сумм | 333 «Расчеты с подотчетными лицами» |
| 100 |
Основные ее преимущества :
структурная простота регистров;
возможность применения на предприятиях различных отраслей ;
обеспечение контроля за правильностью и полнотой записей
Недостаток:
- трудоемкость записи хоз.операций, т.к каждая из них отражается в учетных регистрах многократно. В результате тратится много времени на сверку.
- отставание аналитического учета от синтетического , т.к аналитический учет отличается трудоемкостью и относительной сложностью.
2. Журнально-ордерная форма учета.
Применение журнально-ордерной формы учета значительно уменьшает трудоемкость учета, облегчает контроль и составление отчетности.
Основные особенности:
для учета хозяйственных операций применяются журналы-ордера, запись в которые производится линейно-позиционным способом по кредитовому признаку, и имеют шахматную форму графления;
• в ряде журналов-ордеров совмещен синтетический и аналитический учет:
• объединены систематическая и хронологическая записи;
• отражаются операции в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности
• сокращение количества записей в журналах-ордерах и в Главной книге.
Журналы-ордера представляют собой свободные листы со значительным количеством реквизитов. Открываются на отдельный синтетический счет и группу счетов, данные накапливаются ежедневно в течение месяца из первичных документов. В конце месяца подсчитываются итоги и переносятся а Главную книгу, где они собираются в течение года. На основании Главной книги составляется баланс и отчетность.
Применение журнально-ордерной формы учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета, способствует повышению его контрольного значения и облегчает составление отчетности.
Для журнально-ордерной формы характерно использование специальных комбинированных журналов-ордеров, сочетающих хронологические и систематические,
а также аналитические и синтетические записи по всем счетам.
Однако и эта форма имеет недостатки это сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на заполнение данных вручную и затрудняющих механизацию учета.
По экономическому содержанию все журналы-ордера можно условно разделить на 3 группы:
1. Журналы-ордера для учета кассовых и банковских операций. Записи в них и вспомогательные ведомости к ним производятся по шахматному принципу на основании первичных документов.
2. Журналы-ордера для учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, подотчетными лицами и др.Эти журналы простроены по принципу совмещения синтетического и аналитического учета
3. Журналы-ордера и вспомогательные ведомости для учета производственных затрат. Записи в этих регистрах производятся по шахматному принципу. Для учета общепроизводственных расходов, резерва предстоящих расходов и платежей используются вспомогательные ведомости, в которых дается группировка затрат по статьям аналитического учета.
З. Автоматизированная форма учета (ведение бухгалтерского учета па компьютере) свободна от указанных выше недостатков.
Компьютеры относительно просты в эксплуатации, в их применение обеспечивает механизацию и автоматизацию учетного процесса, высокую точность учетных данных; оперативность учета; повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования.
4. Упрощенная форма учета предназначена для субъектов малого предпринимательства и предусматривает всего два регистра: книга учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (основных средств. товарно-материальных запасов и др.), являющихся регистрами аналитического учета. данные книги и ведомостей используют для составления баланса и отчетности. Ведение этой формы регламентируется стандартом бухгалтерского учета № 23 «Учет и отчетность субъектов малого предпринимательства» и методическими рекомендациями к нему.
Право выбора формы бухгалтерского учета предоставлено самим субъектам. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки данных, соблюдая общие методологические принципы и технологию обработки учетной информации.
3.3. Инвентаризации и порядок ее проведения
Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности субъекты не менее одного раза в 1 год должны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие. состояние и оценка.