Теория бухгалтерского учёта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:47, лекция

Описание работы

История становления бухгалтерского учета как науки. Сущность и содержание бухгалтерского учета. Принципы его организации. Документальное оформление бухгалтерского учета.

Работа содержит 1 файл

Теория бух.учета1 2.doc

— 592.00 Кб (Скачать)

Калькуляционные счета. Предназначены для учета всех затрат, связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг в целях исчисления себестоимости продукции, материалов работ.

Счета доходов - доходы от основной и неосновной деятельности. Счета пассивные, по кредиту отражается начисление (получение) дохода, в конце года они списываются на увеличение итогового дохода.

Транзитные счета (однодневные). Используются для учета одноэлементных расходов. В конце месяца зачисляются на калькуляционные счета. Так же, как калькуляционные, остатков эти счета не имеют, в конце месяца они должны быть закрыты, кроме 21 подраздела (в конце месяца показывается остаток незавершенного производства).

Счета расходов. По структуре счета активные, по .дебету отражаются увеличение расходов, в конце года все расходы списываются на уменьшение итогового дохода (571).

Финансово-результатные. «Операционно-результатный счет (571) — итоговый доход. По дебету отражаются расходы субъекта, а по кредиту доходы. Кредитовый остаток показывает доход, дебетовый — убыток. Сальдо на этом счете не бывает, так как в конце отчетного периода полученная разница списывается на счет 561 «Нераспределенный доход (непокрытый убыток)». 561 - чистый доход, остающийся в распоряжении предприятия после налогообложения  (корпоративный подоходный налог - 30%).

ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА отражают средства, которые не принадлежат данному предприятию, а находятся на ответственном хранении или во временном пользовании.

Эти средства нельзя учитывать со средствами, принадлежащими предприятию. Все операции, затрагивающие забалансовые счета, отражаются не двойной записью, а односторонней, только по дебету или только по кредиту. Дебет – приход, кредит – расход.

 

 

2.9. Типовой план счетов

 

Типовой план счетов представляет собой систематизированный перечень бухгалтерских счетов. определяющий построение всей системы бухучета и являющийся обязательным для всех хозяйствующих субъектов. В основе его лежит классификация счетов по экономическому содержанию. Разделение счетов на определенные группы по однородности их экономического содержания обеспечивает получение показателей о ходе производства для оперативного управления и осуществления контроля за сохранностью материальных ценностей. План счетов позволяет всесторонне и полно охватить и систематизировать многообразную хозяйственную деятельность субъекта. для единообразного отражения на счетах бухучета однородных хозяйственных средств и операций необходимы не только Типовой план счетов, но и инструкция по его применению для определения экономического содержания счетов и типовой корреспонденции между ними. Без установления схемы записи по счетам неизбежны случаи, когда одни и те же хозяйственные операции будут отражаться различно.

 

План счетов состоит из 10 разделов. С 1 по 8 разделы — счета финансового учета,

9 - счета производственного учета, 10 - забалансовые. Разделы делятся на подразделы, а подразделы объединяют группы однородных по экономическому содержанию счетов. Для облегчения работы с Планом счетов каждому подразделу и его счетам присваивается номер (код), который может заменить его наименование.

Схема кодировки счетов выглядит следующим образом.

Счет состоит из трехзначного кода. Обозначим их так – ХХХ. Где первая Х – номер раздела, 1 и 2 вместе (ХХ) – подраздел, все три вместе (ХХХ) – счет.

Например, счет 123, это -12 подраздел, 1 раздел.

 

Аналитические счета в Типовом плане счетов не предусмотрены. Каждый субъект

имеет право открывать субсчета в рабочем плане счетов, который утверждается руководителем субъекта в учетной политике.

Рассмотрим пример учета процессов производства и реализации, а также порядок определения финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Учетные регистры

 

Под учетными регистрами понимаются разграфленные специальным образом листы, в которые производятся текущие учетные записи. Это второй этап учетных работ. В них группируются и систематизируются по синтетическим и аналитическим счетам данные о состоянии и движении хозяйственных средств и их источников. По данным учетных регистров составляется отчетность. В практике бухучета применяются учетные регистры, различные как по внешнему виду, так и по содержанию. Используются свободные листы (журналы-ордера, ведомости), карточки (хранятся в картотеках) и книги (главная,кассовая. депонированной зарплаты,регистрации первичных документов и  др.).

Выбор того или иного типа учетного регистра обусловливается требованиями организации учета на конкретном участке его применения.

По содержанию или назначению учетные регистры делятся на регистры:

регистры синтетического учета;

регистры аналитического учета;

регистры,совмещающие синтетический и аналитический учет.

 

В основу построения регистров синтетического учета заложена шахматная форма графления учетных таблиц.

Для записи хозяйственных операций по аналитическим счетам используются специальные учетные регистры. При этом построение и содержание регистров, в которых ведется аналитический учет, может быть разнообразным в зависимости от объектов аналитического учета, задач учета, оперативного контроля и руководства хозяйственной деятельностью субъекта.

Предприятию для контроля за материальными ценностями необходимо иметь точные сведения о ежедневном поступлении и выбытии но каждому виду в натуральном и денежном выражении. По операциям взаимных расчетов с поставщиками необходимо иметь конкретные сведения о состоянии расчетов с каждым отдельным поставщиком или каждой партии полученных от него материалов. Поэтому регистры аналитического учета товарно-материальных запасов будут отличаться от регистров аналитического учета по расчетам с поставщиками.

 

 

3.2. Формы бухгалтерского учета

 

1. Мемориально-ордерная форма учета ведется на основании данных первичных и накопительных документов. Запись операций производится в регистрационный журнал, а затем в журнал-главную. Аналитический учет ведут в карточках, записи в которых делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяют между собой. Учет при этой форме осуществляется последовательно, однако она трудоемка, так как происходит многократное дублирование одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах).В данном случае аналитический учет загроможден и ведется в отрыве от синтетического. Очень трудно собрать показатели, необходимые для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.

 

 

Мемориальный ордер по счету 451

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

Тенге

Снято с расчетного счета наличными в кассу

 

441

«Деньги на текущем счете»

1 000

Сдан в кассу остаток неиспользованных подотчетных сумм

333

«Расчеты с подотчетными лицами»

 

   100

 

 

 

Основные   ее преимущества :

   структурная простота регистров;

    возможность применения на предприятиях различных отраслей ;

    обеспечение контроля за правильностью и полнотой записей

 

Недостаток:

  -  трудоемкость записи хоз.операций, т.к каждая из них отражается в учетных регистрах многократно. В результате тратится много времени на сверку.

  - отставание аналитического учета от   синтетического , т.к аналитический  учет отличается  трудоемкостью и относительной сложностью.

 

 

 

2. Журнально-ордерная форма учета.

 

 

       Применение журнально-ордерной формы учета значительно уменьшает трудоемкость учета, облегчает контроль и составление отчетности.

 

Основные особенности:

для учета хозяйственных операций применяются журналы-ордера, запись в которые производится линейно-позиционным способом по кредитовому признаку, и имеют шахматную форму графления;

• в ряде журналов-ордеров совмещен синтетический и аналитический учет:

• объединены систематическая и хронологическая записи;

• отражаются операции в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности

• сокращение количества записей     в журналах-ордерах  и     в  Главной  книге.

Журналы-ордера представляют собой свободные листы со значительным количеством реквизитов. Открываются на отдельный синтетический счет и группу счетов, данные накапливаются ежедневно в течение месяца из первичных документов. В конце месяца подсчитываются итоги и переносятся а Главную книгу, где они собираются в течение года. На основании  Главной книги составляется баланс и отчетность.

Применение журнально-ордерной формы учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета, способствует повышению его контрольного значения и облегчает составление отчетности.

  Для журнально-ордерной формы характерно использование специальных комбинированных журналов-ордеров, сочетающих хронологические и систематические,

а также аналитические и синтетические записи  по всем  счетам.

Однако и эта форма имеет недостатки это сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на заполнение данных вручную и затрудняющих механизацию учета.

   По экономическому содержанию все журналы-ордера можно условно разделить на  3 группы:

1.       Журналы-ордера для учета кассовых и банковских операций. Записи в них и вспомогательные ведомости  к ним производятся по шахматному принципу на основании первичных документов.

2.       Журналы-ордера для учета  операций  по расчетам с поставщиками  и подрядчиками, подотчетными лицами и др.Эти журналы простроены по принципу  совмещения синтетического и аналитического учета

3.       Журналы-ордера и вспомогательные ведомости  для учета  производственных затрат. Записи в этих  регистрах  производятся по шахматному принципу. Для учета общепроизводственных  расходов, резерва предстоящих расходов и платежей используются вспомогательные ведомости, в которых дается группировка затрат по статьям аналитического учета. 

 

 

 

З. Автоматизированная форма учета (ведение бухгалтерского учета па компьютере) свободна от указанных выше недостатков.

 

Компьютеры относительно просты в эксплуатации, в их применение обеспечивает механизацию и автоматизацию учетного процесса, высокую точность учетных данных; оперативность учета; повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования.

 

4. Упрощенная форма учета предназначена для субъектов малого предпринимательства и предусматривает всего два регистра: книга учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (основных средств. товарно-материальных запасов и др.), являющихся регистрами аналитического учета. данные книги и ведомостей используют для составления баланса и отчетности. Ведение этой формы регламентируется стандартом бухгалтерского учета № 23 «Учет и отчетность субъектов малого предпринимательства» и методическими рекомендациями к нему.

Право выбора формы бухгалтерского учета предоставлено самим субъектам. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки данных, соблюдая общие методологические принципы и технологию обработки учетной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Инвентаризации и порядок ее проведения

 

Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности субъекты не менее одного раза в 1 год должны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие. состояние и оценка.

Информация о работе Теория бухгалтерского учёта