Теоретические основы управления дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить порядок управления дебиторской задолженностью.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание дебиторской задолженности и её влияние на финансовую устойчивость предприятия;
- выявить цель, задачи и основные механизмы управления дебиторской задолженностью;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы управления дебиторской задолженности…………...5
1.1 Дебиторская задолженность : понятие, сущность, виды…………………….5
1.2 Механизм возникновения и ликвидации дебиторской задолженности предприятия………………………………………………………………………...7
1.3 Методы анализа и оценки дебиторской задолженности……….……………11
1.4 Основные задачи управления дебиторской задолженности………………...15
2. Методология управления дебиторской задолженности и запасами предприятия..............................................................................................................17
2.1 Анализ финансового состояния предприятия и выявление проблем……...17
2.2 Анализ состояния расчетов и управления дебиторской задолженности … 29
2.3 Факторинг как метод оптимизации дебиторской задолженности…………38
Заключение………………………………………………………………………..44
Список использованной литературы…………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

Факторинг.docx

— 97.87 Кб (Скачать)

    2.3 Факторинг как  метод оптимизации  дебиторской задолженности

     Факторинг, как и многие другие финансовые инструменты, пришел в Россию с Запада. Английское слово factoring происходит от factor — комиссионер, агент, посредник — и означает выкуп дебиторской задолженности Поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа. Поставщик продает дебиторскую задолженность (accounts receivable), то есть те суммы, которые покупатели должны фирме, специализированному финансовому институту — факторинговой компании, которая в свою очередь именуется Фактором. В зависимости от наличия функции финансирования Поставщика факторинговое обслуживание подразделяется на:

     • факторинг с уплатой (with service factoring), который включает получение задолженности, принятие на себя риска неплатежей и передачу средств по мере того, как они выплачиваются Покупателем. В российской практике это называют административным управлением дебиторской  задолженностью. В этом случае комиссионное вознаграждение Фактора составляет около 0,5—1% от суммы переуступленной  дебиторской задолженности. Величина комиссии варьируется от общего объема задолженности Поставщика, уменьшаясь с его ростом;

     • факторинг с уплатой и финансированием (with service plus finance factoring) включает выплату  Поставщику сразу после поставки товаров до 90% от их продажной цены, при наличии накладных, акцептованных  Покупателем. Остаток выплачивается  после погашения долга. В этом случае Фактор устанавливает вознаграждение за риск при авансировании (0,5—1,2% от суммы долга) в зависимости от общего количества дебиторов, переданных на факторинговое обслуживание. С  ростом количества дебиторов риски  Фактора размываются и комиссия снижается.

     Также Поставщик уплачивает Фактору плату  за использование денежных ресурсов, которая на несколько пунктов  выше ставки по кредитам. Размер этой платы  зависит от срока оборачиваемости  дебиторской задолженности Поставщика. При покупке счетов факторинговая компания проводит анализ платежеспособности и добросовестности Покупателя, ибо риски Фактора, связанные с неоплатой счетов, относятся именно к Покупателю, а не к Поставщику. Конечно Фактор производит проверку и Поставщика, так как существует риск предоставления им поддельных документов по поставкам, что может повлечь за собой финансовые потери Фактора. Контроль и управление дебиторской задолженностью является успешным условием работы любой компании, тем более быстрорастущей, ибо вложения в активы такого рода могут быстро выйти из-под контроля.

     Попробуем с помощью моделирования работы компании, практикующей отсрочку платежа  с использованием факторинга, выяснить его преимущества. Допустим, фирма  производит поставку своему дебитору на сумму I тыс. руб. с отсрочкой платежа  в 5 дней. По истечении отсрочки дебитор  оплачивает товар и тут же берет  новую партию на ту же сумму и  на тот же срок.

     При этом выручка от реализации за 20 дней составит 4 тыс. руб. Если же клиент будет  брать партию товара на ту же сумму, но с отсрочкой 10 дней, то при том  же объеме дебиторской задолженности (1 тыс. руб.) выручка от реализации за 20 дней составит уже 2 тыс. руб.

     Исходя  из этого можно  записать выражение  для прибыли:

                 T

     Lt =L+k*D* ------ (12), где

                 Td

     Lt — прибыль за период времени t;

     I прибыль за этот период без учета прибыли, приносимой

     непосредственно клиентами-дебиторами;

     k коэффициент пропорциональности между прибылью без учета

     постоянных  расходов (т.е. прибылью, пропорциональной выручке от реализации) и выручкой от реализации товаров;

     D объем дебиторской задолженности;

     Т период времени, за который считается прибыль;

     Td — период обращения дебиторской задолженности.

     Рассмотрим  подробнее, что представляет собой  коэффициент k.

     Напишем выражение для прибыли за период времени Т: 

     Lt = [(1- ts)*S – Eo]*(1 – tндс)*(1 – ti) – ks *S – E (13), где

     S оборот Поставщика по отсрочке платежа;

     Eo затраты на приобретение реализуемых товаров;

     Е остальные расходы фирмы;

     ts ставка налогов, исчисляемых от S (налог на

     пользователей автомобильных дорог, сбор на содержание жилищного фонда и т.п.);

     tндс ставка НДС;

     ti— ставка налога на прибыль;

     ks коэффициент расходов, пропорциональных S (в нашем случае —

     комиссия  Фактора).

     По-видимому, Eо пропорционально S.

     Eo = k0 * S, (14)

     где коэффициент k0 будет определяться средним соотношением цен приобретения и продажи товаров.

     Таким образом, мы разбили прибыль на две  части — пропорциональную выручке  от реализации и не зависящую от нее.

      (15)

     Теперь  распишем подробнее величины D и TD:

     где d количество дебиторов;

     Di — объем дебиторской задолженности i-то дебитора;

     TDi — время, через которое i-и дебитор погашает задолженность.

     Теперь  вернемся к выражению (12).Сначала  ответим на вопрос — имеет ли смысл наращивать объем дебиторской  задолженности одного дебитора при  неизменной оборачиваемости? Действительно, прибыль возрастет, но будет необходимо увеличить вложенный в бизнес капитал — потребуется увеличение объема оборотных средств Поставщика:

     СD = C + ko * D + t0 * D,

     где С — капитал, вкладываемый в данный бизнес, за минусом дебиторской задолженности. По сути, это все строки актива баланса, так или иначе обеспечивающие вместе с данной дебиторской задолженностью прибыль I;

     ko*D дебиторская задолженность в ценах закупки реализуемых товаров;

     t0*D дебиторская задолженность, связанная с выплатой налоговых платежей до момента реального поступления денежных средств за отгруженные товары. Она характерна только для бухгалтерской политики учета реализации товаров по факту отгрузки. При политике же учета реализации товаров по факту поступления денежных средств за отгруженные товары эта величина равна нулю;

     to = ts + tндс* (1 - ts - ko) + tI (1 - ts - ko)*(l - tндс ) (16)

     — суммарная ставка налогов, пропорциональных выручке от реализации.

     Таким образом,

     СD = С + kD * D, (17)

     где kD = ko + to. (18)

     Разделив (1) на (6), получим выражение для  рентабельности:

         T

     r= I + K*D* TD (19)

     C + KD * D

     Видим, что если

     I < K * T

     C KD TD (20) или

      (20а),

     То  увеличение дебиторской задолженности  при неизменном времени ее оборота  приводит к увеличению рентабельности вложенного капитала.

     Теперь, допустим, неравенство (9) выполняется, и выгодно увеличивать объем  дебиторской задолженности. Однако если не изменится время оборота  дебиторской задолженности TD, то, в конце концов, мы достигнем максимального уровня дебиторской задолженности (оборота). Далее увеличивать D Поставщик сможет, только увеличив TD, то есть увеличив время, на которое предоставляется товарный кредит (либо для всех клиентов, либо выборочно). Рассмотрим, в каких случаях это будет выгодно.

     Допустим, мы увеличили время обращения  дебиторской задолженности с  TD0 до TD1. При этом величина дебиторской задолженности увеличилась с D0 до D1. Выгодно это или нет, можно определить, подставив значения (D0, T D0) и (D1, TD1) в выражение (19) и сравнив два полученных значения рентабельности. На основе значений (D0, TD0) и (D 1, TD1) попробуем определить оптимальное значение времени оборота дебиторской задолженности TDopt,.

     Аппроксимируем  зависимость D = ƒ(TD) линейной функцией:

     D = a * TD - b, (21)

     

     Подставив выражение (21) в (19), получим:

      (22)

     где е = I + k * a * T; f = k * b * T; g = С + kD * b; h = kD * a.

     Анализируя  выражение (11), видим, что если b < О (а значит, и ƒ

     < 0), то увеличение TD приводит к уменьшению рентабельности. Иначе говоря, если увеличение времени оборота дебиторской задолженности приводит к небольшому увеличению дебиторской задолженности, то

     увеличивать дебиторскую задолженность не имеет  смысла. Теперь рассмотрим случай, когда  b > 0, то есть увеличение времени оборота дебиторской задолженности приводит к значительному увеличению величины дебиторской задолженности.

     Продифференцировав  r по TD, приравняв

     

     к нулю и найдя отсюда TD, получим Таким образом, видим, что даже если увеличение TD приводит к значительному увеличению D, все равно есть величина TD , выше которой увеличивать время оборота дебиторской задолженности невыгодно. Заметим, что изменение времени, на которое предоставляется товарный кредит, в каком-то смысле эквивалентно изменению цены на товар. Увеличение этого времени, равно как и уменьшение цены на товар, увеличивает объемы реализации.И наоборот, уменьшение времени отсрочки платежа по реализуемым товарам (как и увеличение цены) уменьшает объемы реализации. И в том и в другом случае существуют оптимальные величины, при которых рентабельность максимальна.

       Рассмотрим конкретный пример.

     Пусть: I =10 тыс. руб.;

     D=100 тыс. руб.;

     Т = 20 календарных дней — число дней, за которые считается прибыль;

     TD = 15 календарных дней — реальное время обращения дебиторской задолженности. Если товарный кредит выдается на 10 календарных дней, то за счет недобросовестных дебиторов это время может значительно увеличиться;

     tS = 0,05 — ставка налогов, исчисляемых от выручки от реализации (4%);

     tНДС = 0,1667 - ставка НДС (16,67%);

     tI = 0,3 — ставка налога на прибыль (30%);

     k0 = 0,5 — цены приобретения и продажи товаров различаются в среднем в 2 раза;

     kS = 0,04 — комиссия Фактора (4% от оборота Поставщика);

     С = 150 тыс. руб.;

     Из  выражений найдем k = 0,212, t0 = 0,274,kD = 0,774.

     Воспользуемся теперь выражением (20а):

     

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе выполнения данной курсовой работы, в соответствии с её целью было рассмотрено экономическое содержание дебиторской задолженности на примере  предприятия ООО «СУАЛ-ПМ». Это позволило нам более подробно разобрать актуальную проблему менеджмента – организации управления дебеторской задолженоостью.

Информация о работе Теоретические основы управления дебиторской задолженности