Теоретические основы бухгалтерского учёта расчётов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование общетеоретической сущности расчётов с персоналом по оплате труда.
В соответствии с целями работы были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть общие теоретические основы расчётов с персоналом по оплате труда;
2. рассмотреть законодательство, регулирующее расчёты с персоналом по оплате труда;
3. рассмотреть организацию расчётов с персоналом по оплате труда;
4. рассмотреть способы отражения расчётов с персоналом по оплате труда в бухгалтерском учёте.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы бухгалтерского учёта расчётов с персоналом по оплате труда 5
1.1. Сущность, функции и виды расчётов с персоналом по оплате труда 5
1.2. Методическая основа расчётов с персоналом по оплате труда 14
1.3. Характеристика основных нормативных документов, регулирующих построение и ведение бухгалтерского учёта расчётов с персоналом по оплате труда 28
2. Общая характеристика бухгалтерского учёта 40
2.1. Постановка бухгалтерского учёта в организации 40
2.2. Формы бухгалтерского учёта 50
2.3. Организация бухгалтерского учёта 57
3. Состояние бухгалтерского учёта расчётов с персоналом по оплате труда… 63
3.1. Задачи, первичный учёт и документация хозяйственных операций по бухгалтерскому учёту расчётов с персоналом по оплате труда 63
3.2. Синтетический и аналитический учёт 38
3.3. Инвентаризация и порядок формирования в бухгалтерской отчётности информации о состоянии и изменении задолженности перед персоналом 38
Выводы и предложения 38
Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

курсовая ворд новый.docx

— 485.40 Кб (Скачать)

Рисунок 20. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учёта [22]

 

 

Документы

Ведомости и  карточки аналитического учёта

Кассовая  книга

Ведомости синтетического учёта

Баланс и  отчёты

Сверка данных

Рисунок 21. Простая форма бухгалтерского учёта [22]

 

 

 

 

Документы

Ввод данных в ЭВМ

Баланс и  отчёты

Результатная  информация в требуемых системой учёта разрезах

Машинная  обработка данных

Рисунок 22. Автоматизированная форма бухгалтерского учёта[22]

«Журнал-Главная» – форма бухгалтерского учёта, которая  обычно ведется в организациях с небольшим объемом производства, в отдельных учреждениях и некоторых финансовых органах. «Журнал-Главная» является наиболее простой формой бухгалтерского учёта, так как любая операция по первичному документу (или группа однородных операций по накопительному документу) записывается в книгу «Журнал-Главная», в которой совмещается регистрационный журнал хозяйственных операций (хронологическая запись) и синтетические счета (систематическая запись). Книга имеет следующий вид (таблица 3):

Таблица 3. Журнал-Главная

Журнал-Главная

 

Дата 

 

 

операции 

 

 

Документ и содержание

хозяйственной

операции 

Сумма

оборота 

 

 

Счет ___

Счет ___  

Д 

К 

Д 

К 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В книгу сначала  записываются остатки по счетам на начало отчетного периода, затем все операции по документам, после чего определяется оборот за отчетный период (при этом проверяется правильность записи: сумма оборота за отчетный период должна быть равна сумме оборотов по дебету всех счетов и сумме оборотов по кредиту всех счетов) и вычисляются остатки по счетам на конец отчетного периода. По данным остатков на счетах составляется заключительный баланс.

В мемориально-ордерной форме учета отдельно ведутся  хронологическая и систематическая  записи. При этой форме оформляются  бухгалтерские записи специальными учетными документами –  мемориальными  ордерами, которые составляют на основе первичных документов (или накопительных  по однородным операциям). Мемориальные ордера регистрируются в специальном  журнале (хронологическая запись), и  на их основе производятся записи на счетах Главной книги (систематическая  запись). Форма счетов Главной книги  строится с разбивкой дебета и  кредита по каждому корреспондирующему счету и выглядит следующим образом (таблица 4):

Таблица 4. Форма счетов Главной книги

Счет ____

 

Дата 

 

 

№ мемориального

ордера 

С кредита

счетов 

Итого

по

дебету 

 

Дата 

 

 

№ мемориального

ордера 

В дебет

счетов 

 

Итого по

кредиту 

 

 
 
 

№ 

№ 

 

 

№ 

№ 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Главную книгу  при данной форме также называют контрольно-шахматной ведомостью. На счетах Главной книги учитываются только текущие обороты за отчетный период, поэтому по ее данным составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета. При этом проверяется полнота и правильность записей хозяйственных операций; итог оборотов по дебету и кредиту счетов сверяется с итогом по регистрационному журналу. В ней определяются и остатки по счетам на конец отчетного периода, по которым составляется новый баланс.

При журнально-ордерной форме учета на основании первичных документов составляются накопительные ведомости и разработочные таблицы. При этом однородные операции, относящиеся к определенному счету, записываются в журналы (в хронологическом порядке) по корреспондирующим счетам. В конце месяца в каждом журнале подсчитывается итог оборотов в разрезе корреспондирующих счетов. Например, журнал-ордер по кредиту счета 50 выглядит следующим образом (таблица 5):

Таблица 5. Журнал - ордер по кредиту счёта 50

Журнал-ордер № 1 по кредиту счета 50 "Касса" в дебет счетов

№ строки

Дата (или за какие числа)

...

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги оборотов за месяц из журналов-ордеров переносятся  на счета Главной книги, которые  имеют следующую форму (таблица 6):

Таблица 6. Главная книга

Главная книга. Счет №_____

 

Месяц 

Обороты по дебету 

 

Оборот по

кредиту

Сальдо 

с кредита счета № ___ из журнала-ордера №____

 

...

Итого но

дебету

Дебет

Кредит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Простая форма  бухгалтерского учёта – одна из форм, рекомендуемая для малых предприятий, совершающих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц) и не производящих в больших объемах продукцию с затратами существенного количества ресурсов. Малые предприятия могут вести учет всех хозяйственных операций в книге (журнале) учета хозяйственных операций (форма № К-1) (таблица 7).

Таблица 7. Книга (журнал) учёта хозяйственных операций

Регистрация операций

Наличие и движение имущества предприятия

№ операции

Дата, № документа

Содержание операции

Сумма

Счёт №___

Счёт №___

Счёт №___

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

                   

В книге в  хронологической последовательности регистрируются совершенные хозяйственные  операции с указанием даты и номера документа, подтверждающего факт совершения операции (акта, накладной, счета-фактуры и т.п.), указывается сумма, которая соответствует данной операции и те бухгалтерские документы в которые будет внесена эта сумма.

Автоматизированная  форма учета, основанная на использовании  электронно-вычислительной техники, представляет собой комплексную автоматизацию  учетного процесса, начиная от сбора  первичных учетных данных до получения  бухгалтерской отчетности.

Информация  справочного характера вводится в ЭВМ в начале работы. Текущая учетная информация – с первичных документов либо со специальных регистраторов учетных данных. Учетные данные обрабатываются по специальным программам, в соответствии с которыми полученная учетная информация может храниться, поступать в обработку, выдаваться на экран или печататься по запросу. Учетным регистром, получаемым с ЭВМ, может быть любой документ, содержащий систематическую или хронологическую запись.

    1. Организация бухгалтерского учёта

  1. Учётная политика организации

Учетная политика (приложение 1) – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [9].

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [15] установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета несут руководители организаций. В то же время ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер или иное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта организации, Организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Учётная политика должна обеспечивать[9]:

  • требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности);
  • требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности);
  • требование осмотрительности: учётная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  • требование непротиворечивости: тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на последний календарный день каждого месяца;
  • требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации.

При формировании учётной политики организация выбирает один способ из нескольких для ведения  бухгалтерского учёта по конкретному  вопросу.

Заметим, что  в учётной политике обязательно  должны быть прописаны формы и  системы оплаты труда, применяемые  в организации, либо должна быть ссылка на локальный нормативный акт, устанавливающий  формы и системы оплаты труда, например Положение об оплате труда.

  1. Положение о бухгалтерской службе

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [15] руководитель организации может учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. В таком случае правовое положение бухгалтерии, ее административная и функциональная подчиненность регламентируются Положением о бухгалтерской службе (приложение 2), которое разрабатывается главным бухгалтером или юристом, согласуется со всеми отделами организации и утверждается руководителем [46]. При разработке Положения руководствуются действующим законодательством, инструкциями и приказами вышестоящих организаций по правовым, экономическим и производственным вопросам, а также по вопросам организации бухгалтерского учета. Положение о бухгалтерии может включать следующие разделы (рисунок 23):

Рисунок 23. Разделы Положения о бухгалтерской службе

  1. Должностные инструкции

Должностная инструкция (приложение 3) – документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника. Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения для своих непосредственных подчиненных, далее должностная инструкция утверждается руководителем организации [49].

Должностные инструкции разрабатывают в соответствии с положением о подразделении. Комплект должностных инструкций охватывает все функции подразделения и  равномерно распределяет нагрузку между  работниками с учетом уровня их квалификации. Каждая должностная инструкция содержит однозначное определение того, чем  данная работа отличается от всех иных работ. Ответственность за полноту  обеспечения организации должностными инструкциями лежит на начальнике отдела кадров.

Не существует стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной  инструкции, в связи с чем каждая организация имеет возможность самостоятельно формировать описание той или иной должности. Должностная инструкция содержит информацию, которая необходима в процессе управления персоналом [49]:

  • Должностная инструкция – это руководство к действию для самого работника: она дает знание того, каких действий от него ожидают и по каким критериям будут оценивать результаты труда, представляет ориентиры для повышения уровня квалификации работника в рамках данной должности. Участие в обсуждении должностной инструкции дает возможность работнику влиять на условия, организацию, критерии оценки его труда.
  • Должностная инструкция – основа для проведения оценки результатов трудовой деятельности работника, принятия решения о его дальнейшем внутреннем движении и переподготовке (повышении, перемещении, увольнении, зачислении в резерв руководящих кадров, направлении на дополнительное обучение и т. п.).
  • Должностная инструкция содержит информацию для проведения обоснованного отбора работников при найме, оценке уровня соответствия кандидатов на вакантные должности.
  • Должностные инструкции используются при ранжировании работ (должностей) и последующей разработке внутрифирменных систем оплаты труда.

Информация о работе Теоретические основы бухгалтерского учёта расчётов с персоналом по оплате труда