Совершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление недостатков и проблем в организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками;
исследовать порядок документального оформления операций по учету расчетов;
отразить особенности синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
выявить преимущества автоматизации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
раскрыть понятие дебиторской и кредиторской задолженности, а также значение и задачи экономического анализа;
проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской
задолженности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….. ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Нормативно-законодательная база по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1. Основные нормативные документы……..……………………………..5
1.2. Формы расчетов…………………………………………….……………6
1.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………..….8
1.4. Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности…...15
1.5. Порядок учета материалов в пути……………………………………..17
1.6. Учет неотфактурованных поставок…………………..……………….18
ГЛАВА 2. Организация бухгалтерского учета расчетов с поставщиками
и подрядчиками на примере предприятия ОАО «СОЗ».
2.1. Экономическая характеристика предприятия…………..…………...20
2.2. Учетная политика предприятия……………………..………………...26
2.3. Особенности документального оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками, аналитический учет……………………………..29
2.4. Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……32
2.5. Автоматизированная обработка учетной информации…………...….35
ГЛАВА 3. Мероприятия по совершенствованию учета расчетов с
поставщиками и подрядчиками…………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….……52

Работа содержит 1 файл

поставщ.и подрядчики м.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

     На  счете 60 задолженность отражается в  пределах сумм акцепта. При обнаружении  недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

     Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду электроэнергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

     Учет  выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками и контроля за их состояниями. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного или других счетов в банках. Эти операции оформляются бухгалтерской записью: Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 50, 51, 52, 55.

     Перечисленные авансы поставщикам и подрядчикам  учитываются по дебету этого счета  до тех пор, пока не будут полностью  выполнены и документально оформлены поставка материально-производственных запасов или объем предусмотренных договором работ и услуг.

     При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком  на расчетный счет покупателя. Такая  операция оформляется платежным поручением, в котором обязательно должно быть указано основание (номер и дата платежного поручения, по которому зафиксировано получение аванса, а также договора). Возврат поставщиком неиспользованной суммы авансов оформляется бухгалтерской записью: Дебет 50, 51, 52, 55 Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

 

Таблица 1- Типовые  бухгалтерские проводки по счету 60.

Дебет Кредит Содержание  хозяйственной операции
А. По дебету счета:
60 50 Погашена задолженность  перед поставщиком (подрядчиком) из кассы организации
60 50 Выдан поставщику (подрядчику) аванс из кассы организации
60 51 Погашена задолженность  перед поставщиком (подрядчиком) безналичными денежными средствами
60 51 Перечислен  поставщику (подрядчику) аванс с  расчетного счета
60 52 Погашена задолженность  перед поставщиком (подрядчиком) в  иностранной валюте
60 52 Перечислен  поставщику (подрядчику) аванс в  иностранной валюте
60 55-1 Сумма использованного  аккредитива списана на расчеты  с поставщиком
60 55 Перечислен поставщику (подрядчику) аванс со специального счета в банке
60 60 Сумма ранее  перечисленного аванса зачтена в  счет погашения задолженности перед  поставщиком.
60 62 Произведен  зачет встречных однородных требований
60 66 Задолженность перед поставщиком (подрядчиком) переоформлена в краткосрочный заем
60 67 Задолженность перед поставщиком (подрядчиком) переоформлена  в долгосрочный заем
60 76 Произведен  зачет встречных однородных требований
60 76-2 Сумма признанной претензии удержана из средств, подлежащих уплате поставщику
60 79-2 Головное отделение  организации списало задолженность  перед поставщиком за товары (работы, услуги), оплаченные филиалом, выделенным на отдельный баланс (в учете головного  отделения организации)
60 79-2 Филиал, выделенный на отдельный баланс, списал задолженность перед поставщиком за товары (работы, услуги), оплаченные головным отделением организации (в учете филиала)
60 91-1 Сума непогашенной кредиторской задолженности включена в состав прочих доходов в связи  с истечением срока исковой давности
60 91-1 Положительная курсовая разница по дебиторской  задолженности в иностранной  валюте включена в состав прочих доходов
60 99 Задолженность перед поставщиком, списанная в  результате чрезвычайных обстоятельств, учтена в составе доходов организации
Б. По кредиту счета:
07 60 Оприходовано  оборудование, требующее монтажа
08 60 Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные  внеоборотные активы
08 60 В стоимости  внеоборотных активов учтены расходы, связанные с их покупкой (транспортные расходы, затраты на оплату информационных и консультационных услуг и т.п.)
10 60 Оприходованы  материалы, поступившие от поставщиков
10 60 В стоимости  материалов учтены расходы, связанные  с их покупкой (транспортные расходы, затраты на оплату информационных и консультационных услуг и т.п.)
11 60 Оприходованы  животные, поступившие от поставщиков
15 60 Учтена покупная стоимость материально-производственных запасов, по которым поступили расчетные  документы поставщиков (при использовании  счета 15)
15 60 Учтены расходы  по заготовке материально-производственных запасов (при использовании счета 15)
19 60 Учтен НДС по оприходованным материальным ценностям  и нематериальным активам
19 60 Учтен НДС по выполненным работам (оказанным  услугам)
20 60 Стоимость работ (услуг), выполненных подрядчиками, учтена в затратах основного производства
23 60 Стоимость работ (услуг), выполненных подрядчиками, учтена в затратах вспомогательного производства
25 60 Стоимость работ (услуг), выполненных подрядчиками, учтена в составе общепроизводственных расходов
26 60 Стоимость работ (услуг), выполненных подрядчиками, учтена в составе общехозяйственных  расходов
28 60 Стоимость работ (услуг) подрядчиков включена в расходы  по исправлению брака
29 60 Стоимость работ (услуг), выполненных подрядчиками, учтена в затратах обслуживающего производства
41 60 Оприходованы  товары, поступившие от поставщиков
41 60 В стоимости  товаров учтены расходы, связанные  с их приобретением
44 60 Стоимость работ  и услуг, связанных с процессом продажи продукции (товаров), включена в состав расходов на продажу
50 60 Поставщик вернул излишне уплаченные ему денежные средства в кассу организации
50 60 Поставщик вернул аванс в кассу организации
51 60 Поставщик вернул излишне уплаченные ему денежные средства на расчетный счет организации
51 60 Поставщик вернул аванс на расчетный счет организации
52 60 Поставщик вернул излишне уплаченные ему денежные средства на валютный счет организации
52 60 Поставщик вернул аванс на валютный счет организации
55 60 Поставщик вернул излишне уплаченные ему денежные средства на специальный счет в банке
55 60 Поставщик вернул аванс на специальный счет в банке
76-2 60 Отражена сумма  претензии, предъявленной поставщику
79-2 60 Головное отделение  организации оплатило счета поставщиков за услуги, оказанные филиалу, выделенному на отдельный баланс
79-2 60 Филиал, выделенный на отдельный баланс, оплатил счета  поставщиков за услуги, оказанные  головному отделению организации (в учете головного отделения  организации)
91-2 60 Приняты к оплате счета различных организаций  за услуги, связанные с выбытием прочих активов (основных средств, материалов и т.п.)
91-2 60 Затраты по оплате услуг сторонних организаций, связанные  с получением операционных и внереализационных  доходов, учтены в составе прочих расходов
91-2 60 Списаны суммы  дебиторской задолженности, по которым  истек срок исковой давности, а  также суммы других долгов, нереальных для взыскания (если ранее под  эту задолжен-ность не был создан резерв по сомнительным долгам)
91-2 60 Отражена отрицательная  курсовая разница по кредиторской задолженности  в иностранной валюте
94 60 Отражена недостача  при приемке товарно-материальных ценностей, потупивших от поставщиков (в пределах величин, предусмотренных  в договоре поставки)
97 60 Отражена задолженность  перед поставщиками (подрядчиками) за выполненные работы (оказанные  услуги), затраты на которые учитываются  как расходы будущих периодов

     Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому  предъявленному счету, а расчетов в  порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты, которых не наступил; поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам с просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

     Учет  расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных  организаций, о деятельности которой  составляется сводная бухгалтерская  отчетность, ведется на счете 60 обособленно.

     При журнально-ордерной форме учета учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6. В этом журнале синтетический учет сочетается с аналитическим. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ведется в ведомости №. 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.

     Как отмечалось ранее, в составе счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  немалый удельный вес занимают расчеты  за работы и услуги. Отличительной  особенностью их является то, что не всегда стоимость оказанной услуги или выполненной работы можно сразу отнести к тому или иному виду затрат (прямые, общепроизводственные, общехозяйственные и т.п.) и распределить между потребителями внутри организации (подразделениями).[ 13: с 129] Например, стоимость электроэнергии, воды, газа и др. Поэтому одновременно с регистрацией документов, подтверждающих стоимость оказанных услуг (работ), их оплату, бухгалтерия должна иметь распределительные документы внутреннего характера об объеме и стоимости полученных услуг каждым потребителем. С этой целью бухгалтерия может накапливать информацию об объеме, виде и стоимости полученных услуг каждым из них в отдельных регистрах в разрезе статей затрат (содержание зданий, сооружений, оборудования, охрана труда и т.д.)

    1.4 Порядок списания  дебиторской и  кредиторской задолженности

     Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную  продукцию, подотчетных лиц за выданные им подотчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые являются должниками данной организации, называются дебиторами.[ 16: с 364]

     Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.

     Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них  материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательствами по распределению. Кредиторов, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

     В бухгалтерском балансе дебиторскую  и кредиторскую задолженность отражают по их видам.

     Исковая давность это срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено.

     Согласно  ГК РФ общий срок защиты имущественных  прав составляет  
3 года. Для правильного исчисления срока исковой давности решающее значение имеет установление начального момента течения срока давности. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

     По  обязательствам с определенным сроком исковой давности течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. В этот момент кредитору уже известно, что обязательство должно быть исполнено и, что исполнение не последовало.

     Помимо  общего срока исковой давности законом  предусмотрено и применение сокращенных или более длительных (по сравнению с общим сроком) сроков исковой давности. Например, ст. 181 ГК РФ для признания сделок ничтожными устанавливает более длительный срок – 10 лет, а для признания сделок оспоримыми – 1 год.

     Статьей 199 ГК РФ введено новое правило, согласно которому предприятие вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих прав и по истечении срока исковой давности при условии, что другой стороной не сделано заявление о применении исковой давности до вынесения судом решения.

     Исковая давность не распространяется:

  • на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;
  • на требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;
  • на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Требования, предъявленные по истечении 3-х лет с момента возникновения права на возмещения такого вреда, удовлетворяются за прошлое время (не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска);
  • на требования собственника или иного владельца об устранении 
    нарушения его права, если даже они не соединены с лишением 
    владения;
  • на другие требования в случаях, установленных законом.

    1.5 Порядок учета  материалов в пути

     Материалами в пути считаются поставки, по которым  организация акцептовала (приняла к оплате) документы поставщика. При этом право собственности на МПЗ перешло к покупателю, но они на склад еще не поступили. К учету принимаются [ 13: с128] акцептованные товаро- сопроводительные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

     В журнале-ордере № 6 указанные платежные  документы регистрируются в течение  месяца в графе «За не прибывший  груз» и в графе «Акцепт». По окончании месяца ниже показателя «Итого поступило» фиксируется сумма стоимости  материалов по соответствующим группам, оставшихся в пути на конец месяца, т.е. материалы приходуются условно без записи на склад. Указанная запись позволяет включить эти материалы в балансовые показатели.

     По  мере поступления этих ценностей  бухгалтерия получит приходные  ордера складов, оприходует их на склад и на группу по строке регистрации этого счета в не законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала-ордера № 6 по окончании месяца эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.

     При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи  или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами  поставщика, которые оформляются  актом  
(ф. № М-7). Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам организации или по договорным (отпускным ценам), а затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка; отдел маркетинга сообщает поставщику об излишках и просит выставить расчетные документы. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензии к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется пропорционально массе груза, а суммы наценок, скидок – пропорционально стоимости груза.

    1.6 Учет неотфактурованных поставок

     Запасы, поступившие на склад без расчетных  документов поставщиков (неотфактурованные  поставки), оформляются актом о  приемке материалов типовой ф. N 7 как поставки, имеющие количественные и качественные расхождения с  данными сопроводительных документов поставщика.[ 31]

     Акт в двух экземплярах составляет приемная комиссия (в составе, установленном  приказом по организации, с обязательным участием материально-ответственного лица). В приемном акте делается запись «Неотфактурованные поставки» и производится оценка полученных запасов по учетным ценам.

     После оприходования запасов приемные акты передаются с приложением имеющихся  документов в бухгалтерию. В дальнейшем второй экземпляр акта необходимо направить  поставщику для подтверждения принятия запасов и отсутствия претензий.

     В бухгалтерии стоимость запасов, поступивших как неотфактурованные  поставки, отражается в специальной  ведомости учета неотфактурованных  поставок (см. таблицу 2). В данной ведомости  запасы, поступившие на склад, отражаются по учетным ценам по их видам и поставщикам. Ведомость открывается на год и служит регистром аналитического учета поставок. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2-Ведомость  учета неотфактурованных поставок

Дата Номер приходного ордера Отправитель груза или поставщик Код материала Количество  материала Сумма по приходному ордеру, руб. Счет Отметки о поступлении счетов-фактур (сторно соответствующие суммы из приходных  ордеров), руб. Справка
январь февраль март апрель май июнь  и т.д. счет  поставщика Номер записи суммы в регистре
дата
А Б В Г 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 21
    Сальдо на 01.03                          
26.02 16 Завод № 2 металл 12 т 1680 10 - - 1680 - - - 03 182 14
27.02 27 Завод № 10 плиты 20 кв. м 1340 10 - - 1340 - - - 03 195 15
    Итого     3020   - - 3020 - - -      

Информация о работе Совершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками