Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление недостатков и проблем в организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками;
исследовать порядок документального оформления операций по учету расчетов;
отразить особенности синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
выявить преимущества автоматизации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
раскрыть понятие дебиторской и кредиторской задолженности, а также значение и задачи экономического анализа;
проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской
задолженности;
ВВЕДЕНИЕ….. ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Нормативно-законодательная база по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1. Основные нормативные документы……..……………………………..5
1.2. Формы расчетов…………………………………………….……………6
1.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………..….8
1.4. Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности…...15
1.5. Порядок учета материалов в пути……………………………………..17
1.6. Учет неотфактурованных поставок…………………..……………….18
ГЛАВА 2. Организация бухгалтерского учета расчетов с поставщиками
и подрядчиками на примере предприятия ОАО «СОЗ».
2.1. Экономическая характеристика предприятия…………..…………...20
2.2. Учетная политика предприятия……………………..………………...26
2.3. Особенности документального оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками, аналитический учет……………………………..29
2.4. Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……32
2.5. Автоматизированная обработка учетной информации…………...….35
ГЛАВА 3. Мероприятия по совершенствованию учета расчетов с
поставщиками и подрядчиками…………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….……52
На
счете 60 задолженность отражается в
пределах сумм акцепта. При обнаружении
недостач по поступившим товарно-
Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду электроэнергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.
Учет выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками и контроля за их состояниями. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного или других счетов в банках. Эти операции оформляются бухгалтерской записью: Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 50, 51, 52, 55.
Перечисленные авансы поставщикам и подрядчикам учитываются по дебету этого счета до тех пор, пока не будут полностью выполнены и документально оформлены поставка материально-производственных запасов или объем предусмотренных договором работ и услуг.
При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком на расчетный счет покупателя. Такая операция оформляется платежным поручением, в котором обязательно должно быть указано основание (номер и дата платежного поручения, по которому зафиксировано получение аванса, а также договора). Возврат поставщиком неиспользованной суммы авансов оформляется бухгалтерской записью: Дебет 50, 51, 52, 55 Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Таблица 1- Типовые бухгалтерские проводки по счету 60.
Дебет | Кредит | Содержание хозяйственной операции |
А. По дебету счета: | ||
60 | 50 | Погашена задолженность перед поставщиком (подрядчиком) из кассы организации |
60 | 50 | Выдан поставщику (подрядчику) аванс из кассы организации |
60 | 51 | Погашена задолженность перед поставщиком (подрядчиком) безналичными денежными средствами |
60 | 51 | Перечислен поставщику (подрядчику) аванс с расчетного счета |
60 | 52 | Погашена задолженность перед поставщиком (подрядчиком) в иностранной валюте |
60 | 52 | Перечислен поставщику (подрядчику) аванс в иностранной валюте |
60 | 55-1 | Сумма использованного аккредитива списана на расчеты с поставщиком |
60 | 55 | Перечислен поставщику (подрядчику) аванс со специального счета в банке |
60 | 60 | Сумма ранее перечисленного аванса зачтена в счет погашения задолженности перед поставщиком. |
60 | 62 | Произведен зачет встречных однородных требований |
60 | 66 | Задолженность перед поставщиком (подрядчиком) переоформлена в краткосрочный заем |
60 | 67 | Задолженность перед поставщиком (подрядчиком) переоформлена в долгосрочный заем |
60 | 76 | Произведен зачет встречных однородных требований |
60 | 76-2 | Сумма признанной претензии удержана из средств, подлежащих уплате поставщику |
60 | 79-2 | Головное отделение
организации списало |
60 | 79-2 | Филиал, выделенный на отдельный баланс, списал задолженность перед поставщиком за товары (работы, услуги), оплаченные головным отделением организации (в учете филиала) |
60 | 91-1 | Сума непогашенной кредиторской задолженности включена в состав прочих доходов в связи с истечением срока исковой давности |
60 | 91-1 | Положительная курсовая разница по дебиторской задолженности в иностранной валюте включена в состав прочих доходов |
60 | 99 | Задолженность перед поставщиком, списанная в результате чрезвычайных обстоятельств, учтена в составе доходов организации |
Б. По кредиту счета: | ||
07 | 60 | Оприходовано оборудование, требующее монтажа |
08 | 60 | Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные внеоборотные активы |
08 | 60 | В стоимости внеоборотных активов учтены расходы, связанные с их покупкой (транспортные расходы, затраты на оплату информационных и консультационных услуг и т.п.) |
10 | 60 | Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков |
10 | 60 | В стоимости материалов учтены расходы, связанные с их покупкой (транспортные расходы, затраты на оплату информационных и консультационных услуг и т.п.) |
11 | 60 | Оприходованы животные, поступившие от поставщиков |
15 | 60 | Учтена покупная
стоимость материально- |
15 | 60 | Учтены расходы
по заготовке материально- |
19 | 60 | Учтен НДС по оприходованным материальным ценностям и нематериальным активам |
19 | 60 | Учтен НДС по выполненным работам (оказанным услугам) |
20 | 60 | Стоимость работ (услуг), выполненных подрядчиками, учтена в затратах основного производства |
23 | 60 | Стоимость работ (услуг), выполненных подрядчиками, учтена в затратах вспомогательного производства |
25 | 60 | Стоимость работ (услуг), выполненных подрядчиками, учтена в составе общепроизводственных расходов |
26 | 60 | Стоимость работ (услуг), выполненных подрядчиками, учтена в составе общехозяйственных расходов |
28 | 60 | Стоимость работ (услуг) подрядчиков включена в расходы по исправлению брака |
29 | 60 | Стоимость работ (услуг), выполненных подрядчиками, учтена в затратах обслуживающего производства |
41 | 60 | Оприходованы товары, поступившие от поставщиков |
41 | 60 | В стоимости товаров учтены расходы, связанные с их приобретением |
44 | 60 | Стоимость работ и услуг, связанных с процессом продажи продукции (товаров), включена в состав расходов на продажу |
50 | 60 | Поставщик вернул излишне уплаченные ему денежные средства в кассу организации |
50 | 60 | Поставщик вернул аванс в кассу организации |
51 | 60 | Поставщик вернул излишне уплаченные ему денежные средства на расчетный счет организации |
51 | 60 | Поставщик вернул аванс на расчетный счет организации |
52 | 60 | Поставщик вернул излишне уплаченные ему денежные средства на валютный счет организации |
52 | 60 | Поставщик вернул аванс на валютный счет организации |
55 | 60 | Поставщик вернул излишне уплаченные ему денежные средства на специальный счет в банке |
55 | 60 | Поставщик вернул аванс на специальный счет в банке |
76-2 | 60 | Отражена сумма претензии, предъявленной поставщику |
79-2 | 60 | Головное отделение организации оплатило счета поставщиков за услуги, оказанные филиалу, выделенному на отдельный баланс |
79-2 | 60 | Филиал, выделенный
на отдельный баланс, оплатил счета
поставщиков за услуги, оказанные
головному отделению |
91-2 | 60 | Приняты к оплате счета различных организаций за услуги, связанные с выбытием прочих активов (основных средств, материалов и т.п.) |
91-2 | 60 | Затраты по оплате услуг сторонних организаций, связанные с получением операционных и внереализационных доходов, учтены в составе прочих расходов |
91-2 | 60 | Списаны суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, а также суммы других долгов, нереальных для взыскания (если ранее под эту задолжен-ность не был создан резерв по сомнительным долгам) |
91-2 | 60 | Отражена отрицательная курсовая разница по кредиторской задолженности в иностранной валюте |
94 | 60 | Отражена недостача
при приемке товарно- |
97 | 60 | Отражена задолженность перед поставщиками (подрядчиками) за выполненные работы (оказанные услуги), затраты на которые учитываются как расходы будущих периодов |
Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты, которых не наступил; поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам с просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 обособленно.
При журнально-ордерной форме учета учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6. В этом журнале синтетический учет сочетается с аналитическим. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ведется в ведомости №. 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.
Как отмечалось ранее, в составе счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» немалый удельный вес занимают расчеты за работы и услуги. Отличительной особенностью их является то, что не всегда стоимость оказанной услуги или выполненной работы можно сразу отнести к тому или иному виду затрат (прямые, общепроизводственные, общехозяйственные и т.п.) и распределить между потребителями внутри организации (подразделениями).[ 13: с 129] Например, стоимость электроэнергии, воды, газа и др. Поэтому одновременно с регистрацией документов, подтверждающих стоимость оказанных услуг (работ), их оплату, бухгалтерия должна иметь распределительные документы внутреннего характера об объеме и стоимости полученных услуг каждым потребителем. С этой целью бухгалтерия может накапливать информацию об объеме, виде и стоимости полученных услуг каждым из них в отдельных регистрах в разрезе статей затрат (содержание зданий, сооружений, оборудования, охрана труда и т.д.)
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им подотчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые являются должниками данной организации, называются дебиторами.[ 16: с 364]
Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.
Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательствами по распределению. Кредиторов, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.
В
бухгалтерском балансе
Исковая давность – это срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено.
Согласно
ГК РФ общий срок защиты имущественных
прав составляет
3 года. Для правильного исчисления срока
исковой давности решающее значение имеет
установление начального момента течения
срока давности. Течение срока исковой
давности начинается со дня, когда лицо
узнало или должно было узнать о нарушении
своего права.
По обязательствам с определенным сроком исковой давности течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. В этот момент кредитору уже известно, что обязательство должно быть исполнено и, что исполнение не последовало.
Помимо общего срока исковой давности законом предусмотрено и применение сокращенных или более длительных (по сравнению с общим сроком) сроков исковой давности. Например, ст. 181 ГК РФ для признания сделок ничтожными устанавливает более длительный срок – 10 лет, а для признания сделок оспоримыми – 1 год.
Статьей 199 ГК РФ введено новое правило, согласно которому предприятие вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих прав и по истечении срока исковой давности при условии, что другой стороной не сделано заявление о применении исковой давности до вынесения судом решения.
Исковая давность не распространяется:
Материалами в пути считаются поставки, по которым организация акцептовала (приняла к оплате) документы поставщика. При этом право собственности на МПЗ перешло к покупателю, но они на склад еще не поступили. К учету принимаются [ 13: с128] акцептованные товаро- сопроводительные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.
В журнале-ордере № 6 указанные платежные документы регистрируются в течение месяца в графе «За не прибывший груз» и в графе «Акцепт». По окончании месяца ниже показателя «Итого поступило» фиксируется сумма стоимости материалов по соответствующим группам, оставшихся в пути на конец месяца, т.е. материалы приходуются условно без записи на склад. Указанная запись позволяет включить эти материалы в балансовые показатели.
По мере поступления этих ценностей бухгалтерия получит приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу по строке регистрации этого счета в не законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала-ордера № 6 по окончании месяца эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.
При
расчетах с поставщиками за материальные
ценности могут быть выявлены недостачи
или излишки фактически поступившего
количества по сравнению с документами
поставщика, которые оформляются
актом
(ф. № М-7). Излишки приходуются по акту
и расцениваются по учетным ценам организации
или по договорным (отпускным ценам), а
затем учитываются в журнале-ордере №
6 отдельной строкой как неотфактурованная
поставка; отдел маркетинга сообщает поставщику
об излишках и просит выставить расчетные
документы. В случае выявления недостач
бухгалтерия рассчитывает их фактическую
себестоимость и предъявляет претензии
к поставщику. Сумма железнодорожного
тарифа при этом распределяется пропорционально
массе груза, а суммы наценок, скидок –
пропорционально стоимости груза.
Запасы, поступившие на склад без расчетных документов поставщиков (неотфактурованные поставки), оформляются актом о приемке материалов типовой ф. N 7 как поставки, имеющие количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика.[ 31]
Акт в двух экземплярах составляет приемная комиссия (в составе, установленном приказом по организации, с обязательным участием материально-ответственного лица). В приемном акте делается запись «Неотфактурованные поставки» и производится оценка полученных запасов по учетным ценам.
После оприходования запасов приемные акты передаются с приложением имеющихся документов в бухгалтерию. В дальнейшем второй экземпляр акта необходимо направить поставщику для подтверждения принятия запасов и отсутствия претензий.
В
бухгалтерии стоимость запасов,
поступивших как
Таблица 2-Ведомость
учета неотфактурованных
Дата | Номер приходного ордера | Отправитель груза или поставщик | Код материала | Количество материала | Сумма по приходному ордеру, руб. | Счет | Отметки о поступлении счетов-фактур (сторно соответствующие суммы из приходных ордеров), руб. | Справка | |||||||
январь | февраль | март | апрель | май | июнь и т.д. | счет поставщика | Номер записи суммы в регистре | ||||||||
дата | № | ||||||||||||||
А | Б | В | Г | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 21 |
Сальдо на 01.03 | |||||||||||||||
26.02 | 16 | Завод № 2 | металл | 12 т | 1680 | 10 | - | - | 1680 | - | - | - | 03 | 182 | 14 |
27.02 | 27 | Завод № 10 | плиты | 20 кв. м | 1340 | 10 | - | - | 1340 | - | - | - | 03 | 195 | 15 |
Итого | 3020 | - | - | 3020 | - | - | - |
Информация о работе Совершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками