Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 00:38, дипломная работа
Рассмотрены актуальные вопросы по учету основных средств и совершенствование на примере коммерческой организации ООО "НПХ"
— неотражение в учете источника финансирования вложений в основные средства;
— неправомерное ускоренное начисление амортизации основных средств и др.
По окончании аудиторской проверки просматриваются все рабочие документы, проверяется качество проведения аудиторских процедур и правильность сделанных выводов, а также соблюдение требований аудиторских стандартов.
Итогом проверки является письменная информация руководству.
Письменная информация передается главному бухгалтеру.
По договоренности подготавливается предварительный вариант письменной информации с требованиями по устранению обнаруженных недостатков. Выполнение этих требований является обязательным для последующего представления положительного аудиторского заключения.
Подготовленный окончательный вариант письменной информации передается в организации в те же сроки, что и аудиторское заключение.
В аудиторской практике применяются следующие виды аудиторского заключения:
1) аудиторское заключение
с выражением безоговорочно
2) модифицированное аудиторское заключение:
— аудиторское заключение с выражением мнения, не являющегося безоговорочно положительным;
— аудиторское заключение с отрицательным мнением;
— аудиторское заключение с отказом от выражения мнения.
Безоговорочно положительное мнение выражается, если аудитор приходит к заключению о том, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности в Российской Федерации.
Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:
• факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.
При определенных обстоятельствах аудиторское заключение модифицируется посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей на финансовую отчетность, но рассмотренной в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудиторское заключение модифицируется посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, не оказывающей существенного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и не раскрытой (или недостаточно полно раскрытой) или раскрытой некорректно в пояснениях к этой отчетности.
Аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую.
Таблица 3.2
Структура аудиторского заключения
Вводная часть |
Часть, описывающая объем аудита |
Часть, содержащая мнение аудитора |
- Период, за который проводится проверка. - Состав проверяемой отчетности.
- Цель аудиторской проверки. - Обязанности аудитора по договору. - Ответственность руко-водителя
предприятия за подготовку |
- Нормативная база аудиторской проверки. - Объем аудита. - Выборочный метод проверки. - Описание основных аудиторских процедур. - Заявление аудитора
о получении достаточных |
- Оценка принципов
и порядка ведения - Мнение аудитора о
достоверности бухгалтерской ( |
В итоговой части аудиторского заключения четко указываются основные принципы и методы (применяемый порядок) ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.
Аудиторское заключение подписывают руководитель аудиторской фирмы (или лицо, уполномоченное руководителем) и аудитор, проводивший проверку. Заключение заверяют печатью аудиторской фирмы.
Аудиторы указывают в аудиторском заключении дату, когда был завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудиторы учли влияние, которое оказали влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность события и операции, имевшие место с даты окончания проведения аудита до даты подписания аудиторского заключения.
Для разработки плана аудиторской проверки необходимо получить достаточное понимание процедур (средств) контроля.
Для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета составляется программа тестов средств контроля. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля.
Тесты средств контроля выполняются с целью получения аудиторских доказательств относительно эффективности:
Тесты в ООО «НКХП» представляют собой перечень совокупности действий для выполнения проверки (прил. 9).
После процедуры оценки системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета принимается решение о надежности систем и на их основе планируются соответствующие аудиторские процедуры.
В ООО «НКХП» уровень оценки системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета принимается как низкий, поэтому перечень аудиторских мероприятий (процедур) принимается довольно широкий.
Абсолютную точность данных проверяемой бухгалтерской отчетности, ее достоверность во всех существенных аспектах определяет уровень существенности - предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности не сможет делать на ее основании правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Аудиторская проверка учета основных средств в ООО «НКХП» проводится на основе составленного сводного общего плана и сводной программы аудита (прил. 10, 11).
В процессе аудита бухгалтерского учета основных средств выясняется, выполняются ли при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств условия, сформулированные в ПБУ 6/01.
В целях подтверждения надлежащего оформления прав собственности организации на объекты основных средств изучаются договора на создание, приобретение, передачу объектов основных средств, в необходимых случаях — и свидетельства о регистрации сделок в соответствии с законодательством. Особое внимание уделяется проверке сохранности и наличия основных средств.
Выясняется правильность оценки основных средств, поскольку от этого зависят расчеты с бюджетом по налогу на имущество, а также достоверность отражения финансовых результатов организации и составления отчетности. Для проведения проверки привлекаются первичные документы, формы которых унифицированы.
Проверка условий хранения и эксплуатации основных средств начинается с получения сведений о том, за кем закреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. Для этого проводится осмотр производственных помещений и опрос сотрудников предприятия. В процессе изучения учетных данных устанавливается наличие объектов основных средств по отдельным классификационным группам (производственные, непроизводственные, собственные и арендуемые и т.д.) и местам размещения (подразделениям и материально-ответственным лицам).
С целью выяснения правильности организации аналитического учета основных средств обращаем внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, на сроки поступления и оприходования основных средств. Эти данные сопоставляем с записями по счету 01 и информацией инвентарных карточек. При расхождении данных аналитического и синтетического учета определяются их причины, виновные лица и экономические последствия.
Далее проверяем: подвергались ли переоценке основные средства или их часть; не производилась ли переоценка, каким способом производилась переоценка (путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам); имеется ли документальное подтверждение рыночных цен; выборочно проверяется правильность расчетов; менялась ли степень износа после проведения переоценки, отражены ли результаты переоценки в инвентарных карточках, правильно ли отражены результаты переоценки в бухгалтерском учете, учтены ли результаты переоценки при составлении отчетности.
Проверка правильности переоценки основных средств в зависимости от их количества осуществляется сплошным порядком или выборочно. Для этого путем прослеживания первичных документов, проверки арифметических расчетов, обоснованности примененных коэффициентов определяется восстановительная стоимость объектов и сравнивается со стоимостью указанной в ведомости переоценки.
Поступление объектов
основных средств проверяется
с точки зрения законности, целесообразности
и правильности отражения в
учете. При этом объем
Проверка типичных операций проводится выборочным путем, а нетипичных - сплошным методом.
Если, организация приобретала основные средства за плату, проверяется правильность отражения НДС на счетах бухгалтерского учета или его включения в первоначальную стоимость объекта в случаях, когда организация не является плательщиком НДС.
Методом прослеживания устанавливается:
- выделен ли НДС в договоре, в первичных документах поставщиков, в расчетных документах организации;
- имеется ли счет-фактура
на приобретенные основные
- для каких целей приобретен объект основных средств, поскольку от этого зависит порядок отражения налоговых вычетов по НДС.
Взятые в аренду объекты основных средств проверяются на правильность начисления, перечисления и отражения в учете арендной платы за арендуемое имущество. Для этого изучаются договоры аренды и данные учетных регистров по счетам 20, 26, 51, 76, 84 и др. Обращается внимание на такие договора, которые заключены с физическими лицами.
Особому контролю подвергаются операции по выбытию основных средств (реализация на сторону, иное в виде вклада в уставный капитал, передача по договору дарения, ликвидация, передача в аренду). Эти операции целесообразно подвергать сплошной проверке путем изучения первичных документов (актов списания, актов приемки-передачи, накладных, счетов-фактур и др.) и регистров аналитического и синтетического учета (инвентарных карточек, ведомостей, машинограмм и др.).
При проверке выбытия основных средств обращается внимание на правильность составления счетов-фактур и их регистрацию в книге продаж, выясняется, правильно ли начислены и уплачены налоги на добавленную стоимость и на прибыль.
При анализе фактов ликвидации пришедших в негодность объектов основных средств, выясняются причины списания, законность и целесообразность этой операции, порядок ликвидации и оприходования образующихся запасных частей, материалов и др. Для подтверждения правильности корреспонденции счетов, сравниваются бухгалтерские проводки, указанные в учетных регистрах предприятия и схемах корреспонденции счетов.
В процессе проведения аудита амортизационных отчислений осуществляется проверка правильности начисления амортизации по отдельным объектам основных средств и в целом расчет за отчетный период.
Проверяется перечень объектов основных средств, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения, в частности:
— с истекшими нормативными сроками эксплуатации;
— по которым амортизация не начисляется;
— находящихся на консервации;
— по которым начисление амортизация приостановлено;
— по которым применяется ускоренная амортизация;
— непроизводственного назначения;
— используемых организацией по договору аренды;
— переданных организацией в аренду.
Путем арифметического пересчета сумм амортизационных отчислений по отдельным объектам и сопоставления полученных результатов с данными разработочных таблиц расчета амортизации, анализа указанной в учетных регистрах корреспонденции счетов выясняется правомерность применения методики расчета и норм амортизации и определение величины амортизационной стоимости объектов.
При проверке правильности учета затрат на ремонт основных средств устанавливается наличие планов и смет на ремонты, акта сдачи-приемки основных средств, договоров подряда, актов технологического осмотра зданий и сооружений, правомерности и своевременности составления этих документов и соблюдение норм расхода материалов, расценок по оплате труда ремонтных рабочих.
В ходе проверки правильности
сформирования проектно-
Проверяется корреспонденция счетов по операциям с ремонтом основных средств.
В процессе подтверждения достоверности проводимой инвентаризации оценивается учетная политика на предмет обоснования сроков и порядка проведения инвентаризации основных средств. Изучаются предоставленные инвентаризационные и сличительные ведомости, описи (ф. № ИНВ-1, ИНВ-10, ИНВ-18), протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, решения руководства организации по итогам проведения инвентаризации.