Совершенствование бухгалтерского учета основных средств в коммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 00:38, дипломная работа

Описание работы

Рассмотрены актуальные вопросы по учету основных средств и совершенствование на примере коммерческой организации ООО "НПХ"

Работа содержит 1 файл

Совершенстсвование бухгалтерского учета основных средств в коммерческой организации.doc

— 629.50 Кб (Скачать)

Предоставление вклада, т.е. непосредственная передача объекта  основных средств в счет вклада в  уставный капитал в размере его  остаточной стоимости, отражается в  бухгалтерском учете по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 01 «Основные средства».

Для учета выбытия  объектов основных средств, в том  числе при их передаче в счет вклада в уставный капитал другой организации, также используется субсчет 01-2 «Выбытие основных средств». В дебет субсчета 01-2 «Выбытие основных средств» переносится первоначальная стоимость передаваемого объекта основных средств, а в кредит - сумма накопленной амортизации.

Учет  выбытия основных средств при  их безвозмездной передаче. Первичными документами, подтверждающими выбытие основных средств при их безвозмездной передаче, являются:

Первичными документами, подтверждающими выбытие объектов основных средств при их безвозмездной  передаче, являются:

- акты о приеме-передаче объектов основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1 а или №ОС-16) с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта;

- счет-фактура на безвозмездно  переданный объект основных средств;

- документы (счета  и счета-фактуры), подтверждающие  расходы, связанные с безвозмездной  передачей объекта основных средств;

- платежно-расчетные  документы, свидетельствующие об  оплате указанных выше расходов.

При безвозмездной передаче имущества цена реализации основных средств равна нулю и у организации будет возникать убыток от такой сделки даже при отсутствии возможных расходов, связанных с безвозмездной передачей основных средств.

Безвозмездная передача основных средств другим организациям и лицам признаете их реализацией на безвозмездной основе и поэтому такая передача должна отражаться через счета реализации.

В связи с этим бухгалтерские  проводки, отражающие операции по безвозмездной  передаче основных средств, практически  аналогичны проводкам, отражающим продажу основных средств. Основное отличие состоит в том, что цена реализации при безвозмездно, передаче объектов основных средств равна нулю.

Для учета выбытия  объектов основных средств при их безвозмездной передаче также используется субсчет 01-2 «Выбытие основных средств».

В дебет субсчета 01-2 переносится  первоначальная стоимость выбывающего  объекта, а в кредит - сумма накопленной  амортизации.

Выбытие основных средств  в ООО «НКХП» происходит в различных случаях, основными из которых являются:

- списание основных  средств из-за морального и  физического износа;

- ликвидация основных  средств при авариях, стихийных  бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

- продажа (реализация) основных средств;

- передача основных  средств в обмен на другое имущество;

- недостача и порча  основных средств, выявленные  при проведении инвентаризации;

- частичная ликвидация  основных средств при выполнении  работ по реконструкции и др.

Определение непригодности  объектов основных средств к дальнейшему  использованию, невозможность или неэффективность его восстановления, а также оформление документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) осуществляет постоянно действующая комиссия созданная приказом руководителя. В ее состав входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер), зам. руководителя, главный инженер, главный технолог и др. Для участия в работе комиссии приглашаются представители соответствующих инспекций.

В компетенцию комиссии входит:

- осмотр объекта, подлежащего  списанию с использованием необходимой  технической документации, а также  данных бухгалтерского учета,  установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

- установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);

- выявление лиц, по  вине которых произошло преждевременное  выбытие объектов основных средств  из эксплуатации, внесение предложений  о привлечении этих лиц к  ответственности, установленной  действующим законодательством;

- возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка, исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;

- составление акта  на списание основных средств.

Решение комиссии о списании объекта основных средств оформляется  актами соответствующей формы: на списание объекта основных средств (прил. 7), на списание зданий и сооружений, на списание машин, оборудования и транспортных средств, на списание производственного и хозяйственного инвентаря.

В данных актах отражается первоначальная стоимость объекта, сумма износа на момент выбытия, указываются  выводы и решения комиссии по вопросам, входящим в ее компетенцию, и т. п. Акты утверждаются руководителем предприятия. На основании оформленного акта на списание основных средств в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта.

Продажа, безвозмездная  передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, и передача организацией основных средств в собственность другого юридического или физического лица, совершаемая по договору мены, оформляется актом (накладной) приемо-передачи основных.

Ликвидация отдельных  частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, оформляется в порядке, изложенном выше. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета сериалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.

 

Таблица 2.6

Отражение в бухгалтерском  учете хозяйственной операции по продаже объекта основных средств  в ООО «НКХП»

№ п/п

Содержание хозяйственных  операций

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Наименование документа

Дебет

Кредит

1.

Отражена продажная стоимость Автомобиля ГАЗ 310290 (включая НДС)

62

91-1

24684-00

Договор купли-продажи, счет-фактура 

2.

Отражена сумма НДС  от продажной стоимости Автомобиля ГАЗ 310290

 

91-2

 

68-1

3765-35

Счет-фактура

3.

Списана первоначальная стоимость Автомобиля ГАЗ 31029

01-2

01-1

43175-00

Акт о приеме-передаче объекта основных средств 

4.

Списана сумма амортизации, начисленная по Автомобилю ГАЗ 31029 к  моменту продажи

 

 

02

 

 

01-2

 

37974-29

Бухгалтерская справка

5.

Списана остаточная стоимость  Автомобиля ГАЗ 310290

 

91-2

 

01-2

5200-71

Счет-фактура

Бухгалтерская справка

6

Списана недоамортизированная часть стоимости Автомобиля ГАЗ 310290

 

 

91-2

 

 

68-3

3765-35

Бухгалтерская справка

6.

 Определен финансовый  результат (прибыль) от продажи Автомобиля ГАЗ 310290 (в составе конечного финансового результата)

 

 

 

91-9

 

 

 

99

15717-94

Бухгалтерская справка

7.

 Получена оплата  за проданный Автомобиль ГАЗ  310290 (включая НДС)

 

51

 

62

24684-00

Платежное поручение


 

Таблица 2.7

Отражение в бухгалтерском  учете хозяйственной операции по списанию объектов основных средств по причине неустранимых поломок, неисправности в ООО «НКХП»

№ п/п

Содержание хозяйственных  операций

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Наименование документа

Дебет

Кредит

1.

 Списана первоначальная стоимость объектов основных средств при их ликвидации

01-2

01-1

50000-01

Акт о списании объектов основных средств, бухгалтерская справка

2.

Списана сумма амортизации, начисленная по объектам основных средств  на дату списания

02-2

01-2

50000-01

Бухгалтерская справка


 

В 2008 году основные фонды в ООО «НКХП» выбывали по причине списания. Выбыло всего основных фондов на сумму 48 тыс. руб. Из них на 6 тыс. руб. здания, на сумму 32 тыс. руб. сооружения, на сумму 10 тыс. руб. машины и оборудование.

2.7. Аналитический  учет, раскрытие информации в  отчетности основных средств

 

Для осуществления пообъектного аналитического учета в бухгалтерии  организации на каждый объект основных средств заведена индивидуальная инвентарная карточка типовой формы: инвентарная карточка учета основных средств типовой формы (для зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств, инвентаря производственного и хозяйственного) (прил. 8).

Инвентарные карточки содержат необходимую экономическую и  техническую информацию об объектах, на которые они заведены. Записи в них производят на основании первичных документов по поступлению, внутреннему перемещению, использованию и выбытию основных средств, а также технической документации.

В бухгалтерии на основании  инвентарных карточек формируется картотека основных средств. Карточки в ней располагаются по группам, исходя из принятой классификации. Для отражения изменений, происходящих с объектами, по каждой группе используются карточки учета движения основных средств. В них отражаются в суммовом выражении данные о наличии, поступлении и выбытии инвентарных объектов за каждый месяц с выведением итоговых значений по окончании отчетных периодов, а также данные о суммах начисленной амортизации и затратах на ремонт по соответствующей выделенной в картотеке группе. Карточки учета движения основных средств исполняют роль счетов аналитического учета движения основных средств.

Ежемесячно итоговые данные инвентарных карточек сверяются  с данными синтетического учета. При отсутствии расхождений на их основании в конце года формируется отчетность в части раскрытия информации о наличии и движении основных средств.

Все факты движения основных средств оформляются документацией, которая вся относится к унифицированной.

Формы утверждены и согласованы:

1. Постановлением Государственного  комитета Российской Федерации  по статистике от 21.01.2003 года.

2. Министерством финансов  Российской Федерации и Министерством  экономического развития и торговли  Российской Федерации.

 

Таблица 2.8

Перечень применяемых в ООО «НКХП» унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств

Номер формы ОС-1

Наименование формы

Акт о приеме - передаче объекта основных средств ( кроме  зданий, сооружений)

Формат А4Ь

ОС-1а

Акт о приеме - передаче здания (сооружения)

А4Ь

ОС -16

Акт о приеме - передаче групп объектов основных средств ( кроме  зданий, сооружений)

2А4

ОС -2

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

А41_

ОС-3

Акт о приеме - сдаче  отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств

А4Ь

ОС -4

Акт о списании объекта  основных средств (кроме автотранспортных средств)

А4Ь

ОС 4а

Акт о списании автотранспортных средств

А4Ь

ОС -6

Инвентарная карточка учета  объекта основных средств

А4

ОС -66

Инвентарная книга учета  объектов основных средств

2А4Ь

ОС -14

Акт о приеме (поступлении) оборудования

А4Ь

ОС -15

Акт о приеме - передаче оборудования в монтаж

А4Ь

ОС -16

Акт о выявленных дефектах оборудования

А4


 

В бухгалтерскую службу организации первичные документы сдаются в установленные сроки. В бухгалтерии подвергаются контролю по существу и законности совершенных операций, правильности оформления.

Недостатком является то, что не определен приказом руководителя круг лиц, на которых возлагается  ответственность на сохранность и перемещение объектов основных средств, за правильное и своевременное оформление этих операций. На некоторых первичных документах отсутствуют подписи ответственных лиц за сохранность объектов основных средств. В некоторых актах на поступившие основные средства дата их оформления стоит гораздо позже даты указанной в счетах-фактурах и накладных от поставщиков, что означает, что на поступившие основные средства не сразу составляется акт приемо-передач.

Информация о работе Совершенствование бухгалтерского учета основных средств в коммерческой организации