Система «Директ-костинг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию полной себестоимости является подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируются и учитываются неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать в себя только прямые затраты, только переменные, зависящие от изменения объемов производства; она может калькулироваться на основе только производственных расходов, то есть расходов, связанных с изготовлением данной продукции выполнением работ или оказанием услуг, даже если они косвенные.

Содержание

Введение 3
1. Система «Директ-костинг» как важнейшая характеристика управленческого учета 5
1.1 Организация учета затрат по системе «директ-костинг» 5
1.2 Проблематика классификации затрат на постоянные и переменные 10
1.3 Особенности системы «Директ-костинг». Преимущества и недостатки 15
2. Учет и калькулирование усеченной себестоимости 19
2.1 Простой «Директ-костинг» 19
2.2 Развитой «Директ-костинг» 23
3. Возможности системы «Директ-костинг» в отечественном учете 27
3.1 Организация управленческой бухгалтерии по системе «Директ- костинг» 28
3.2 Целесообразность применения системы «Директ-костинг» 32
3.3 Калькулирование в отечественном учете по системе «Директ-костинг» 36
Заключение 39
Список используемой литературы 41

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 65.26 Кб (Скачать)

    В управленческом учете используются два варианта простого "директ-костинга": американская методика и французская  методика.

    Американская  методика "директ-костинга" предусматривает  следующие этапы определения  чистого результата:

    • объем реализации;

    • минус переменная себестоимость  проданных изделий;

    • производственная маржа;

    • минус переменные расходы по реализации;

    • торговая маржа;

    • минус постоянные расходы по производству, по реализации и рекламе,

    административные, исследовательские;

    • результат-нетто.

    Французская методика "директ-костинга" базируется на следующих принципах расчета  результата:

    • объем реализации;

    • минус переменная себестоимость  проданных изделий (производства и  реализации);

    • маржа с переменных затрат;

    • минус постоянные (структурные) затраты  периода;

    • результат-нетто.

    Сущность  принятия управленческих решений на базе "директ-костинга" (роль данного  метода в данном процессе) сводится к трем основным положениям - управленческий анализ и принятие решений основываются на показателе реализации. Вследствие этого объем деятельности предприятия, определенный по данному методу, измеряется в показателях реализации, а не производства;

    • все постоянные затраты периода  должны быть возмещены доходом от проданных изделий и только им;

    • поскольку сумма постоянных затрат возмещается за счет реализации,

    готовые изделия и незавершенное производство оцениваются только по переменным затратам. Отсюда постоянные затраты не отражаются в запасах.

    Большинство экономистов отмечают две тенденции  применения "директ-костинга":

    • постоянные расходы имеют тенденцию  становиться переменными по мере

того, как  объемы производства и реализации продукции  увеличиваются а переменные расходы  имеют тенденцию становится по мере того, как производство и реализация сокращаются;

• практическое применение рассматриваемого метода тесно  переплетается с применением  методов, основанных на исчислении нормативной  себестоимости, в частности со "стандарт-костингом".

    Простой "директ-костинг" базируется на следующих  принципах:

    • затраты подразделяются по элементам  на постоянные и переменные;

    • себестоимость произведенных и  реализованных изделий исчисляется 

    только  на основе распределения переменных (операционных) затрат;

    • сравнение полученной таким образом  переменной себестоимости с ценой  реализации в целях определения  разницы, называемой маржей с переменных затрат;

    • возмещение постоянных затрат за счет различных марж с переменной себестоимости  для определения результата деятельности и рентабельности предприятия.

    Таким образом, согласно методу переменных затрат (простой "директ-костинг") определяется маржа с переменной себестоимости, которая представляет собой излишек  выручки от реализации по сравнению  с переменными затратами:

    маржа с перемен. себестоим. = объем реализац. - переменные затраты

    Когда маржа с переменных затрат позволяет  возместить сумму постоянных затрат, предприятие достигает "мертвой  точки", или порога рентабельности, то есть финансовый результат равен  нулю.

    Основы  данного метода - это:

    • постоянная направленность учета на конечный результат, то есть определение  маржи по изделиям, в целом по предприятию и производственному  результату (прибыли или убытки);

    • учет по изделиям только переменных затрат и определение переменной себестоимости  по изделиям;

    • учет постоянных затрат в целом по предприятию и их отнесение на уменьшение маржи в целях определения  производственного результата;

    • определение маржи по изделиям как  базы процесса оперативного управления ценами и ценообразованием.

    Если  предприятие производит много изделий, то метод переменных затрат позволяет  измерить "вклад" каждого изделия  в возмещение постоянных затрат и  формирование общего уровня рентабельности. Кроме того, этот метод в условиях рыночной экономики дает возможность  проводить политику развития торговли в зависимости от заданных ориентиров на основе определения минимального объема реализации, то есть критического объема реализации, или порога рентабельности различных товаров.

    Понятие "вклад продукта" получило широкое  распространение в практике "директ-костинга", оно позволяет определить, что  каждый продукт приносит предприятию. Эта учетная категория позволяет  лучше измерить рентабельность продукта или группы продуктов, индивидуализируя затраты, которые к нему относятся. При таком методе отклоняются  от строгого соблюдения переменной себестоимости, так как себестоимость включает не только переменные затраты, но и  часть прямых постоянных затрат. Это  дает возможность улучшить технику  исчисления себестоимости, а сам  метод был назван развитым "директ-костингом".

2.2 Развитой "директ-костинг"

    Практическое  применение простого "директ-костинга" было построено на аксиоме: каждое изделие, центр ответственности вносят особый вклад в результаты деятельности предприятия, но только предприятие  как юридическое лицо может получить прибыль или понести убыток. Другими  словами, отказывались от определения  чистого результата по изделиям, центрам  ответственности, а ограничивались исчислением маржи, за счет которой  списывали постоянные расходы.

    По  мере внедрения простого "директ-костинга" выяснилось, что некоторые специфические  постоянные расходы могут быть отнесены прямо без условного распределения  на соответствующие изделия, их группы, центры ответственности, сегменты деятельности, то есть концепция юридического лица постепенно менялась в бухгалтерском  учете и возникло понятие полумаржи как разницы маржи и соответствующей суммы прямых постоянных расходов. Понятие полумаржи экономически приближается к понятию финансового результата, ибо характеризует компенсацию косвенных постоянных расходов и получение прибыли.

    Второе  коренное отличие развитого "директ-костинга" от простого в том, что модель "затраты - выпуск" стала действовать не только в центрах ответственности на самом предприятии, но и за его пределами, что вызвало необходимость определения финансовых результатов (марж, полумарж) по сегментам деятельности, то есть в маркетинговом аспекте. Развитой "директ-костинг" позволил усилить контроль в общественном производстве, так как обеспечивал получение информации о результатах деятельности каждого подразделения предприятия, а для этого необходимо было точно определить, за что несет ответственность каждое подразделение. Чтобы решить эту проблему, бесспорно, нужно было избегать условного распределения общих расходов, что привело к появлению категории "полумаржа по уровням" (изделие, группа изделий, цех, завод, компания). В связи с этим основой организации учета по методу развитого "директ-костинга" стало выделение сегментов деятельности и определение результатов в управленческом учете по этим сегментам.

    Специалисты, занимающиеся вопросами развитого "директ-костинга", подразделяют сегменты деятельности на две категории:

    Внутренние: изделия, группы изделий, заказы, центры анализа, прибыли, рентабельности, ответственности;

    внешние: секторы покупателей, классы клиентов, заказы, зоны коммивояжеров, графические  зоны реализации, каналы реализации.

    Внедрение развитого "директ-костинга" привело  к отражению в учете нескольких видов марж и полумарж, поскольку в нем использовали пирамидальную систему учета общего (совокупного) результата деятельности. В основе пирамидальной системы лежит иерархия сегментов, которые расположены последовательно по нарастающей. Такая система может быть построена по производственному, реализационному или другим признакам.

    Внедрение в практику развитого "директ-костинга" приводит к тому, что предприятия  в целях повышения эффективности  производства и контроля деятельности центров ответственности все  большую часть постоянных расходов прямо относят на себестоимость  этих центров.

    Разбивка  предприятия на сегменты реализации может оказаться очень полезной в плане ориентации сотрудников, занимающихся маркетингом. Определение  маржи по уровням дает возможность  проведения двойного анализа. С одной стороны, производственную деятельность как бы локализуют и определяют серию марж по сегментам - продуктам. С другой стороны, обособляют распределительную деятельность, определяют и анализируют серию марж по сегментам реализации. В результате, исходя из этих двух критериев, анализируют действие новой экономической модели "продукт - рынок". Каждый продукт (товар) продается на многих рынках. Поэтому целесообразно исчислять маржу по каждому продукту, на каждом рынке.

    Внедрение нормативов в систему "директ-костинга" вызывает меньше проблем, чем исчисление полной себестоимости, так как применение данной системы не требует условного  распределения затрат. Кроме того, не нужно оперировать категориями "единица работы" и "нормальная деятельность", использование которых  сильно затрудняет учет, но которые тем не менее необходимы при системе учета полной себестоимости.

    В управленческом учете главенствующей становится система нормативов. Определяют не только нормативную себестоимость, но и нормативную выручку, так  как это единственное средство соизмерить поступления и расходы и определить нормативную маржу, то есть использовать модель "затраты - выпуск".

    Преимущества  развитого "директ-костинга" очевидны. Особенно эффективно его применение на предприятиях с массовым производством  и относительно сложным, технологическим  процессом, поскольку в этом случае гораздо легче определить маржу  по сегментам деятельности, чем по производственным признакам.

    Основные  новации развитого "директ-костинга":

    • появление категории специфических  прямых постоянных затрат и системы  полумарж и регулирование на этой основе объемов производства и реализации, себестоимости, цен;

    • исчисление результатов (марж) по внешним  сегментам (находящимся за пределами  предприятия), то есть использование  маркетинговых принципов в системе  управленческого учета;

    • пирамидальная (ступенчатая) система  калькулирования на базе данных о  переменных затратах и специфических  прямых постоянных затратах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Возможности системы  "Директ-костинг"  в отечественном  учете

    "Директ-костинг" - западная система управленческого (производственного) учета, возникшая и развивающаяся в условиях рыночной экономики. В нашей стране до настоящего времени была распространена система учета и калькулирования полной себестоимости, система "директ-костинг" практически не применялась. Поэтому среди отечественных авторов, анализирующих западный опыт, в том числе излагающих вопросы "директ-костинга", нет единого мнения о сущности этой системы.

    Многообразие  мнений по данному вопросу вызвано  не только отсутствием опыта применения "директ-костинга" в практике отечественного учета и недостаточной его  изученностью, но и отсутствием единства взглядов среди наших экономистов-бухгалтеров  на содержание и взаимосвязь методов  учета затрат на производство и методов  калькулирования.

    Разнообразие  мнений ученых нашей страны об определении  системы "Директ-костинг" обусловлено  еще и тем, что все они пытаются оценить западную систему учета  с точки зрения методов учета  затрат и калькулирования и подходов к организации учета, принятых у  нас.

    Система "Директ-костинг", как уже было сказано, - это система управленческого (производственного) учета, основанная на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (на изделие) и включающая в себя учет затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также анализ затрат и принятие управленческих решений.

Информация о работе Система «Директ-костинг»