Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 19:26, курсовая работа
Одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию полной себестоимости является подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируются и учитываются неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать в себя только прямые затраты, только переменные, зависящие от изменения объемов производства; она может калькулироваться на основе только производственных расходов, то есть расходов, связанных с изготовлением данной продукции выполнением работ или оказанием услуг, даже если они косвенные.
Введение 3
1. Система «Директ-костинг» как важнейшая характеристика управленческого учета 5
1.1 Организация учета затрат по системе «директ-костинг» 5
1.2 Проблематика классификации затрат на постоянные и переменные 10
1.3 Особенности системы «Директ-костинг». Преимущества и недостатки 15
2. Учет и калькулирование усеченной себестоимости 19
2.1 Простой «Директ-костинг» 19
2.2 Развитой «Директ-костинг» 23
3. Возможности системы «Директ-костинг» в отечественном учете 27
3.1 Организация управленческой бухгалтерии по системе «Директ- костинг» 28
3.2 Целесообразность применения системы «Директ-костинг» 32
3.3 Калькулирование в отечественном учете по системе «Директ-костинг» 36
Заключение 39
Список используемой литературы 41
В управленческом учете используются два варианта простого "директ-костинга": американская методика и французская методика.
Американская методика "директ-костинга" предусматривает следующие этапы определения чистого результата:
• объем реализации;
• минус переменная себестоимость проданных изделий;
• производственная маржа;
• минус переменные расходы по реализации;
• торговая маржа;
• минус постоянные расходы по производству, по реализации и рекламе,
административные, исследовательские;
• результат-нетто.
Французская методика "директ-костинга" базируется на следующих принципах расчета результата:
• объем реализации;
• минус переменная себестоимость проданных изделий (производства и реализации);
• маржа с переменных затрат;
• минус постоянные (структурные) затраты периода;
• результат-нетто.
Сущность принятия управленческих решений на базе "директ-костинга" (роль данного метода в данном процессе) сводится к трем основным положениям - управленческий анализ и принятие решений основываются на показателе реализации. Вследствие этого объем деятельности предприятия, определенный по данному методу, измеряется в показателях реализации, а не производства;
• все постоянные затраты периода должны быть возмещены доходом от проданных изделий и только им;
• поскольку сумма постоянных затрат возмещается за счет реализации,
готовые
изделия и незавершенное
Большинство экономистов отмечают две тенденции применения "директ-костинга":
• постоянные расходы имеют тенденцию становиться переменными по мере
того, как объемы производства и реализации продукции увеличиваются а переменные расходы имеют тенденцию становится по мере того, как производство и реализация сокращаются;
• практическое применение рассматриваемого метода тесно переплетается с применением методов, основанных на исчислении нормативной себестоимости, в частности со "стандарт-костингом".
Простой "директ-костинг" базируется на следующих принципах:
• затраты подразделяются по элементам на постоянные и переменные;
•
себестоимость произведенных и
реализованных изделий
только на основе распределения переменных (операционных) затрат;
• сравнение полученной таким образом переменной себестоимости с ценой реализации в целях определения разницы, называемой маржей с переменных затрат;
• возмещение постоянных затрат за счет различных марж с переменной себестоимости для определения результата деятельности и рентабельности предприятия.
Таким образом, согласно методу переменных затрат (простой "директ-костинг") определяется маржа с переменной себестоимости, которая представляет собой излишек выручки от реализации по сравнению с переменными затратами:
маржа с перемен. себестоим. = объем реализац. - переменные затраты
Когда маржа с переменных затрат позволяет возместить сумму постоянных затрат, предприятие достигает "мертвой точки", или порога рентабельности, то есть финансовый результат равен нулю.
Основы данного метода - это:
•
постоянная направленность учета на
конечный результат, то есть определение
маржи по изделиям, в целом по
предприятию и
• учет по изделиям только переменных затрат и определение переменной себестоимости по изделиям;
• учет постоянных затрат в целом по предприятию и их отнесение на уменьшение маржи в целях определения производственного результата;
• определение маржи по изделиям как базы процесса оперативного управления ценами и ценообразованием.
Если предприятие производит много изделий, то метод переменных затрат позволяет измерить "вклад" каждого изделия в возмещение постоянных затрат и формирование общего уровня рентабельности. Кроме того, этот метод в условиях рыночной экономики дает возможность проводить политику развития торговли в зависимости от заданных ориентиров на основе определения минимального объема реализации, то есть критического объема реализации, или порога рентабельности различных товаров.
Понятие
"вклад продукта" получило широкое
распространение в практике "директ-костинга",
оно позволяет определить, что
каждый продукт приносит предприятию.
Эта учетная категория
2.2 Развитой "директ-костинг"
Практическое применение простого "директ-костинга" было построено на аксиоме: каждое изделие, центр ответственности вносят особый вклад в результаты деятельности предприятия, но только предприятие как юридическое лицо может получить прибыль или понести убыток. Другими словами, отказывались от определения чистого результата по изделиям, центрам ответственности, а ограничивались исчислением маржи, за счет которой списывали постоянные расходы.
По
мере внедрения простого "директ-костинга"
выяснилось, что некоторые специфические
постоянные расходы могут быть отнесены
прямо без условного
Второе коренное отличие развитого "директ-костинга" от простого в том, что модель "затраты - выпуск" стала действовать не только в центрах ответственности на самом предприятии, но и за его пределами, что вызвало необходимость определения финансовых результатов (марж, полумарж) по сегментам деятельности, то есть в маркетинговом аспекте. Развитой "директ-костинг" позволил усилить контроль в общественном производстве, так как обеспечивал получение информации о результатах деятельности каждого подразделения предприятия, а для этого необходимо было точно определить, за что несет ответственность каждое подразделение. Чтобы решить эту проблему, бесспорно, нужно было избегать условного распределения общих расходов, что привело к появлению категории "полумаржа по уровням" (изделие, группа изделий, цех, завод, компания). В связи с этим основой организации учета по методу развитого "директ-костинга" стало выделение сегментов деятельности и определение результатов в управленческом учете по этим сегментам.
Специалисты, занимающиеся вопросами развитого "директ-костинга", подразделяют сегменты деятельности на две категории:
Внутренние: изделия, группы изделий, заказы, центры анализа, прибыли, рентабельности, ответственности;
внешние: секторы покупателей, классы клиентов, заказы, зоны коммивояжеров, графические зоны реализации, каналы реализации.
Внедрение развитого "директ-костинга" привело к отражению в учете нескольких видов марж и полумарж, поскольку в нем использовали пирамидальную систему учета общего (совокупного) результата деятельности. В основе пирамидальной системы лежит иерархия сегментов, которые расположены последовательно по нарастающей. Такая система может быть построена по производственному, реализационному или другим признакам.
Внедрение
в практику развитого "директ-костинга"
приводит к тому, что предприятия
в целях повышения
Разбивка предприятия на сегменты реализации может оказаться очень полезной в плане ориентации сотрудников, занимающихся маркетингом. Определение маржи по уровням дает возможность проведения двойного анализа. С одной стороны, производственную деятельность как бы локализуют и определяют серию марж по сегментам - продуктам. С другой стороны, обособляют распределительную деятельность, определяют и анализируют серию марж по сегментам реализации. В результате, исходя из этих двух критериев, анализируют действие новой экономической модели "продукт - рынок". Каждый продукт (товар) продается на многих рынках. Поэтому целесообразно исчислять маржу по каждому продукту, на каждом рынке.
Внедрение нормативов в систему "директ-костинга" вызывает меньше проблем, чем исчисление полной себестоимости, так как применение данной системы не требует условного распределения затрат. Кроме того, не нужно оперировать категориями "единица работы" и "нормальная деятельность", использование которых сильно затрудняет учет, но которые тем не менее необходимы при системе учета полной себестоимости.
В
управленческом учете главенствующей
становится система нормативов. Определяют
не только нормативную себестоимость,
но и нормативную выручку, так
как это единственное средство соизмерить
поступления и расходы и
Преимущества развитого "директ-костинга" очевидны. Особенно эффективно его применение на предприятиях с массовым производством и относительно сложным, технологическим процессом, поскольку в этом случае гораздо легче определить маржу по сегментам деятельности, чем по производственным признакам.
Основные новации развитого "директ-костинга":
•
появление категории
•
исчисление результатов (марж) по внешним
сегментам (находящимся за пределами
предприятия), то есть использование
маркетинговых принципов в
•
пирамидальная (ступенчатая) система
калькулирования на базе данных о
переменных затратах и специфических
прямых постоянных затратах.
3. Возможности системы "Директ-костинг" в отечественном учете
"Директ-костинг" - западная система управленческого (производственного) учета, возникшая и развивающаяся в условиях рыночной экономики. В нашей стране до настоящего времени была распространена система учета и калькулирования полной себестоимости, система "директ-костинг" практически не применялась. Поэтому среди отечественных авторов, анализирующих западный опыт, в том числе излагающих вопросы "директ-костинга", нет единого мнения о сущности этой системы.
Многообразие
мнений по данному вопросу вызвано
не только отсутствием опыта применения
"директ-костинга" в практике отечественного
учета и недостаточной его
изученностью, но и отсутствием единства
взглядов среди наших экономистов-
Разнообразие мнений ученых нашей страны об определении системы "Директ-костинг" обусловлено еще и тем, что все они пытаются оценить западную систему учета с точки зрения методов учета затрат и калькулирования и подходов к организации учета, принятых у нас.
Система "Директ-костинг", как уже было сказано, - это система управленческого (производственного) учета, основанная на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (на изделие) и включающая в себя учет затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также анализ затрат и принятие управленческих решений.