Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:00, курсовая работа
Целью работы является изучение природы, сущности сегментной отчетности и все проблемы, связанные с ней, а также составление отчетности в управленческом учете СХПК «Заплавинское». Исходя из цели работы, намечаются следующие задачи по исследованию выбранной темы: Рассмотреть сущность и назначение сегментной бухгалтерской отчётности у управленческом учете; Изучить основные аспекты составления сегментной отчетности в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета и отчетности; Проанализировать процедуру составления сегментной отчетности предприятия СХПК «Заплавинское»; Рассмотреть особенности формирования сегментной отчетности в соответствии с МСФО.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и составления сегментной
отчетности для целей упрвленческого учета 6
1.1 Понятие сегментной отчетности 6
1.2 Сегментная отчетность в управленческом учете 10
1.3 Раскрытие информации по сегментам в бухгалтерской отчетности 14
Глава 2. Процедура составления сегментной отчетности для целей управленческого
учета на примере СХПК «Заплавинское» 19
2.1. Краткая характеристика предприятия СХПК «Заплавинское» 19
2.2. Организация управленческого учета в СХПК «Заплавинское» 20
2.3. Этапы составления сегментной отчетности для целей управленческого учета 25
Глава 3. Составление сегментной отчетности в соответствии с МСФО 29
3.1.Развитие нормативного обеспечения сегментарной отчетности в условиях
внедрения МСФО 29
3.2. Краткая сравнительная характеристика требований к
сегментной информации МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" и ПБУ 12/2000
"Информация по сегментам" 35
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Приложение
- "Основная информация":
финансовый результат и
- "Дополнительная информация": сверка совокупных показателей сегмента (финансового результата, обязательств, активов, доходов и расходов) с соответствующими суммами в бухгалтерской финансовой отчетности по компании в целом; основа ценообразования на межсегментные передачи;
- "Изменения в учетной
политике": изменения, имеющие
существенное влияние на
- "Рекомендуемая информация" (поощряется к раскрытию): потоки денежных средств по операционной, финансовой и инвестиционной деятельности сегментов; иная информация при условии, что она предоставляется руководству и четко описана основа для ее измерения.
Что касается учетной политики, то помимо разъяснений о раскрытии ее изменений, в ПБУ 12/2000 рекомендуется указать элементы, которые необходимы для осуществления процесса формирования внешней сегментарной отчетности: логика сегментирования (подход, признаки, критерии); порядок представления сегментарной отчетности (формы, сроки, адреса); механизм определения показателей сегмента (в части, не регулируемой ПБУ 12/2000); дополнительная информация, подлежащая раскрытию по решению организации.
Предлагаемые изменения будут способствовать гармонизации национальных и международных стандартов, повышению качества бухгалтерской финансовой отчетности, совершенствованию нормативного обеспечения учета. Крайне важно отметить, что полное соответствие отдельно взятого ПБУ 12/2000 не будет достигнуто без решения системных проблем бухгалтерского учета в России (например, организация и обеспечение нормального функционирования систем управленческого учета и отчетности компаний). Для каждого новшества, каждой реформы должно быть свое время и место. В настоящее время российский учет еще не готов принять МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" в том виде, в каком его приняла Европа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управленческий учет — это внутрифирменное оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью, направленное на удовлетворение информационных потребностей менеджеров фирмы не обязательно самого высшего, а среднего уровня, которые и решают проблемы на крупном предприятии. Это достигается сопоставлением фактических результатов с расчетными. Управленческий учет формирует также довольно обширную информацию для обеспечения плановых управленческих решений, причем не только текущих, но и стратегически перспективных, поэтому его нельзя сводить только к системе учета.
Структура мест возникновения затрат стала основой для формирования информационной планово-учетной и организационной модели любого предприятия. Но сейчас этот вопрос решается иначе: через так называемые центры ответственности. Центр ответственности - это не структурное подразделение, в котором возникают какие-то издержки или доходы, а структурная единица, которая возникает как результат децентрализации и делегирования ответственности от высших уровней управления к низшим.
Представлены центры ответственности, которые возможны на предприятии. Центры издержек как начальная стадия развития управленческого учета представляют собой только один вид. Есть и другие центры (например, центры доходов). Это значит, что данная структурная единица несет расходы, но они являются настолько несущественными, что контролировать их смысла нет, а доходы, которые центр формирует, намного превышают те расходы, которые несет данный объект. Центры прибыли — это симбиоз центра издержек и центра доходов там, где можно это организовать.
Положение по бухгалтерскому
учету ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам"
представляет собой один из наиболее
сложных нормативных
Организация должна самостоятельно определить сегменты, которые будут включены в бухгалтерскую отчетность. Следует учесть, что для выбора отчетного сегмента должно выполняться одно из указанных в этом пункте условий отбора, принимая во внимание обязательное требование о превышении выручки от продаж внешним покупателям над выручкой от операций с другими сегментами (внутригрупповые доходы). Другими словами, выручка от продаж внешним покупателям должна превышать 50% всей выручки сегмента.
Расчет величин финансового результата по сегментам следует провести по следующему алгоритму:
1) определить выручку (нетто) и себестоимость по операционным и географическим сегментам на основании данных журнала продаж по видам товаров, продукции, работ, услуг, составляющим сегменты (аналог журнального ордера 11);
2) провести распределение
суммарной величины
3) провести распределение
суммарной величины
4) рассчитать финансовый
результат по отдельным
По завершении процесса отбора отчетных сегментов могут образоваться определенные сегменты, не вошедшие в состав отчетных сегментов (отдельные виды продукции, части географических рынков сбыта продукции, мест нахождения активов). Поскольку Положение не регламентирует порядок отражения тех сегментов или долей, которые не были включены в выборку, то можно предложить алгоритм, позволяющий сделать соответствующее раскрытие данных в отчетности:
1) определить типы информации, подлежащие раскрытию в бухгалтерской отчетности;
2) провести обоснованное
распределение показателей
3) определить разницу между показателями и суммами их распределенных частей между отчетными сегментами;
4) включить рассчитанные
разницы в статью "Прочие", которая
должна присутствовать в
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Приложение 1
Краткая сравнительная характеристика требований к сегментной информации МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" и ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам"
N п/п |
Наименование положения |
ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" |
МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" |
1 |
Цель применения стандарта |
Предоставление возможности получить информацию для осуществления более качественной оценки рисков и финансовых результатов, перспектив бизнеса и принятия более обоснованных решений относительно компании | |
2 |
Сфера применения: а) субъекты, обязывающие применять стандарт |
Коммерческие организации в случае: - наличия дочерних и зависимых обществ; - когда учредительными
документами объединений |
Компании, долговые или долевые инструменты которых обращаются на открытом рынке, и компании, которые предоставили (находятся в процессе предоставления) финансовую отчетность в целях выпуска их в обращение на открытом рынке |
б) вид отчетности, где должна быть представлена информация |
Бухгалтерская или сводная бухгалтерская отчетность |
Отдельная или консолидированная финансовая отчетность. Если формируются оба вида, то сегментная информация требуется только в консолидированной отчетности | |
3 |
Вид сегмента: а) операционный / хозяйственный |
Составной элемент компании по производству определенного товара (работы, услуги) или их однородных групп, подверженный рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей других сегментов |
Это компонент компании: - осуществляющий хозяйственную деятельность, которая позволяет получить (в том числе в будущем) выручку и предусматривает несение расходов (в том числе операции с другими сегментами этой же компании); - результаты деятельности
которого регулярно - по которому имеется
отдельная финансовая |
б) географический |
Составной элемент компании по производству товаров (работ, услуг) в конкретной экономической среде (географическом регионе), подверженный рискам и получению прибыли, отличным от имеющих место в других условиях (регионах) |
Отсутствуют | |
в) отчетный |
Это хозяйственный или географический сегмент, для которого в соответствии со стандартом требуется представление информации в бухгалтерской отчетности |
Это сегмент, который: - был выделен на
основании указанных критериев
или сформирован в результате
объединения нескольких - превышает количественные пороговые значения | |
4 |
Объединение сегментов в один отчетный |
Не предполагается |
Объединение сегментов возможно, если: - это не противоречит основному принципу (цели) IFRS 8; - имеют схожие экономические характеристики; - схожи по указанным в стандарте факторам (характеру продукции, клиентов, и т.д.) |
5 |
Пороговые значения для определения отчетного сегмента |
Сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и общая выручка либо финансовый результат, либо активы составляют не менее 10% от соответствующих показателей всех сегментов. На отчетные сегменты должно приходиться не менее 75% выручки организации |
Сегмент признается отчетным, если его общая выручка либо результат, либо активы составляют не менее 10% соответствующих совокупных показателей всех сегментов. Совокупная выручка от продажи внешним клиентам по отчетным сегментам должна составлять не менее 75% от общей выручки компании. Достаточным является выделение 10 сегментов |
6 |
Основа выделения сегментов |
Организационная и управленческая структура компании, а также риски, которым может быть подвержена ее деятельность |
Организационная и управленческая структура компании и система ее внутренней отчетности |
7 |
Раскрытие информации |
||
а) формат представления информации |
Формат представления информации обусловлен преобладающими источниками рисков и прибылей. Выделяется: - первичная информация; - вторичная информация |
Отсутствует | |
б) состав информации по сегментам |
В состав информации входят: - показатели по отчетным
сегментам, ин формация - показатели по отчетным сегментам, ин формация которых признана вторичной; - дополнительные сведения
об основе ценообразования на
межсегментные передачи и |
В состав информации входят - общая информация о |