Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:00, курсовая работа
Целью работы является изучение природы, сущности сегментной отчетности и все проблемы, связанные с ней, а также составление отчетности в управленческом учете СХПК «Заплавинское». Исходя из цели работы, намечаются следующие задачи по исследованию выбранной темы: Рассмотреть сущность и назначение сегментной бухгалтерской отчётности у управленческом учете; Изучить основные аспекты составления сегментной отчетности в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета и отчетности; Проанализировать процедуру составления сегментной отчетности предприятия СХПК «Заплавинское»; Рассмотреть особенности формирования сегментной отчетности в соответствии с МСФО.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и составления сегментной
отчетности для целей упрвленческого учета 6
1.1 Понятие сегментной отчетности 6
1.2 Сегментная отчетность в управленческом учете 10
1.3 Раскрытие информации по сегментам в бухгалтерской отчетности 14
Глава 2. Процедура составления сегментной отчетности для целей управленческого
учета на примере СХПК «Заплавинское» 19
2.1. Краткая характеристика предприятия СХПК «Заплавинское» 19
2.2. Организация управленческого учета в СХПК «Заплавинское» 20
2.3. Этапы составления сегментной отчетности для целей управленческого учета 25
Глава 3. Составление сегментной отчетности в соответствии с МСФО 29
3.1.Развитие нормативного обеспечения сегментарной отчетности в условиях
внедрения МСФО 29
3.2. Краткая сравнительная характеристика требований к
сегментной информации МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" и ПБУ 12/2000
"Информация по сегментам" 35
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Приложение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и составления сегментной отчетности для целей упрвленческого учета |
6 |
1.1 Понятие сегментной отчетности |
6 |
1.2 Сегментная отчетность в управленческом учете |
10 |
1.3 Раскрытие информации по сегментам в бухгалтерской отчетности |
14 |
Глава 2. Процедура составления сегментной отчетности для целей управленческого учета на примере СХПК «Заплавинское» |
19 |
2.1. Краткая характеристика
предприятия СХПК « |
19 |
2.2. Организация управленческого учета в СХПК «Заплавинское» |
20 |
2.3. Этапы составления сегментной отчетности для целей управленческого учета |
25 |
Глава 3. Составление сегментной отчетности в соответствии с МСФО |
29 |
3.1.Развитие нормативного обеспечения сегментарной отчетности в условиях внедрения МСФО |
29 |
3.2. Краткая сравнительная характеристика требований к сегментной информации МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" и ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" |
35 |
Заключение |
43 |
Список использованной литературы |
46 |
Приложение |
48 |
Введение
Производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности организации, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, связанная с этими видами (группами) товаров (работ, услуг), может быть подвержена разным рискам, и иметь разные уровни прибыльности. Деятельность, осуществляемая в различных регионах, также может быть сопряжена с различными рисками и прибылями.
Задачей бухгалтерского управленческого учета является составление аналитических справок и отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначена для собственников организации, где осуществляется учет, и ее управляющих (менеджеров), т.е. для внутренних пользователей бухгалтерской информации. Эти отчеты должны содержать информацию не столько об общем финансовом положении предприятия, сколько о расходах и доходах по обычным видам деятельности. Содержание отчетов и аналитических справок может меняться в зависимости от их целевого назначения и должности управляющего. Например, анализ себестоимости изделия проводится с целью определения себестоимости продукции; сметы - для планирования будущих операций; текущие оперативные отчеты структурных подразделений организации - для оценки результатов их работы; отчеты о понесенных затратах - для принятия краткосрочных решений; анализ сметы капитальных вложений - для целей долгосрочного планирования единовременных затрат и т.д.
Цель раскрытия информации
по сегментам в составе
Предполагается, что сегментная информация в большей степени обладает экономической релевантностью; что с такой информацией пользователи смогут более обоснованно оценивать прошлую деятельность представляющего отчетность субъекта, его перспективы на будущее, подверженность риску и стратегию руководства в области диверсификации. В результате такая информация поможет им принимать лучшие решения относительно инвестирования и кредитования. Следовательно, представление сегментной отчетности способствует реализации посредством бухгалтерской отчетности функций подотчетности и полезности для принятия решений.
Целью работы является изучение природы, сущности сегментной отчетности и все проблемы, связанные с ней, а также составление отчетности в управленческом учете СХПК «Заплавинское».
Исходя из цели работы, намечаются следующие задачи по исследованию выбранной темы:
Объектом исследования является СХПК «Заплавинское».
Предметом исследования являются бухгалтерская отчетность и документы, связанные с ним СХПК «Заплавинское».
Структура работы состоит: из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе исследования применялись следующие методы: экономико-статистический, монографический, бухгалтерский (метод двойной записи, балансовый).
Методологической основой исследования служат законодательные акты и нормативные документы РФ, труды российских и зарубежных ученых.
Информационная база. Основным источником информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является форма №1 «Бухгалтерский баланс» и форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Глава 1. Теоретические аспекты формирования составления сегментной отчетности для целей управленческого учета
Многие компании как российские, так и международные производят широкий спектр услуг и товаров или осуществляют деятельность в различных географических регионах с разными условиями роста, уровнями рентабельности и риска. Такую информацию называют информацией по сегментам.
Дословный перевод латинского слова segmentum означает отрезок либо часть круга. Применительно к бухгалтерскому учету и аудиту понятие означает, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо указывать отдельно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продаже разных товаров, работ, услуг либо данные о продажах товаров одного вида в разных регионах и т.д.
Понятие "информация по сегментам" представляет собой информацию, раскрывающую часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях.
Приказом МФ РФ от 27.01.2000г. № 11н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000). Нормы установленные в ПБУ 12/2000 практически полностью соответствуют нормам МСФО 14 "Сегментарная отчетность".
ПБУ 12/2000 используется также
коммерческими организациями
Приказом Минфина РФ от 8 ноября 2010 г.
N 143н утверждено Положение по бухгалтерскому
учету "Информация по сегментам"
(ПБУ 12/2010), которое вступает в силу с бухгалтерской
отчетности за 2011 год.
Производство одного вида продукции (товара), выполнение одного вида работ или оказание одного вида услуг в рамках одной организации, но при наличии различных условий хозяйствования приводит к разным показателям рентабельности производства. Рентабельность производства различных видов продукции (товаров, работ, услуг) в рамках деятельности одной организации также различна. Действительно имеются существенные различия, например, между производством шариковых ручек и канцелярских кнопок, скрепок, между условиями продажи товаров в Москве и районах Сибири или за рубежом. Основными факторами, которые влияют на рентабельность производства, являются условия производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) на конкретной территории осуществления деятельности организации, а также виды продукции и условия их продажи в тех случаях, когда территория производства и территория продажи не совпадают.
Многие предприятия производят несколько видов продукции (товаров), оказывают разнообразные услуги, выполняют различные виды работ или ведут свою деятельность в нескольких географических регионах. Поэтому они могут иметь различные нормы рентабельности, перспективы развития, могут быть подвержены разным рискам.
Информация о разных видах товаров (работ, услуг), а также о деятельности организации в различных географических регионах, полученная в результате оценки соответствующих рисков и прибылей, называется сегментной информацией, или информацией по сегментам. Такая информация является основой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и имеет большое значение для принятия управленческих решений. Ее раскрытие в составе годовой бухгалтерской отчетности направлено на удовлетворение в первую очередь интересов внешних пользователей (инвесторов, партнеров по бизнесу, работников контролирующих органов и т.д.). Внешним пользователям она позволяет не только более глубоко проанализировать деятельность организации за ряд лет, но и сопоставить результаты производства одинаковых видов продукции (оказания услуг, выполнения работ) у разных организаций. А руководство организации получает дополнительные возможности для сравнения и анализа результатов деятельности конкурентов, а также отрасли в целом.
Вместе с тем применение данного Положения позволяет более полно реализовать требования достоверности и полноты бухгалтерской отчетности организации, установленные ПБУ 4/99. Необходимо также отметить, что именно в п.27 ПБУ 4/99 впервые было определено обязательное раскрытие дополнительных данных об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности) в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Выделяют два вида сегментов: операционные и географические.
Операционный сегмент - часть деятельности организации по производству определенного товара или однородных групп товаров, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам или другим однородным группам товаров. При объединении товаров в группу предполагается сходство по всем или большинству следующих факторов:
Географический сегмент - часть деятельности организации по производству товаров в определенном географическом регионе, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других регионах деятельности организации. При выделении географических сегментов следует исходить:
Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности географические сегменты могут выделяться по местам расположения активов (ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей или покупателей).
Организация самостоятельно устанавливает перечень сегментов, информация о которых должна раскрываться в бухгалтерской отчетности. В качестве основы для выделения сегментов используется организационная и управленческая структура организации. Целесообразно также принять во внимание систему внутренней отчетности организации, которая является основой для анализа и принятия решений руководством. При выделении сегментов принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. При этом оценка рисков не предполагает точное количественное измерение и выражение их.
1.2. Сегментная отчетность в управленческом учете
В отличие от отчетности по сегментам, предназначенной для внешних пользователей, а потому являющейся открытой, сегментная отчетность, составляемая для внутренних пользователей (управляющих всех уровней), – это закрытая информация (п. 4 ст. 10 ФЗ "О бухгалтерском учете").
Первым шагом на пути создания внутренней отчетности по сегментам является разделение организации на отдельные центры ответственности. Решение о том, каким центром ответственности считать то или иное структурное подразделение организации, принимается администрацией организации самостоятельно и имеет серьезные последствия. В частности, от этого решения зависят подходы к оценке деятельности подразделений организации, возможности применения трансфертного ценообразования и, главное, построение всей системы сегментной отчетности. В силу важности этой проблемы остановимся на ней подробнее.