Сегментарная отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности организации, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, связанная с этими видами (группами) товаров (работ, услуг), может быть подвержена разным рискам и иметь разные уровни рентабельности. Деятельность, осуществляемая в различных регионах, также может быть сопряжена с различными рисками и прибылями.

Содержание

Введение
Глава 1 Сущность и значение бухгалтерского управленческого учёта
1.1 Понятие, цели и задачи бухгалтерского управленческого учёта
1.2 Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учётом и функции бухгалтера-аналитика
1.3 Законодательные основы бухгалтерского управленческого учёта
Глава 2 Сущность, значение и правила построения сегментарной отчётности
2.1 Сущность и значение сегментарной отчётности
2.2 Правила построения отчётности по сегментам для внешних пользователей
2.3 Условия и принципы построения внутренней сегментарной отчётности
Глава 3 Составление сегментарной отчётности на примере организации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 91.53 Кб (Скачать)

 

Далее был  определён бюджет затрат труда и  бюджет общепроизводственных расходов.

 

Таблица 8

Бюджет  общепроизводственных расходов на год

Статья

Сумма, руб

1.Московское отделение

100 584

-вспомогательные материалы

22860

-заработная плата рабочим

34290

-амортизация

22860

Обслуживание оборудования

10287

-коммерческие услуги

10287

2. Филиал №1

137 635

-вспомогательные материалы

31281

-заработная плата рабочим

46921

-амортизация

31281

Обслуживание оборудования

14076

-коммерческие услуги

14076

3.Филиал №3

46 824

-вспомогательные материалы

10644

-заработная плата рабочим

15960

-амортизация

10644

Обслуживание оборудования

4789

-коммерческие услуги

4789


 

После этого  произошло распределение общепроизводственных расходов по видам.

 

Таблица 9

Распределение общепроизводственных расходов по видам

 

Пломбир

Торт-мороженое

Лёд

Всего

Московское отделение

       

-объём производства

14550

6220

2310

27080

-общепроизводственные расходы

54043

23103

23437

 

Филиал №1

       

-объём производства

9200

9320

18770

37290

-общепроизводственные расходы

33956

34399

69279

 

Филиал №2

       

-объём производства

10200

3000

7200

20400

-общепроизводственные расходы

23412

6885

16526

 

 

Согласно  последующим расчётам полная себестоимость  равна:

1.Московское  отделение:

-пломбир-18 руб;

-торт-мороженое-54 руб;

-фруктовый  лёд-12 руб.

2.Филиал  №1:

-пломбир-18,6

- торт-мороженое-40руб;

-фруктовый  лёд-12,6 руб.

3.Филиал  №2:

-пломбир-12,6 руб;

- торт-мороженое-42 руб

-фруктовый  лёд-9 руб.

Однако  планирование без подведения итогов производственной деятельности, анализа  возникших отклонений теряет всякий смысл. Формат отчётов о результатах  деятельности рассмотренных центров  прибыли и фабрики в целом  представлен ниже. Центры прибыли  фабрики организованы по географическим сегментам, а также деятельность фабрики представлена отдельно по каждому  виду продукции.

 

Таблица 5

Формат  отчётов центров прибыли по видам  продукции, руб.

Показатели

Всего с начала года

Отклонение

Ответственный

Причина

По смете

По факту

Московское отделение

Пломбир:

     

Директор центра прибыли

 

-выручка от продажи

450 000

500 000

50 000 (Б)

Увеличение объёма продаж, увеличение спроса

-переменные расходы

261 900

270 000

8 100 (Н)

Увеличение стоимости материалов

-маржинальный доход

188 100

230 000

41 900 (Б)

Увеличение выручки

Торт-мороженое:

       

-выручка от продажи

567 000

610 000

43 000 (Б)

Увеличение объёма продаж, увеличение спроса

-переменные расходы

335 880

340 000

4 120 (Н)

Увеличение количество персонала

-маржинальный доход

231 120

270 000

38 880 (Б)

Увеличение выручки

Фруктовый лёд:

       

-выручка от продажи

126 000

127 000

1 000 (Б)

Увеличение объёма продаж и объёма производства

-переменные расходы

27 720

35 000

7 280 (Н)

Увеличение стоимости сырья  и количества персонала

-маржинальный доход

98 280

92 000

-7 279 (Н)

Увеличение стоимости сырья  и количества персонала

Филиал №1

Пломбир:

         

-выручка от продажи

291 400

350 000

58 600 (Б)

Директор центра прибыли Филиала  №1

Увеличение объёма производства и  объёма продаж, увеличение спроса в  курортной зоне

-переменные расходы

171 120

200 000

28 880 (Н)

Увеличение числа рабочих, увеличение объёма закупок

-маржинальный доход

120 280

150 000

29 720 (Б)

Увеличение выручки

Торт-мороженое:

       

-выручка от продажи

87 890

80 000

-7 890 (Н)

Уменьшение спроса у населения

-переменные расходы

90 000

95 000

5 000 (Н)

Незначительное увеличение стоимости  материалов

-маржинальный доход

-2 110

-15 000

-12 890 (Н)

Уменьшение выручки, увеличение затрат

Фруктовый лёд:

       

-выручка от продажи

393 750

400 000

6 250 (Б)

Увеличение объёма продаж

-переменные расходы

236 502

237 000

498 (Н)

Увеличение зарплаты

-маржинальный доход

157 248

163 000

5 752 (Б)

Увеличение выручки, незначительное увеличение затрат

Филиал №2

Пломбир:

         

-выручка от продажи

214200

220 000

5 800 (Б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор  центра прибыли Филиала №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор  фабрики

Увеличение объёма продаж

-переменные расходы

128 520

120 000

-8 520 (Б)

Сокращение работников

-маржинальный доход

85 680

100 000

14 320 (Б)

Сокращение затрат, увеличение выручки

Торт-мороженое:

       

-выручка от продажи

210000

220 000

10 000 (Б)

Увеличение объёма продаж вследствие рекламы

-переменные расходы

126 000

130 000

4 000 (Н)

Увеличение себестоимости 

-маржинальный доход

84 000

90 000

6 000 (Б)

Увеличение выручки

Фруктовый лёд:

       

-выручка от продажи

108000

100 000

-8 000 (Н)

Падение спроса, уменьшение объёма продаж вследствие холодного лета

-переменные расходы

64 800

69 000

4 200 (Н)

Увеличение стоимости услуг  по доставке материалов

-маржинальный доход

43 200

31 000

-12 200 (Н)

Резкое уменьшение выручки, увеличение затрат

Выручка фабрики

2 448 240

2 607 000

158 760 (Б)

Увеличение объёма продаж

Переменные расходы фабрики

1 441 542

1 496 000

54 458 (Н)

Увеличение стоимости сырья  и материалов, количества персонала

Маржинальный доход фабрики

1 006 698

1 111 000

104 302 (Б)

Увеличение выручки, небольшое  увеличение затрат


 

Этот  отчёт предполагает расчёт показателя маржинального дохода по каждому  виду продукции, что подчёркивает, с  одной стороны, роль переменных затрат в формировании конечного финансового  результата. С другой стороны, в результате такого подхода облегчается анализ структуры конечной прибыли каждого  подразделения. Можно узнать, какой  вклад вносит прибыль от продажи  каждого вида продукции.

Здесь также  соблюдается принцип отсутствия суммирования показателей отчётов. Административно-управленческие затраты  филиалов не распределяются между отдельными видами продукции. Это постоянные затраты  регионального сегмента, и потому они вычитаются (подлежат покрытию) из его общего маржинального дохода.

Операционные  расходы фабрики несёт лишь московское отделение, хотя они связаны с  обеспечением деятельности всей фабрики. Примером таких затрат являются командировочные  расходы сотрудников, административные и коммерческие расходы фабрики, общие для всех филиалов (заработная плата администрации). Это постоянные общехозяйственные расходы вей  фабрики. Они не могут быть распределены между отдельными региональными  сегментами, а потому общей суммой вычитаются из маржинального дохода фабрики.

Существует  и другой альтернативный вариант  составления сегментарного отчёта о прибыли, при котором вместо показателя маржинального дохода рассчитыватся  валовая прибыль сегментов организации.

Расчёт  ведётся по формуле:

 

Валп = Вырпрс,

 

где Валп — валовая прибыль центра прибыли, руб.;

Вырпр — выручка от продаж центра прибыли (учитываются как продажи на сторону, так и внутренние продажи (возможно, условные), руб.;

Пс — производственная себестоимость продукции (услуги), проданной центром прибыли (складывается из прямых материальных и трудовых затрат и производственных косвенных затрат, отнесенных на данный центр прибыли), руб.

Отчёт фабрики, составленный таким образом по своим  отдельным географическим сегментам, представлен ниже.

 

 

 

Таблица 6

Формат  отчётов о деятельности центров  прибыли различных уровней управления, руб

№ строки

Показатели

Всего с начала года

Московское отделение

Филиал №1

Филиал №2

Итого по фабрике

смета

отклонение

смета

отклонение

смета

отклонение

смета

отклонение

1

Выручка от продажи товаров

1 143 000

94 000 (Б)

773 040

56 960 (Б)

532 200

7 800 (Б)

2 448 240

158 760 (Б)

2

Производственная себестоимость  проданных товаров

625 500

19 500 (Н)

497 622

34 378 (Н)

319 050

-50 (Б)

1 441 542

54 458 (Н)

3

Валовая прибыль

517 500

74 500 (Б)

275 418

22 582 (Б)

213 150

7 850 (Б)

1 006 690

104 302 (Б)

4

Операционные расходы фабрики

-

-

-

-

-

-

200 000

5 000 (Н)

5

Операционная прибыль фабрики

-

-

-

-

-

-

806 690

99 302 (Б)


 

 

 

 

Этот  отчёт также может быть представлен  в ином формате (см. таблицу 7).

 

Таблица 7

Формат  отчётов о деятельности центров  прибыли различных уровней управления, руб

№ строки

Показатели

Фактически с начала года по сегментам

Итого по фабрике

Московское отделение

Филиал №1

Филиал №2

1

Выручка от продажи товаров

1 237 000

830 000

540 000

2 607 000

2

Производственная себестоимость  проданных товаров

645 000

532 000

264 542

1 441 542

3

Прибыль, полученная подразделениями  от продажи товаров

592 000

298 000

275 458

1 165 458

4

Операционные расходы фабрики

-

-

-

205 000

5

Операционная прибыль фабрики

-

-

-

960 458


 

Однако  на практике возможен и более углублённый  подход к составлению отчётов  по центрам прибыли. В этом случае отчётность расширяется до показателя операционной прибыли сегментов, рассчитываемой как разность между его валовой  прибылью и частью операционных затрат фабрики, отнесённой на данный центр  прибыли. В нашем примере составление  такого отчёта предполагает прежде всего  распределение операционных расходов фабрики между отдельными филиалами, но подобное распределение следует  производить весьма осторожно, чтобы  не исказить реальные результаты деятельность подразделений.

В экономической  литературе по этому поводу высказываются  различные мнения. В частности, в  качестве базы распределения предлагаются три показателя: затраты подразделений на оплату труда, доход подразделений (выручка от продажи) и их прибыль. При составлении отчётности по центрам прибыли наиболее объективным показателем для распределения операционных затрат организации между её отдельными сегментами является их прибыль. Этот метод не искажает реальную картину эффективности работы структурных подразделений.

 

 

Заключение

 

Таким образом, из вышесказанного, видны реальные возможности представления и анализа информации по сегментам, цели и задачи сегментарной отчетности и ее ценность как для внешних, так и для внутренних пользователей.

Многие  компании как российские, так и  международные производят широкий  спектр услуг и товаров или  осуществляют деятельность в различных  географических регионах с разными  условиями роста, уровнями рентабельности и риска. Такую информацию называют информацией по сегментам. Положение  по бухгалтерскому учету 12/2000 позволяет  более полно реализовать требования достоверности и полноты бухгалтерской  отчетности организации, установленные  ПБУ 4/99.

Применительно к ПБУ 12/2000, сегмент - это часть  деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, информация о которой подлежит раскрытию  посредством представления установленного перечня показателей в бухгалтерской  отчетности.

Организация самостоятельно устанавливает перечень сегментов, информация о которых  должна раскрываться в бухгалтерской  отчетности. В качестве основы для  выделения сегментов используется организационная и управленческая структура организации. Как правило, именно организационная и управленческая структура организации, а также  система внутренней отчетности отражают основные источники рисков и получения  прибылей.

Сегмент имеет два вида: операционный и  географический. Не все операционные и географические сегменты отражаются в бухгалтерской отчетности. Сегменты, информация о которых раскрывается в годовой бухгалтерской отчетности, называются отчетными сегментами. Каждый из определенных операционных или географических сегментов выделяется как отчетный в отдельности.

При определении  доходов, расходов, активов и обязательств сегмента в расчет принимаются только те данные, которые непосредственно  относятся к отчетному сегменту, либо которые могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения. Активы, используемые совместно в  двух и более отчетных сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, когда распределяются соответствующие  доходы и расходы. Организация должна последовательно применять избранную  основу распределения доходов, расходов, активов и обязательств.

Показатели, исчисленные по сегментам, бухгалтер  должен отразить в пояснительной  записке к годовой бухгалтерской  отчетности. Информация по сегментам  может раскрываться в отдельном  разделе пояснительной записки. В первую очередь раскрывается первичная  информация по сегментам, затем - вторичная.

Сегментарная  отчетность может и должна представляться организациями, не только имеющими дочерние и зависимые общества, но и составляющими  сводную отчетность. Подобно тому, как результаты финансового учета  обобщаются во внешней финансовой отчетности, заключительным этапом управленческого  учета является формирование внутренней (сегментарной) отчетности.

Информация о работе Сегментарная отчетность