Сегментарная отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности организации, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, связанная с этими видами (группами) товаров (работ, услуг), может быть подвержена разным рискам и иметь разные уровни рентабельности. Деятельность, осуществляемая в различных регионах, также может быть сопряжена с различными рисками и прибылями.

Содержание

Введение
Глава 1 Сущность и значение бухгалтерского управленческого учёта
1.1 Понятие, цели и задачи бухгалтерского управленческого учёта
1.2 Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учётом и функции бухгалтера-аналитика
1.3 Законодательные основы бухгалтерского управленческого учёта
Глава 2 Сущность, значение и правила построения сегментарной отчётности
2.1 Сущность и значение сегментарной отчётности
2.2 Правила построения отчётности по сегментам для внешних пользователей
2.3 Условия и принципы построения внутренней сегментарной отчётности
Глава 3 Составление сегментарной отчётности на примере организации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 91.53 Кб (Скачать)

 

Таблица 1

Отчёт о финансовых результатах компании и её операционных сегментов, тыс. руб.

Показатели

Сегмент

медицины

Сегмент

Бытовой сферы

Сегмент

Текстильной

промышленности

Сегмент

швейной

промышленности

итого

Выручка от продаж

66,0

19,9

25,4

13,0

124,3

Скидки «-», наценки «+»

-19,3

+17,0

+7,8

+5,3

+10,8

Выручка - нетто

46,7

36,9

33,2

18,3

135,1

Расходы сегментов

14,6

9,4

8,5

6,3

38,8

Финансовый результат сегментов

32,1

27,5

24,7

12,0

96,3

Нераспределённые (административные) расходы

-

-

-

-

30,0

Финансовый результат компании

-

-

-

-

66,3


 

Таблица 2

Отчёт о финансовых результатах холдинга и его географических сегментов, тыс. руб.

Показатели

Предприятия, функционирующие

Общие показатели холдинга

В РФ

В Белоруссии

На Украине

Выручка от продаж

4300

3560

3830

11 690

Расходы сегментов

3332

2807

3161

9300

Финансовый результат сегмента

968

753

669

2390

Нераспределённые административные затраты 

-

-

-

1489

Прибыль холдинга

-

-

-

901


 

С сегментом  идентифицируют те активы, которыми он пользуется для производства определённых товаров, выполнения работ, оказания услуг  или для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определённом географическом регионе деятельности организации. Большинство активов можно легко идентифицировать с конкретным подразделением организации. Здания, оборудование, запасы материалов, готовой продукции и дебиторская задолженность принадлежат сегменту, выпускающему данную продукцию (работу, услугу).

Если  активы одновременно принадлежат двум и более сегментам, то они распределяются между структурными подразделениями  с использованием косвенных методов. Показатель, принятый за базу распределения, должен быть зафиксирован в учётной  политике организации и последовательно  применяться от одного отчётного  периода к другому.

Вместе  с тем некоторые виды активов (здание головного офиса, гудвил, организационные  расходы, денежные средства и т.д.) невозможно идентифицировать с деятельностью  конкретного сегмента. Такие активы на практике не распределяются между  сегментами и относятся на деятельность компании в целом (табл.3).

 

Таблица 3

Распределение активов компании между её географическими  сегментами, тыс. руб.

Виды активов

Сегменты

Не распределено

Общие показатели холдинга

РФ

Белоруссия

Украина

Денежные средства

20

30

60

30

140

Дебиторская задолженность

60

80

90

-

230

Запасы

100

180

240

-

520

Расходы будущих периодов

10

10

20

20

60

Здание и оборудование по остаточной стоимости

200

320

440

60

1020

Капитальные вложения

10

-

-

100

110

Итого активов

400

620

850

210

2080


 

Внешняя задолженность, которая возникла у  сегмента в связи с производством  и реализацией продукции (работ, услуг), рассматривается ПБУ 12/2000 как обязательства сегмента. Действительно, некоторые виды текущих обязательств (например, кредиторскую задолженность) легко идентифицировать с деятельностью конкретного подразделения. С деятельностью сегментов, например, не отожествляют выплату процентов по долгосрочным кредитам и займам, привлечённым в интересах развития компании в целом. В обязательства сегмента не включается задолженность бюджету по налогу на прибыль. На практике такие обязательства остаются нераспределёнными.

Рассмотрев  вопрос о том, что может пониматься под сегментом для целей составления  внешней отчётности, перейдём к решению  следующей задачи: какие из выбранных  сегментов должны стать отчётными? В Положении определены правила  выбора отчётных сегментов, т.е. тех  структурных подразделений организации, по которым помимо консолидированной  отчётности будет представляться сегментарная бухгалтерская информация.

В соответствии с ПБУ 12/2000 такой выбор осуществляется организацией самостоятельно, с учётом организационной структуры юридического лица (что в полной мере согласуется  с принципами бухгалтерского управленческого  учёта).

Предполагая свободу выбора со стороны предприятий, Положением для этого сформулированы необходимые и достаточные условия. По существу речь идёт о выполнении трёх шагов.

В шаге 1 мы проверяем выполнение определённых условий. Положением определено, что  в один операционный сегмент может  быть включено несколько видов товаров (работ, услуг), если они объединены следующими факторами:

-назначением  товаров (работ, услуг);

-процессом  их производства;

-общими  потребителями или едиными методами  реализации продукции (работ,  услуг).

Если  у объекта исследования нет ни одного из вышеперечисленных признаков, начинается поиск иного сегмента. Если же хотя бы один из признаков существует, то группа товаров, работ, услуг может  рассматриваться как сегмент.

Например, некий холдинг состоит из головной материнской компании и нескольких дочерних предприятий, занимающихся производственной деятельностью, торговлей и оказанием услуг. Промышленное предприятие производит различные виды вычислительной техники. Торговая организация реализует эту и другую технику, а также программное обеспечение к ней. Кроме того, в составе холдинга имеется предприятие, занимающееся сервисным обслуживанием вычислительной техники. Видно, что все предприятия, входящие в состав холдинга, отвечают вышеназванным признакам, а потом могут рассматриваться как отчётные сегменты.

В другом примере, приведённом ранее, структурные  подразделения текстильной компании, сориентированные на медицинскую промышленность, домашнее хозяйство, текстильную и  швейную промышленность, отвечают вышеназванным  признакам, что позволяет отнести  эти производства к самостоятельным  сегментам.

Что касается географических сегментов, то информация по ним может формироваться в  зависимости от места расположения активов или по местам расположения рынков сбыта.

Таким образом, холдинг, производящий электроприборы и имеющий свои предприятия в  РФ, Белоруссии и на Украине, должен предоставлять в составе финансовой отчётности информацию по географическим сегментам, т.е. по российскому, белорусскому и украинскому предприятиям.

Шаг 2 связан с проверкой выполнения достаточных  условий. Согласно ПБУ 12/2000 операционный или географический сегмент должен рассматриваться как отчётный, если:

-выручка  от продажи внешним покупателям  и от операций с другими  сегментами данной организации  составляет не менее 10% общей  суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

-прибыль  (или убыток) от деятельности данного  сегмента составляет не менее  10% суммарной прибыли (или убытка) всех сегментов;

-активы  данного сегмента составляют  не менее 10% суммарных активов  всех сегментов.

Если  ни одно из условий не выполняется, то происходит укрупнение сегмента. Если же хотя бы одно из условий присутствует, то сегмент следует рассматривать  как отчётный.

Шаг 3 является последним в процессе формирования отчётных сегментов. Он связан с определением доли их совокупной выручки в общей  выручке организации. Если эта доля составляет меньше 75 %, то сегменты считаются  отчётными, если - 75 %, то должны быть выделены дополнительные отчётные сегменты.

После выделения  отчётных сегментов необходимо решить в каком формате представлять информацию об их деятельности. Положением выделяются два понятия об информации по сегментам: «первичная» и «вторичная». Решение о том, какая из них  должна быть первичным, в конечном счёте  зависит от организационной и  управленческой структуры организации, от построения системы внутренней отчётности.

Если  риски и прибыли организации  определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичным признаётся раскрытие  информации по операционным сегментам, а вторичным – по географическим.

Если  прибыли и риски организации  определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичной признаётся информация по географическим сегментам, а вторичной  – по операционным сегментам.

В любом  случае в составе первичной информации по отчётному сегменту раскрываются следующие показатели:

-общая  величина выручки, в т.ч. полученная  от продажи внешним покупателям  и от операций с другими  сегментами;

-финансовый  результат;

-общая  балансовая величина активов;

-общая  величина обязательств;

-общая  величина капитальных вложений  в основные средства и нематериальные  активы;

-общая  величина амортизационных отчислений  по основным средствам и нематериальным  активам.

В нашем  примере с холдингом, производящим электроприборы в разных странах  ближнего зарубежья, первичную информацию по сегментам можно представить  так, как показано в табл.4.

Вторичная информация в этом случае будет представлена данными о деятельности операционных сегментов. Они выделяются дополнительно  и должны удовлетворять одному из двух условий:

-выручка  от внешних продаж этого сегмента  составляет не менее 10% общей  выручки организации;

-величина  активов этого сегмента составляет  не менее 10% величины активов  всех операционных сегментов.

Если  операционные сегменты выделены, в  бухгалтерской отчётности по ним  представляется следующая вторичная  информация:

-выручка  от продаж внешним покупателям;

-балансовая  величина активов;

-величина  капитальных вложений в основные  средства и нематериальные активы.

 

 

Таблица 4

Представление первичной информации по географическим сегментам, тыс. руб.

строки

Показатели

Предприятия, функционирующие

Не распре

делено

Общие показатели холдинга

В РФ

В Белоруссии

На Украине

1

Выручка от продаж - всего

 

в том числе:

-от внешних клиентов

-от других сегментов  компании

4300

 

 

 

4300

-

3560

 

 

 

3560

-

3830

 

 

 

3830

-

-

 

 

 

-

-

11 690

 

 

 

11 690

-

2

Расходы сегментов

3332

2807

3161

-

9300

3

Финансовый результат

968

753

669

-

2390

4

Обязательства сегментов

60

170

310

730

1270

5

Активы сегментов

400

620

850

210

2080

6

Балансовая стоимость приобретённых  в течение отчётного периода:

-основных средств

-нематериальных активов

 

 

 

-

10

 

 

 

50

-

 

 

 

-

-

 

 

 

-

-

 

 

 

50

10

7

Сумма начислений амортизации  по основным средствам и нематериальным активам

3

2

1

-

6

8

Административные затраты  холдинга

-

-

-

-

1489

9

Прибыль холдинга от обычной  деятельности

-

-

-

-

901

10

Чрезвычайные доходы

-

-

-

-

-

11

Налог на прибыль

-

-

-

-

216

12

Чистая прибыль

-

-

-

-

685

Информация о работе Сегментарная отчетность