Сегментарная отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности организации, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, связанная с этими видами (группами) товаров (работ, услуг), может быть подвержена разным рискам и иметь разные уровни рентабельности. Деятельность, осуществляемая в различных регионах, также может быть сопряжена с различными рисками и прибылями.

Содержание

Введение
Глава 1 Сущность и значение бухгалтерского управленческого учёта
1.1 Понятие, цели и задачи бухгалтерского управленческого учёта
1.2 Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учётом и функции бухгалтера-аналитика
1.3 Законодательные основы бухгалтерского управленческого учёта
Глава 2 Сущность, значение и правила построения сегментарной отчётности
2.1 Сущность и значение сегментарной отчётности
2.2 Правила построения отчётности по сегментам для внешних пользователей
2.3 Условия и принципы построения внутренней сегментарной отчётности
Глава 3 Составление сегментарной отчётности на примере организации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 91.53 Кб (Скачать)

-аналитичность.  Информация, используемая для внутренних  управленческих целей, должна  содержать данные текущего экспресс-анализа  или предполагать возможность  проведения последующего анализа  с наименьшими затратами времени.

-гибкость  и инициативность. Конкретный блок  информации должен отвечать вышеназванным  принципам и обеспечивать всю  полноту информационных интересов  в условиях меняющихся управленческих  ситуаций или в связи с изменениями  в факторах производства. Кроме  того, центрам ответственности должна  предоставляться возможность формулировать  свои предложения по использованию  данной информации и направлять  их на рассмотрение вышестоящего  звена;

-полезность. Информация должна привлекать  внимание управляющих к сферам потенциального риска и объективно оценивать работу менеджеров предприятия.

-достаточная  экономичность. Затраты по подготовке  внутрифирменной информации не  должны превышать экономический  эффект от её использования.

Обычно  информация бухгалтерского управленческого  учёта носит конфиденциальный характер и требует защиты.

На малых  предприятиях защита компьютерной информации состоит в установке паролей  для получения доступа определённого  пользователя в компьютере к необходимым  программам.

На крупных  предприятиях защита информации управленческого  учёта должна осуществляться комплексно, как с помощью организационных  мероприятий, так и программно-техническими средствами.

Бухгалтеры, наделённые управленческими функциями, называются бухгалтерами-аналитиками.

В организационной  структуре любого предприятия между  его отдельными подразделениями  возможны линейные и нелинейные производственные отношения. Линейные отношения предполагают дачу указаний подчинённым лицам. Нелинейные (штабные) производственные отношения  возникают тогда, когда один отдел  предоставляет услуги другим отделам (например, отделы кадров, снабжения, проектирования). В этом случае функции бухгалтера-аналитика  также носят штабной характер, так как подчинённая ему бухгалтерская служба консультирует, обслуживает и координирует остальные подразделения предприятия.

Рассмотрим  функции бухгалтера-аналитика. Управление складывается из планирования, контроля и стимулирования.

Процессу  планирования предшествует формирование итогов за отчётный период, их обобщение  и анализ. Сформулированные выводы используются в дальнейшем планировании и прогнозировании.

На стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует  в разработке частных бюджетов предприятия, которые затем сводятся в общий (генеральный) бюджет, представляемый на утверждение руководству. При  разработке производственного бюджета  благодаря деятельности аналитика  обеспечивается сопряжённость в  работе отдельных цехов, участков и  бригад, предотвращается появление  так называемых узких мест в производственном процессе. Он участвует в обсуждении производственной программы предприятия, в оценке предложений по капитальным вложениям, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыт и оптимальные цены. Современный бухгалтер-аналитик в равной мере должен владеть методами оперативного бухгалтерского учёта и финансового планирования.

Процесс контроля также невозможен без участия  бухгалтера-аналитика. По окончании  отчётного периода он составляет отчёты об исполнении бюджета (плана) каждым центром ответственности, в которых  приводится сравнительный анализ запланированные  и достигнутых результатов. При  этом выявляются нежелательные расхождения  между фактическими и плановыми  показателями, определяются причины  этого, чтобы в дальнейшей работе исключить их влияние. Отчёты, подготовленные бухгалтером-аналитиком, с одной стороны, позволяют объективно оценить деятельность руководителей центров ответственности, а с другой – информируют менеджеров и руководство о том, на каких участках не удалось достичь плановых показателей.

Бюджеты и отчёты об их исполнении стимулируют  деятельность персонала предприятия, ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты.

Благодаря профессиональной деятельности бухгалтера-аналитика  на предприятии налаживается обмен  информацией и отчётностью между  отдельными службами. С его помощью  знакомятся с разработанными для  них планами, уясняют стоящие перед ним задачи.

Своей деятельностью  бухгалтер-аналитик создаёт основу для повышения эффективности управления предприятием. Бухгалтер-аналитик несёт ответственность за реальность бухгалтерских расчётов подразделений и оказывает помощь управляющим центрами ответственности в планировании и подведении итогов их работы. Поэтому он должен сочетать свою независимость и объективность с искренним желанием помочь менеджерам в управлении предприятием.

 

    1. Законодательные основы бухгалтерского управленческого учёта

 

Основные нормативные документы, регламентирующие управленческий учет, разработаны применительно к бухгалтерскому учету. Это в некоторой степени подтверждает методологическую взаимосвязь управленческого и бухгалтерского учета, которая основывается на единстве применяемых принципах и методах учета. Вместе с тем многие положения нормативных документов можно использовать и в управленческом учете. Например, первичные документы в управленческом учете целесообразно составлять в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете»; положения по бухгалтерскому учету также целесообразно отнести к управленческому учету, хотя они для него не обязательны (в отличие от бухгалтерского учета).

Иерархия нормативных документов определена Законом РФ «О бухгалтерском  учёте» и представлена тремя уровнями.

К первому уровню относятся: Гражданский  кодекс РФ (ч.1 и 2) , в первой части  которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ), Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ и нормативные акты Правительства РФ. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ определяет правовые основы бухгалтерского учета и отчетности, их содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Необходимо отметить также, что  Закон РФ «О бухгалтерском учёте» явился первым официальным документом, провозгласившим конфиденциальность информации: «содержание регистров  бухгалтерского учёта и внутренней отчётности является коммерческой тайной» (ст.10, п.4). Здесь речь идёт об информации управленческого учёта и о регистрах аналитического учёта затрат.

В целом документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное  ведение учёта хозяйственных  операций организаций, своевременное  составление и представление  заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном  положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

Так как в настоящее время  происходят весьма существенные перемены в финансовом учете, связанные с переходом России на международные стандарты финансового учета, то следует обратить внимание на положения Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, которая была утверждена приказом Минфина от 1 июля 2004 г. №80. Концепция, разработанная по решению Правительства РФ, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

Концепция раскрывает такие положения, касающиеся учета и отчетности, как:

- необходимость дальнейшего развития  бухгалтерского учета и отчетности;

- цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;

- необходимость повышения качества  информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

- создание инфраструктуры применения  МСФО;

- изменение системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности;

- подготовка и повышение качества  квалификации кадров;

- а также основные этапы развития  бухгалтерского учета и отчетности  в среднесрочной перспективе.

В п. 2. 1. Концепции говорится об управленческой отчетности. «Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основывается на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность. Главная задача в области финансовой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования ее в управлении хозяйствующим субъектом».

Второй уровень составляют нормативные  акты, методические указания и рекомендации. На этом же уровне нормативного регулирования  находится План счетов бухгалтерского учёта с инструкцией по его  применению. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. утвердил новый План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.

Особое место занимают положения  по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный  подход к подлежащим отражению в  бухгалтерском учёте фактам и  явлениям, обязательный для всех предприятий  организаций от форм собственности. Это национальные российские бухгалтерские  стандарты-Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны  Минфином РФ согласно государственной программе перехода России на принятую в международной практике систему учета и отчетности в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Учетные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности, и рассматривают отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. В настоящее время в российской Федерации разработано и утверждено 20 Положений по бухгалтерскому учету и отчетности.

Третий уровень включает в себя приказы, указания, инструкции, выпускаемые  самой организацией. Например, рабочий  план счетов, составленный на основе единого  Плана счетов, или учетная политика организации. Документы этого уровня определяют особенности организации  и ведения учета и отчетности в нем.

На основе нормативных документов служба управленческого учета разрабатывает  рабочие документы, в их числе:

- приказ по учетной политике;

- формы первичных документов  и учетных регистров;

- графики документооборота;

- план счетов управленческого учёта;

- формы внутренней отчетности.

Таким образом, в российском законодательстве сегодня отсутствуют преграды для  развития бухгалтерского управленческого  учёта. Назрели определённые предпосылки  для его становления и развития на предприятиях с учётом ранее накопленного опыта и традиций.

 

 

Глава 2 Сущность, значение и правила построения сегментарной отчётности

 

2.1 Сущность и значение сегментарной  отчётности

 

Многие  компании как российские, так и  международные производят широкий  спектр услуг и товаров или  осуществляют деятельность в различных  географических регионах с разными  условиями роста, уровнями рентабельности и риска. Такую информацию называют информацией по сегментам.

Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть  чего-либо. Сегментарную отчетность можно  определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса, т.е. центрам ответственности организации. Порядок ее составления для внешних  пользователей установлен ПБУ 12/2000, для внутренних пользователей он практически не разработан. Не находит  отражения данный вопрос и в существующих нормативных документах.

Решением  проблем составления внутренней сегментарной отчетности занимаются непосредственно  сами предприятия. В Законе РФ «О бухгалтерском  учете» лишь отмечена конфиденциальность содержащейся в ней информации: «содержание  внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной»3.

Тезис о  конфиденциальности информации сегментарной отчетности в нормативных документах появился впервые. Это связано с  тем, что в отличие от финансовой отчетности, разрабатываемой на базе данных финансового учета и предназначенной  для внешних пользователей (а  поэтому являющейся открытой), сегментарная отчетность формируется для внутренних пользователей (управляющих всех уровней) и должна быть закрытой. На практике же нередко случается, что налоговые  органы, являющиеся по своей сути внешними пользователями бухгалтерской информации, имеют прямой доступ к данным управленческого учета и отчетности.

Подобно тому как информация внешней финансовой отчетности используется для анализа  финансового состояния предприятия, результатов его деятельности, данные сегментарной отчетности позволяют  оценить качество работы каждого  сегмента бизнеса. Ведь центр ответственности  представляет собой часть системы  управления предприятием и, как любая  система, имеет вход и выход. На входе  в центр ответственности - сырье, материмы, полуфабрикаты. Центр ответственности  располагает необходимым для  производственной деятельности имуществом - основными средствами. В процессе функционирования подразделение потребляет трудовые ресурсы, выполняя ему работу, пользуется услугами сторонних организаций. На выходе центра ответственности –  полуфабрикат, продукция, услуга, которые  либо поступают в следующий центр  ответственности, либо реализуются  на строну.

Информация о работе Сегментарная отчетность