Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа
Производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности организации, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, связанная с этими видами (группами) товаров (работ, услуг), может быть подвержена разным рискам и иметь разные уровни рентабельности. Деятельность, осуществляемая в различных регионах, также может быть сопряжена с различными рисками и прибылями.
Введение
Глава 1 Сущность и значение бухгалтерского управленческого учёта
1.1 Понятие, цели и задачи бухгалтерского управленческого учёта
1.2 Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учётом и функции бухгалтера-аналитика
1.3 Законодательные основы бухгалтерского управленческого учёта
Глава 2 Сущность, значение и правила построения сегментарной отчётности
2.1 Сущность и значение сегментарной отчётности
2.2 Правила построения отчётности по сегментам для внешних пользователей
2.3 Условия и принципы построения внутренней сегментарной отчётности
Глава 3 Составление сегментарной отчётности на примере организации
Заключение
Список использованной литературы
Информация
сегментарной отчётности позволяет
администрации организации
Кроме того,
сегментарная отчётность помогает в
работе самим менеджерам. Руководителю
любого уровня всегда следует знать,
насколько хорошо он работает. Если
его планы не выполняются, он должен
узнать об этом как можно раньше.
В противном случае менеджер не сможет
своевременно откорректировать планы
своего подразделения, и поставленная
перед ним цель окажется нереальной.
Таким образом, чётко налаженный
контроль позволит руководителю центра
ответственности принимать
Информация
сегментарной отчётности используется
с целью принятия разнообразных
управленческих решений. Для многих
российских предприятий вопрос выживания
сегодня напрямую связан с необходимостью
разукрупнения (реструктуризации) бизнеса.
Как и любое другое управленческое
решение, решение о реструктуризации
должно основываться на тщательном изучении
и анализе имеющейся
При этом
будут сравниваться между собой,
как минимум, два альтернативных
варианта эффективности функциональной
структуры предприятия –
Наконец,
вопросы составления
С точки зрения формирования и представления бухгалтерской отчётности можно говорить о сегментах организации, по которым
2.2
Правила построения отчётности
по сегментам для внешних
Порядок
составления бухгалтерской
В числе международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), к которым постепенно приближается российский бухгалтерский учёт, аналогичный стандарт существует. Это МСФО № 14 «Сегментарная отчётность», которым определяется порядок формирования отчётности о сегментах бизнеса в странах с рыночной экономикой. По существу – это «прародитель» ПБУ 12/2000, и цель принятия нового российского стандарта была принята в 1983 г., необходимость его появления возникла намного раньше, в конце 50-х годов, связанных с бурным развитием западных компаний. Можно выделить два основных направления этого развития.
Во-первых, расширялся ассортимент выпускаемых изделий, осуществлялось проникновение в новые сферы деятельности, завоевание новых рынков сбыта. Это свидетельствовало о начале процесса диверсификации производства – перехода от простых монопроизводств к многопрофильным технологиям с широкой номенклатурой выпускаемых изделий. Такая перестройка повышала финансовую устойчивость и конкурентоспособность предприятий. Появлялась возможность покрывать убытки, полученные в одном направлении деятельности, прибылью от продажи иных видов продукции (работ, услуг).
Во-вторых, в связи с развитием рынков сбыта крупные компании начали активно работать в разных географических регионах.
Таким образом,
при подготовке финансовых отчётов
появилась необходимость наряду
с прочими данными включать дополнительную
информацию в отраслевом разрезе (по
хозяйственным сегментам
Сегментарная отчётность, составленная в соответствии с принципами МСФО №14, обобщает информацию относительно различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районов, в которых она работает, с тем, чтобы помочь пользователям финансовых отчётов:
1.Лучше понять показатели
2.Точнее оценить риски и
3.Принимать более
Многие современные западные компании производят группы товаров (или услуг) или работают в географических регионах с разными нормами рентабельности, возможности развития, перспективами на будущее и рисками. В этом случае сегментарная отчётность помогает разобраться в эффективности различных направлений бизнеса компании, которую невозможно определить из её совокупных данных. Таким образом, сегментарная отчётность наряду с прочей финансовой информацией рассматривается международными стандартами как необходимая для удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчётности.
Проблемы,
отмеченные выше, постепенно становятся
актуальными и для
В нормативных документах, регулирующих ведение бухгалтерского учёта в РФ, первое упоминание о необходимости подготовки информации о деятельности сегментов встречается в 1996 году. В Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчётности, утверждённой приказом Министерстве финансов РФ от 12 ноября 1996 г. №97, сказано, что в пояснительной записке «необходимо привести дополнительные данные об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим регионам»5.
Следующий нормативный документ, имеющий отношение к рассматриваемому вопросу: Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утверждённое приказом Министерства финансов РФ 29 июля 1998 г. №31н6. В соответствии с п. 91 в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчёта ею составляется также сводная (консолидированная( бухгалтерская отчётность, включающая показатели отчётов таких обществ, находящихся на территории РФ и за её пределами. Тем же документом предусмотрено формирование сводной годовой бухгалтерской отчётности объединениями юридических лиц, созданных на добровольных началах (союзов, ассоциаций). Однако из сводной консолидированной отчётности не видны результаты деятельности отдельных предприятий. Это «упущение» устраняется после принятия ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».
Учитывать требования последнего Положения должны организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчётность. Для субъектов малого предпринимательства оно не обязательно.
Положением
прежде всего даются рекомендации по
«распознаванию» сегментов, формулируются
правила отнесения на них доходов,
расходов, активов и обязательств.
При этом под сегментом для
целей составления внешней
По аналогии с МСФО №14 выделено два типа сегментов – операционный и географический. Операционным сегментом названа «часть деятельности организации по производству определённого товара, выполнению определённой работы, оказанию определённой услуги или однородная группа товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг».
Географический сегмент – «часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определённом географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: в трактовке ПБУ 12/2000 под сегментом в первую очередь понимается самостоятельное юридическое лицо, либо являющееся дочерним (зависимым) предприятием по отношению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз, холдинг. Такое предприятие в обязательном порядке должно рассматриваться в качестве операционного или географического сегмента. Это, однако, не означает, что данные сегменты не могут быть разделены на более мелкие.
Предполагается, что сегменты осуществляют внешние продажи, а также реализуют продукцию (работу, услуги) между собой с использованием трансфертных цен.
С точки зрения бухгалтерского управленческого учёта сегменты, о которых идёт речь в данном Положении, являются наиболее «развитыми» видами центров ответственности, а именно центрами инвестиций. Эти сегменты обладают собственными активами, с ними отождествляются обязательства, на них обоснованно могут быть отнесены доходы и расходы, а следовательно, и определён финансовый результат деятельности.
Доходы (выручка) сегмента складываются из таких двух составляющих, как:
- доходы, которые непосредственно могут быть отнесены на сегмент
- часть
общей выручки организации,
Доходы операционного сегмента – это выручка от продажи определённых товаров, от выполнения определённых работ, оказания определённых услуг. Доходы географического сегмента – это выручка от производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определённом географическом регионе деятельности.
Если сегменты реализуют продукцию (работы, услуги) между собой, то для объективной оценки их доходов используются не трансфертные, а внешние цены.
Не являются доходами сегмента:
- проценты
и дивиденды, доходы от
- чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйствования - стихийного бедствия, пожара ит.д.);
Аналогичный подход предполагается и к учёту расходов сегментов. Как и доходы, они состоят из двух слагаемых:
- расходов, которые непосредственно могут быть отнесены на сегмент;
- части
общих расходов организации,
Не относятся к расходам сегмента:
- расходы
по финансовым вложениям, если
эти финансовые вложения не
являются предметом
- налог на прибыль;
- чрезвычайные расходы (потери от стихийных бедствий, забастовок, терактов и иных событий).
Финансовый результат деятельности сегмента (прибыль или убыток) определяется как разность между полученными им доходами и понесенными при этом расходами.
Рассмотрим
примеры. Головной текстильной компанией
создан ряд небольших производств,
ориентированных на разных потребителей:
медицинскую промышленность (производство
ваты и марли), домашнее хозяйство (пошив
кухонных полотенец, фартуков и т.д.),
текстильную промышленность (отделка
тканей), швейную промышленность (производство
тканей). В соответствии с требованиями
ПБУ 12/2000 эти производства следует
рассматривать как
Крупный холдинг, производящий электроприборы, имеет свои предприятия в РФ и двух странах ближнего зарубежья – в Белоруссии и на Украине, которые в соответствии с ПБУ 12/2000 могут рассматриваться в качестве географических сегментов (см. таблицу 2).