Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:50, контрольная работа
Ответственность аудиторских организаций и заказчиков
Ответственность аудитора - санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита.
основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет
недействительность
соглашения о неустойке".
Следует подчеркнуть, что в том случае, если заказчик аудиторских услуг
выходит с иском к аудитору или аудиторской организации, основанному на
том, что, по мнению заказчика, аудиторская проверка проведена
некачественно,
следует применять правила ст.
723 и 397 ГК РФ.
Это означает следующее: в случаях, когда услуги оказаны некачественно,
заказчик
по своему выбору вправе потребовать
от исполнителя:
1) безвозмездного
устранения недостатков в
2) соразмерного уменьшения установленной за оказание аудиторских услуг
цены;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право
заказчика
устранять их предусмотрено в
договоре.
Характерным отличием гражданско-правовой ответственности от других
является
то, что, согласно ст. 401 ГК РФ:
"Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее
или ненадлежащим
образом исполнившее
предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не
докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие
непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных
условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в
частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника,
отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника
необходимых
денежных средств"
Таким образом,
условие о наступлении
(умысла или неосторожности) для лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, не является, обязательным элементом гражданско-правового
нарушения.
Основание
наступления гражданско-
ответственности-
совершение
гражданско-правового нарушения
(действия
или бездействия)
гражданско-правовая
ответственность
Физические лица, прошедшие аттестацию и занимающиеся
аудиторской
деятельностью
зарегистрировавшись в качестве
индивидуальных
предпринимателей без
образования
юридического лица,
получившие
лицензию и включенные в
государственный
реестр аудиторов и аудиторских
фирм
Юридические
лица, зарегистрированные в
качестве коммерческой
организации
любой организационно-правовой
формы
(за исключением
акционерного общества
вида собственности, в том числе иностранные и совместно с иностранными
юридическими
и физическими лицами
Предпринимательская
ответственность.
"Ответственность аудитора перед клиентом в современных условиях должна
включать
в себя следующие виды.
1 Ответственность
за неквалифицированное
выражающаяся в возмещении затрат на проведение перепроверки. Однако в
случае совпадения основных выводов проверки и перепроверки затраты на
проведение перепроверки следует относить за счет клиента, чтобы избежать
злоупотреблений
с его стороны.
2. Ответственность
за неблагоприятные для
данных аудитором рекомендаций, противоречащих законам (здесь можно
ограничиваться
законами).
3. Ответственность за несвоевременное проведение проверки в случае,
если в договоре указан конкретный срок, это нарушение привело к
просрочке сдачи отчетности с соответствующими санкциями со стороны
налоговых
органов.
4. Ответственность за состояние бухгалтерского учета и отчетности в
случае, если аудитор сам осуществляет ведение бухгалтерского учета
клиента на основании соответствующего договора, при предъявлении
регрессного
иска со стороны администрации клиента.
5. Ответственность за ущерб, нанесенный клиенту несанкционированным
разглашением конфиденциальной информации, ставшей известной аудитору в
результате проведения проверки или оказания консультационных
услуг.[28,с.275]
Аудитор при проведении выборочной проверки или недолговременного
консультирования может пропустить какие-либо нарушения в ведении учета и
отчетности, ошибки в расчетах налогов, сборов и платежей. Однако не
исключена возможность, что он может также проявить небрежность (даже
вопиющую небрежность) или, скажем, умышленно не отметить явных искажений
отчетности.
Доказать умысел или наличие небрежности (недобросовестности) аудитора
довольно трудно. Это может быть установлено только повторной проверкой,
выполненной высококвалифицированными и объективными специалистами, и
доказано
в результате разбирательства в
суде.
"Для возникновения
профессиональной
отношению к клиенту, следовательно, необходимо наличие следующих
условий:
· некачественное проведение, несостоятельность аудита (неисполнение или
ненадлежащее
исполнение аудитором его обязанностей);
. проведение
аудита с нарушением
нарушение
принципа независимости);
. выдача клиенту противозаконных или недостаточно обоснованных
рекомендаций,
приведших к убыткам, судебным преследованиям
и т.д.;
. передача конфиденциальных сведений, полученных в ходе проверки,
третьим лицам;
. наличие
дополнительных убытков у
проверкой (расходов на проведение перепроверки, если проведенная ранее
проверка была признана неквалифицированно проведенной; ущерба,
нанесенного
деловой репутации клиента
заключением,
и т.д.);
. причинно-следственная
связь между рекомендациями
клиента."[27,
с. 280]
Аудит, по определению, является одним из видов предпринимательской
деятельности, поэтому рекомендации, данные в постановлении Пленума
Высшего арбитражного суда Российской Федерации N2 23 от 22.12.92 г. "О
некоторых вопросах применения арбитражными судами Oснов гражданского
законодательства Союза ССР и республик на территории Российской
Федерации"
можно отнести и к нему:
Предприниматель
(коммерческая организация и гражданин-
несет имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательств независимо от наличия его вины. Предприниматель
несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее
исполнение
оказалось невозможным
Законодательством или договором могут быть установлены иные основания
ответственности
или освобождения от нее.
"Но поскольку договор на проведение аудита имеет существенные отличия от
договора подряда, то логично рассмотреть еще и сущность тех моментов,
когда возникает ответственность аудитора, а также причины, по которым он
может представить
ошибочное аудиторское
неверного заключения, т.е. несостоятельности аудита, могут быть
различны. Перечислим и классифицируем некоторые из них, самые важные и
типичные:
1. Неосторожная вина, халатность, небрежность аудитора (от внимания даже
добросовестного аудитора при проверке может ускользнуть нарушение,
существенно
влияющее на отчетные результаты):
а) пропуск ошибки или нарушения либо неправильная их оценка вследствие
недостаточного
уровня квалификации проверяющих;
б) неполный охват проверяемых объектов, в результате чего были сделаны
неправильные
выводы.
2. Злоупотребление, умышленная вина самих аудиторов (например,
умышленное
искажение результатов
аудиторского
заключения).
3. Виновные
действия клиента, например:
а) предоставление клиентом недостоверной, искаженной информации для ее
проверки
аудиторами;
б) утаивание
информации клиентом.
4. Неосторожная вина, халатность, небрежность клиента, в результате
которых, например, не были полностью учтены рекомендации аудитора по
укреплению внутрихозяйственного контроля, что привело к существенным
убыткам.
5. Спровоцированная взаимная небрежность клиента и аудитора (например,
клиент был предупрежден аудитором об определенных слабостях
внутрихозяйственного контроля, но не предпринял соответствующих мер по
его укреплению
и в результате потерпел существенные
убытки).
6. Невозможность усмотреть вину ни клиента, ни аудитора (например, не
выявленные ошибки вследствие выборочного характера проверки при
соблюдении остальных требований, предъявляемых к формам и методам