Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа
В работе рассмотрена современная банковская система, практическая роль которой обусловливается тем, что она обеспечивает систему платежей и расчетов является важнейшей частью национальной экономики, большая часть коммерческих сделок в экономике осуществляется через вкладные, инвестиционные и кредитные операции. Банки, как финансовые посредники, аккумулируют и трансформируют сбережения одних экономических субъектов в кредиты другим.
Введение
1. Теоретические основы организации регулирования банковской деятельности
1.1.Правовые основы организации надзора и контроля
1.2.Экономическое регулирование и надзор за деятельностью банков
2.Понятие нормативов, группы риска
2.1.Действие экономических нормативов
2.2.Экономические нормативы деятельности ЗАО «Банк Русский Стандарт»
3. Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. N 242-П
"Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах"
4.Система страхования вкладов
- процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;
- стандарты
бухгалтерского учета,
- порядок
аннулирования лицензий на
- обязательность аудиторских проверок;
- порядок
назначения временной
- объявление банков неплатежеспособными.
Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков : государственный, ведомственный и независимый.
Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства.
Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи , цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.
Независимый
контроль - это контроль , осуществляемый
независимыми вневедомственными
Как говорилось выше первым этапом надзорной деятельности является лицензирование банков.
Второй этап надзорной деятельности - дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.
Для оценки
финансового положения банка
обычно используют периодическую отчетную
документацию и ежегодные финансовые
отчеты, включающие годовой баланс,
счет прибылей и убытков, пояснительную
записку. Как правило, ежемесячно или
ежеквартально должны составляться
отчеты о соблюдении ими экономических
нормативов и предоставлять их в
течение месяца, следующего за отчетным.
несоблюдение срока предоставления
отчета свидетельствует о наличии
у банка проблем. Примерно 1 раз
в год внешний аудитор должен
проверять ежемесячные и
Важнейшими
показателями финансового
- достаточность капитала (отношение собственных средств к
ликвидным активам);
- качество его активов с точки зрения риска ликвидности;
- доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1
занятого);
- ликвидность
(способность банка
обязательства)
- соотношение ликвидности и
Финансовое
состояние банка во многом определяется
качеством его активов. Глубокий анализ
качества активов, выявление невозвращаемых
или завышенных по стоимости их элементов
могут быть осуществлены в процессе инспектирования
на месте. Представляемая банком отчетная
документация может использоваться как
показатель состояния его активов, и на
ее основе в некоторой мере можно оценить
кредитный риск, или риск неуплаты по кредиту,
со стороны заемщика.
Одним из инструментов
регулирования и надзора за функционированием
банков являются экономические нормативы,
которые "в целях обеспечения
устойчивости кредитных организаций
Банк России может устанавливать"
банкам согласно ст.62 Федерального закона
от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ "О центральном
банке Российской Федерации (банке
России)". Они имеют следующие особенности:
во-первых, все нормативы делятся на обязательные
для исполнения банками и оценочные. Оценочные
нормативы детализируют обязательные
и служат для более углубленного анализа
ликвидности и финансовой устойчивости
банка;
во-вторых, установленные нормативы дифференцированы
применительно к типу коммерческого банка,
при этом Центральный банк России исходит
из того, что коммерческие банки, созданные
на основе ранее действовавших специализированных
банков, являются более ликвидными и финансово
устойчивыми, чем другие, вновь организованные
банки;
в-третьих, при расчете нормативов активы
коммерческого банка распределены на
пять групп риска с учетом степени риска
вложений средств и соответственно возможной
потери части стоимости этих средств при
неблагоприятной ситуации.
Одновременно отдельным категориям активов,
входящих в каждую из групп, присваивается
соответствующий поправочный коэффициент
риска, который показывает, какая часть
стоимости данной категории активов может
быть потеряна, или иначе, в какой мере
надежно вложение средств в ту или иную
категорию активов банка.
Группы риска активов банка, для которых
установлены соответствующие коэффициенты
риска определены в инструкции №110-И "Об
обязательных нормативах банков".
В настоящее
время Инструкцией ЦБ РФ от 16 января
2004г №110-И "Об обязательных нормативах
банков" установлено 9 обязательных
нормативов. Эти нормативы призваны
контролировать деятельность банков по
важнейшим направлениям, что следует
из их распределения по следующим
группам:
норматив достаточности собственных средств
(капитала) банка (Н1);
нормативы ликвидности банка (Н2, Н3, Н4);
(Н5-отменен);
нормативы кредитного риска банка (Н6,
Н7, Н9, Н10.1);
норматив инвестирования собственных
средств в доли (акции) других юридических
лиц (Н12).
Норматив достаточности собственных средств
(капитала) банка Н1 регулирует (ограничивает)
риск несостоятельности банка и определяет
требования по минимальной величине собственных
средств банка, необходимых для покрытия
кредитного и рыночного рисков, а также
ограничивает объем активных операций
в зависимости от капитала.
Норматив достаточности капитала банка
определяется как отношение размера собственных
средств банка и суммы его активов, взвешенных
по уровню риска.
Минимально допустимое числовое значение
норматива Н1 установлено в зависимости
от размера собственных средств (капитала)
банка:
для банков с размером капитала не менее
суммы, эквивалентной 5 млн евро, - 10%;
для банков с размером собственных средств
менее суммы, эквивалентной 5 млн евро,
- 11%.
Норматив мгновенной ликвидности банка
Н2 регулирует (ограничивает) риск потери
банком ликвидности в течение одного операционного
дня и определяет минимальное отношение
суммы высоколиквидных активов банка
к сумме пассивов банка по счетам до востребования.
Для выполнения норматива требуется, в
основном, "замораживание" соответствующих
сумм на корреспондентских счетах в Банке
России и кредитных организаций развитых
стан, а также в кассе банка, что сокращает
активные операции банка, так как данные
средства практически не приносят дохода.
Норматив также стимулирует сокращение
пассивов до востребования.
Минимально допустимое числовое значение
норматива Н2 установлено с 1 апреля 2004
г. в размере 15% (уменьшение с 20%). Снижение
норматива позволяет расширять активные
операции.
Норматив текущей ликвидности банка Н3
регулирует (ограничивает) риск потери
банком ликвидности в течение ближайших
к дате расчета норматива 30 календарных
дней и определяет минимальное отношение
суммы ликвидных активов банка к сумме
пассивов банка по счетам до востребования
и на срок до 30 календарных дней.
Минимально допустимое числовое значение
норматива Н3 установлено в размере 50%
(снижение с 70%). Уменьшение норматива способствует
увеличению активных операций.
Норматив долгосрочной ликвидности банка
Н4 регулирует (ограничивает) риск потери
банком ликвидности в результате размещения
средств в долгосрочные активы и определяет
максимально допустимое отношение кредитных
требований банка с оставшимся сроком
до даты погашения свыше одного года.
Увеличение максимально допустимого значения
данного норматива позволило бы банку
наращивать объем активных операций, в
том числе инвестиций; аналогичный эффект
вызвал бы отказ от уменьшения расчетной
величины капитала на упоминавшиеся корректировки.
Максимально допустимое числовое значение
норматива Н4 установлено в размере 120%.
Норматив общей ликвидности банка Н5 регулирует
(ограничивает) общий риск потери банком
ликвидности и определяет минимальное
отношение ликвидных активов к суммарным
активам банка.
Для выполнения норматива требуется приобретение
необходимых сумм достаточно ликвидных
активов в отношении уже к суммарным активам
(за вычетом обязательных резервов).
Минимально допустимое числовое значение
норматива Н5 определено в размере 20%.
В настоящее время норматив Н5 отменен,
при этом были названы основные аргументы:
указанный норматив не является основным
параметром, регулирующим риск потери
ликвидности. По мнению практикующих банкиров,
если соблюдаются Н2, Н3 и Н4, то с нормативом
Н5 никогда проблем не возникает. Как показала
практика, наиболее внимательно банки
мониторят именно Н2 и Н3.
многие банки не используют норматив Н5
во внутренней аналитике, а те, кто использует
для расчетных целей соотношение ликвидных
активов к совокупным, определяет ликвидные
активы по собственной методике;
отказ от требований соблюдать экономический
норматив можно оценить как еще один шаг
перехода надзорного органа к оценке деятельности
банков с использованием принципа мотивированного
суждения. Бизнес каждого банка уникален
(например, тем, кто занимается кредитованием
торговых операций, требуются большие
объемы ликвидных активов, чем банкам,
специализирующимся на долгосрочном финансировании),
поэтому стандартные нормативы далеко
не всегда адекватно отражают конкретную
ситуацию.
Норматив максимального размера риска
на одного заемщика или группу связанных
заемщиков Н6 регулирует (ограничивает)
кредитный риск банка в отношении одного
заемщика или группы связанных заемщиков
и определяет максимальное отношение
совокупной суммы кредитных требований
банка к заемщику или группе связанных
заемщиков к капиталу банка.
Норматив лимитирует кредитные операции
банка, не позволяя среднему банку обслуживать
крупного клиента и группу связанных заемщиков
в части выдачи крупных (относительно
капитала) ссуд.
Максимально допустимое числовое значение
норматива Н6 утверждено в размере 25%. .
Норматив максимального размера крупных
кредитных рисков Н7 регулирует (ограничивает)
совокупную величину крупных кредитных
рисков банка и определяет максимальное
отношение совокупной величины крупных
кредитных рисков и размера собственных
средств (капитала) банка.
Норматив ограничивает кредитные операции
в отношении суммарной величины крупных
кредитов (каждая ссуда - свыше 5% капитала).
Максимально допустимое числовое значение
норматива Н7 определено в размере 800%.
Норматив максимального размера кредитов,
банковских гарантий и поручительств,
предоставленных банком своим участникам
(акционерам), Н9.1 регулирует (ограничивает)
кредитный риск банка в отношении участников
(акционеров) банка и определяет максимальное
отношение размера кредитов, банковских
гарантий и поручительств, предоставленных
банком своим участникам (акционерам)
к собственным средствам банка.
Максимально допустимое числовое значение
норматива Н9.1 установлено 50%.
Норматив совокупной величины риска по
инсайдерам банка Н10.1 регулирует (ограничивает)
совокупный кредитный риск банка в отношении
всех инсайдеров, к которым относятся
физические лица, способные воздействовать
на принятие решения о выдаче кредита
банком. Норматив Н10.1 определяет максимальное
отношение совокупной суммы кредитных
требований к инсайдерам к капиталу банка.
Иногда инсайдеры также являются важнейшими
клиентами банка, поэтому этот норматив
подобно Н9.1 ограничивает активные операции.
Максимально допустимое числовое значение
норматива Н10.1 определено в размере 3%.
Норматив использования собственных средств
банка для приобретения акций (долей) других
юридических лиц Н12 регулирует (ограничивает)
совокупный риск вложений банка в акции
(доли) других юридических лиц и определяет
максимальное отношение сумм, инвестируемых
банком на приобретение акций (долей) других
юридических лиц, к капиталу банка.
Норматив Н12 конкретно регламентирует
(ограничивает) именно инвестиционную
деятельность банка, максимально допустимым
значением вложения в акции, приобретенные
для инвестирования и частично для перепродажи
в отношении к капиталу банка.
Максимально допустимое числовое значение
норматива Н12 утверждено в размере 25%.
Повышение максимально допустимых значений
Н12 позволило бы увеличить инвестиции
банка в реальный сектор экономики России.
Приведенные ниже
таблицы 1,2 показывают реальные значения
экономических нормативов, которые
вошли в состав ежеквартальной отчетности
по ценным бумагам за 1 квартал 2009 года
коммерческого банка ЗАО "Банк
Русский Стандарт". [5]
Таблица 2 - ликвидность кредитной организации
- эмитента, достаточность собственных
средств (капитала) на 01.01.09г
Условное обозначение (номер) норматива |
Название норматива | Допустимое значение норматива |
Фактическое значение норматива |
H1 | Достаточности капитала | Min 10% (K>5 млн. евро) Min 11% (K<5 млн. евро) |
19.08 |
Н2 | Мгновенной ликвидности | Min 15% | 312.8 |
Н3 | Текущей ликвидности | Min 50% | 219.95 |
Н4 | Долгосрочной ликвидности | Max 120% | 34.46 |
Н5 | Общей ликвидности | Min 20% | отменен |
Н6 | Максимальный
размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков |
Max 25% | 20.7 |
Н7 | Максимальный
размер крупных кредитных рисков |
Max 800% | 136.44 |
Н8 | Максимальный
размер риска на одного кредитора (вкладчика) |
Max 25% | 0 |
Н9 | Максимальный
размер кредитного риска на одного акционера (участника) |
Max 20% | 0 |
Н9.1 | Максимальный
размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных акционерам (участникам) |
Max 50% | 0 |
Н10.1 | Совокупная
величина риска по инсайдерам |
Max 3% | 1.09 |
Н12 | Использование
собственных средств для приобретения акций (долей) др. юр. лиц |
Max 25% | 0 |
Н13 | Норматив риска собственных вексельных обязательств |
Max 100% | Не рассчитывается |
Н14 | Норматив ликвидности
по операциям с драгоценными металлами |
Max 10% | Не рассчитывается |
Таблица 3 - ликвидность кредитной организации - эмитента, достаточность собственных средств (капитала) на 01.04.09г
Условное обозначение (номер) норматива |
Название норматива | Допустимое значение норматива |
Фактическое значение норматива |
H1 | Достаточности капитала | Min 10% (K>5 млн. евро) Min 11% (K<5 млн. евро) |
17.92 |
Н2 | Мгновенной ликвидности | Min 15% | 411.78 |
Н3 | Текущей ликвидности | Min 50% | 324.45 |
Н4 | Долгосрочной ликвидности | Max 120% | 25.88 |
Н5 | Общей ликвидности | Min 20% | отменен |
Н6 | Максимальный
размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков |
Max 25% | 23.4 |
Н7 | Максимальный
размер крупных кредитных рисков |
Max 800% | 113.41 |
Н8 | Максимальный
размер риска на одного кредитора (вкладчика) |
Max 25% | 0 |
Н9 | Максимальный
размер кредитного риска на одного акционера (участника) |
Max 20% | 0 |
Н9.1 | Максимальный
размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных акционерам (участникам) |
Max 50% | 0 |
Н10.1 | Совокупная
величина риска по инсайдерам |
Max 3% | 0.39 |
Н12 | Использование
собственных средств для приобретения акций (долей) др. юр. лиц |
Max 25% | 0 |
Н13 | Норматив риска собственных вексельных обязательств |
Max 100% | Не рассчитывается |
Н14 | Норматив ликвидности
по операциям с драгоценными металлами |
Max 10% | Не рассчитывается |
Информация о работе Регулирование и контроль банковской деятельности