Пути усовершенствования бюджетирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной роботы: проанализировать разные мнения специалистов, которые касаются бюджетов и их значения в деятельности предприятия, сделать вывод, а также разработать некоторые бюджеты самостоятельно.
При этом были поставлены и решены следующие задачи:
закрепить и систематизировать теоретические знания по этому вопросу;
научится применять их на практике;
сформулировать возможные пути усовершенствования процесса бюджетирования.

Содержание

Вступление 2 стр
Раздел 1. Бюджетирование как инструмент планирования и управления хозяйственной деятельностью
1.1 Понятие бюджетирования: суть, цель, отличительные особенности 3 стр
1.2 Принципы и этапы бюджетирования 5 стр
1.3 Виды бюджетов и подходы к их составлению 7 стр
Раздел 2. Внедрение бюджетирования для повышения эффективности финансового планирования на предприятии
2.1 Общие положения планирования деятельности предприятия 9 стр
2.2 Разработка операционного бюджета промышленного предприятия 10 стр
2.3 Бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств и баланс 19 стр
Раздел 3. Пути усовершенствования бюджетирования на предприятии 21 стр
Выводы 23 стр
Список литературы 26 стр

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

    В процессе бюджетирования автоматически  формируются бюджеты структурных  подразделений на основе сводного бюджета  предприятия. Это достигается посредством  закрепления всех статей доходной и расходной части бюджета за центрами доходов и затрат.

    После того как бюджет разработан и принят, реальные показатели деятельности предприятия  должны сравниваться с запланированными для выявления отклонений.

    По  оценкам специалистов, предприятия, которые не формируют годовых бюджетов, теряют за год до 20% своих доходов. Во избежание подобных потерь, руководство фирмы должно всегда располагать достаточно достоверной информацией про текущие и будущие денежные потоки, постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать методологию планирования.

    Обеспечение ритмического беспрерывного функционирования предприятия в условиях динамических изменений требует постоянного наблюдения за поступлением средства, выделением конкретного вида деятельности, которая обеспечивает положительный денежный поток, прогнозирование его объемов и приблизительных сроков поступления.

    Выводы

    Роль  системы управленческого учета  и бюджетирования состоит в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение средств, финансовых ресурсов, счетов и активов  предприятия в максимально универсальной  и сопоставимой форме, представить  соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом виде для принятия эффективных управленческих решений.

    Бюджет  как инструмент финансового планирования в странах с рыночной экономикой является описанием целей компании, определителем конкретных финансовых и операционных заданий. В первоначальном своём виде он был разработан как статическая система взаимоотношений, в дальнейшем он становится регистром эталонных показателей, которые сравниваются с результатами текущей деятельности. Модель продаж, функционирования производства и многие другие превращают бюджет в комплексную систему, которая даёт возможность находить оптимальные относительно выбранных критериев, как текущие, так и перспективные решения во всех сферах деятельности предприятия. Таким образом, бюджетирование предусматривает подготовку главного бюджета, состоящего из интегрированных бюджетов, которые показывают разные стороны деятельности компании. Кроме этого, в зарубежной практике бюджетирования берутся во внимание такие факторы, как потребности покупателей, уровень конкуренции, корпоративная и трудовая стабильность, факторы политики и экономики и др.

    Бесспорно, бюджет предприятия - довольно сложный  документ по своему содержанию и требует  от исполнителей опыта во всех сферах его деятельности, поскольку отражает взаимодействие таких сфер. Формирование бюджета требует также изменения структуры руководства и управления предприятием, больших затрат времени и средств. Стоимость лишь одних модулей комплексных компьютерных систем, связанных с финансовым планированием, колеблется от нескольких сотен условных единиц до нескольких тысяч.

    Впрочем, вопрос о том, нужно ли внедрять бюджетирование в хозяйственную практику предприятий, должно решаться однозначно - необходимо, поскольку наличие даже самого простого бюджета дает возможность ориентироваться в разных аспектах финансового управления от налогового планирования до разработки резервной политике предприятия.

    Считается, что бюджет - это большее, чем счет денег. Он является планом деятельности предприятия, играет мотивирующую роль в ведении бизнеса, стимулирует стремление к выполнению доходной части финансового плана, активизирует процесс осмысления и переосмысление бизнеса и постановки задач.

    Процесс бюджетирования как технология планирования, учета и контроля за денежными потоками и финансовыми результатами постепенно проникает в организацию управления хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий в Украине. Научным работникам следует проводят работу по созданию методической базы для составления бюджетов, которая учитывала бы, особенности и хозяйственной, и финансовой деятельности отечественных предприятий.

    Очень жаль, что не все сейчас понимают важность бюджетирования, а, если и  понимают, то на многих предприятиях просто нет квалифицированных специалистов по разработке бюджетов, или же не хватает денежных средств, так что фирма еле держится на плаву.

    Но  все - таки мы настоятельно рекомендуем  предприятиям составлять такие бюджеты, как определение целевого объёма продаж, план производства, определение потребности в основных материалах, бюджет затрат труда, бюджет производственных, административных расходов, затрат на сбыт, калькулирование себестоимости реализации продукции по видам.

    Список литературы

    1.   Закон Украины "О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине" от 16.07.99 № 996-XIV // Всё о бухгалтерском учёте. - 2000. - № 311 (436). - С.3-6. - (спецвыпуск 44).

    2.   Белобловский С. Составные элементы процесса бюджетирования // Экономика. Финансы. Право. - 2002. - № 8. - С. 20-25.

    3.   Бень Т.Г., Довбня СБ. Бюджетирование как инструмент усовершенствования системы финансового менеджмента предприятия // Финансы Украины. - 2000. - № 7. - С.48-55.

    4.   Биленко Л.М., Оченаш В.А. Бюджетирование как главное направление повышения эффективности менеджмента // Региональные перспективы. - 2004. - №5,6. - С.77-78.

    5.   Городецкий Д. Концепция бюджетной сбалансированности // Экономист. - 2005. - №4. - С.14-28.

    6.   Зятковский И.В. Бюджет предприятия как инструмент управления финансовыми ресурсами // Финансы Украины. - 2006. - № 7. - С.78-89.

    7.   Кулик В.В., Кулик А.В. Бюджет как инструмент развития внутреннего рынка // Финансы Украины. - 2001. - № 7. - С.119-125.

    8.   Полищук А.В. Планирование результатов деятельности предприятия // Финансы Украины. - 2006. - № 4. - С.39-41.

    9.   Пономаренко Л.А. Бюджеты их значение // www.cfin.ru / afa / 2006-2/2.

    10.       Скудар Г. Управление большими Акционерными обществами // Экономика Украины. - 2004. - № 2. - С.14-15.

    11.       Терещенко О.О. Теоретические основы бюджетирования на предприятии // Финансы Украины. - 2005. - № 11. С.13-16.

    12.       Фомин П.А. Бюджетирование - теория и практика производственно - финансового планирования и анализа // Финансы и кредит. - 2006. - №1. - С.55-60.

    13.       Харко А.Ю. Бюджетирование в процессе управления финансовой деятельностью предприятия // Финансы Украины. - 2006. - № 9. - С.87-91

    14.       Шомахмал В.А. Внедрение бюджетирования для повышения эффективности финансового планирования на предприятии // Региональные перспективы. - 2005. - № 4. - С.116-119.

    15.       Бутинец Ф.Ф., Чижевский Л.В., Герасимчук А.В. Бухгалтерский управленческий учёт: Курс лекций. - Житомир: ПП "Рута", 2000. - 445с.

    16.       Голов СВ. Управленческий бухгалтерский учёт. - К.: СКАРБИ, 1998.

    17.       Друри К. Введение в управленческий и производственный учёт: Учебное пособие. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

    18.       Карпова Т.П. Управленческий учёт: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 350 с.

    19.       Москаленко В.П., Шипунова О.В. Развитие финансово-экономического механизма на предприятии: Курс лекций. - Суми: ВВП "Мрія - 1" ЛТД, УАБС, 2003. - 106с. 

    Приложения 

    Приложение  А

      
 
 
 

    Приложение  Б

    Технология  составления сводного бюджета промышленного  предприятия

      № этапа Название  этапа составления сводного бюджета Используемые  планово-аналитические инструменты  и методы планирования "Выходная" форма (отчет)
      Этап 1 Определение целевого объема продаж 1) Анализ  взаимосвязи "издержки-объем-прибыль"  для определения: физического  объема продаж уровня цен, динамики  производственных и сбытовых  затрат, которые обеспечивали бы  максимальный уровень чистого  (маржинального) дохода по продукту.

2) Оптимизация  структуры продаж с учетом планируемых величин маржинального дохода по отдельным продуктам и существующих ограничений по производственным мощностям

Предварительный (первичный) вариант бюджета продаж
      Этап 2 Определение плана производства (товарного выпуска) и целевого (конечного) уровня запасов по номенклатуре выпуска 1) Оптимизационные  модели, используемые для расчета  наиболее обоснованного уровня  текущих запасов готовой продукции  (модель EPR и др.) - для предприятий,  работающих на заказ

    2) Расчет физического объема и номенклатуры выпуска - для предприятий серийного и массового производства

Предварительный (первичный) вариант плана производства (товарного выпуска)
          Этап 3     Определение объема валового выпуска     Метод условных единиц (для поточного и  массового производства) Предварительный вариант плана валового выпуска
      Этап 4 Определение потребности в основных материалах 1) Метод  технологического нормирования  материальных затрат - для крупных  и средних предприятий

    2) Метод сравнительного анализа  счетов - для небольших предприятий

    Смета расхода матери-

    алов  по основному производству

      Этап 5 Определение прямых затрат труда Метод технологического нормирования трудозатрат, тарификация (тарифная сетка стоимости трудочаса  основных производственных рабочих  в соответствии с разрядностью работ) Первичный вариант бюджета прямых трудозатрат
      Этап 6 Определение потребности во вспомогательных  материалах. Определение общей потребности  в материалах. 1) Методы  нормирования вспомогательных материалов  в зависимости от величины прямых затрат и объема выпуска

    2) Сметное планирование материальных  затрат (в разрезе отдельных подразделений) 

Первичный вариант бюджета закупок
      Этап 7 Расчет  себестоимости списания материалов в производство, калькуляция суммарных  прямых затрат Методы:

Средневзвешенный

ФИФО

ЛИФО

На основе величины нач. запасов материалов и  производств. потребности

Первичные варианты бюджетов прямых материальных затрат, прямых затрат
Этап 8 Определение совокупной величины общепроизводственных расходов (ОПР) Методы нормирования общепроиз. расходов в зависимости от величины прямых затрат и объема выпуска (расчет плановой ставки начисления) Первичный вариант бюджетов общепроизв. расходов, производств, затрат      
Этап 9 Расчет  себестоимости выпуска Метод условных единиц (при поточном и массовом производстве) Калькуляция себестоимости выпуска      
Этап 10 Расчет  величины переменных коммерческих (сбытовых) расходов Методы  нормирования переменных коммерческих (сбытовых) расходов в зависимости  от объема продаж (расчет плановой ставки начисления) Первичный вариант бюджета переменных коммерческих (сбытовых) расходов      
Этап 11 Расчет  величины постоянных расходов Методы  сметного планирования в разрезе  подразделений (планирование "от нулевой  точки", планирование "от достигнутого уровня") Первичный вариант бюджета постоянных расходов      
Этап 12 Калькуляция себестоимости реализации по видам  продукции Метод средневзвешенной на основе начального уровня товарных остатков (запасов) и баланса отгрузки по видам продукции (начальные запасы + план выпуска - план отгрузки = целевые конечные запасы) Сметы полных переменных затрат по реализованной  продукции (себестоимость реализации отдельных видов продукции)      
Этап 13 Расчет  конечных финансовых результатов На основе этапов 1,11 и 12 Первичный вариант Отчета о прибылях и убытках (отчета о финансовых результатах)      
Этап 14 Расчет  инвестиционных потребностей 1) Сметное  планирование капитальных затрат

2) Составление  долгосрочного "бюджета развития" (инвестиционного бюджета) 

Первичный вариант инвестиционного бюджета      
Этап 15 Расчет  величины финансовых поступлений и  расходов     Составление плановых балансовых таблиц: движения дебиторской задолженности; движения кредиторской задолженности; прочих активных и пассивных расчетов Первичный вариант бюджета движения денежных средств      
Этап 16 Составление прогнозного баланса на конец  бюджетного периода На основе фактического баланса на начало бюджетного периода и первичного проекта  отчета о прибылях и убытках (этап 12)

первичного  варианта инвестиционного бюджета (этап 13)

первичного  варианта бюджета движения денежных средств (этап 14)

Первичный проект целевого баланса (на конец бюджетного периода)      
Этап 17 Расчет  величины первичного финансового дефицита Определение финансовых нормативов (коэффициентов) Первичный вариант отчета об изменении финансового состояния      
Этап 18 Корректировка показателей сводного бюджета На основе финансовых нормативов (коэффициентов) Окончательные варианты:

операционного бюджета

инвестиционного бюджета

финансового бюджета

     
                  Окончательный вариант сводного бюджета на текущий период      
                                                     

    Приложение  В

    Бюджет  закупок материалов

Материалы, единицы измерения Остаток на

01.01.2012г. (факт)

Потребность 2012г.

(план)

Остаток на

01.04.2012г. (план)

Закупки (план) Прогнозная цена закупок (руб. за ед) Бюджет закупок, руб
    (1)     (2)     (3)     (4) (5) =(3) + (4) - (2)     (6) (7) =(5) х (6)
Материал X, кг     100     490     80     470     200 94 000
Материал  У, кг     450     2 780     400 2 730     400 1 092 000
Материал  К, кг     300     1 328     300     1328     250 332 000
Материал  Н, кг     400     2 200     500 2 300     300 690 000
Материал  С, кг     250     949     200     899     100 89 900
Материал  А литры     10     90     20     100     8     800
Материал  В, пог. метры     40     350     40     350     20 7 000
Материал  Д, листы     20     120     30     130     5     650
Материал  Е, коробки     1000     30 000     3 000 32 000     10 320 000
Материал  И, литры     500     6 000     1000 6 500     8 52 000
    Всего                               2 678 350

Информация о работе Пути усовершенствования бюджетирования на предприятии