Правовое регулирование заработной платы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данного исследования состоит в анализе способов формирования и распределения заработной платы, изучении правового регулирования оплаты труда в Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучение понятия заработной платы и ее правового регулирования;
- рассмотрение тарифной сетки оплаты труда;
- отражение форм и размеров оплаты труда и нормирования труда;
- анализ структуры заработной платы;
- изучение и анализ условий и порядка выплаты заработной платы, ее правовой охраны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 5
2. ТАРИФНАЯ СЕТКА ОПЛАТЫ ТРУДА, ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ 12
3. ФОРМЫ СИСТЕМЫ И РАЗМЕРЫ ОПЛАТЫ ТРУДА. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА 18
4. СТРУКТУРА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) 29
5. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

Работа содержит 1 файл

Дипл ТП (Зарплата - Прав. Регулир. № 2998)ДОРАБОТКА.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

В научной литературе заработная плата определялась и  как часть национального дохода, входящего в фонд индивидуального  потребления, распределяемого государством в плановом порядке среди рабочих  и служащих в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда, и как вознаграждение, выплачиваемое рабочим и служащим за их труд в соответствии с его количеством и качеством по заранее установленным нормативам.

Вместе с тем, правовое понятие заработной платы четко  определяет ее признаки и аспекты правового регулирования: заработная плата - вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Правовой аспект категории  «заработная плата» отражает один из основных признаков трудовых правоотношений - их возмездность. Рассматривая заработную плату как правовую категорию, трудовое право в отличие от экономики труда не затрагивает социально-экономическую сущность заработной платы, т.е. не занимается изучением таких вопросов, как соотношение цены труда и стоимости рабочей силы; определение факторов, влияющих на размер заработной платы, и т.п.

 

2. ТАРИФНАЯ СЕТКА ОПЛАТЫ  ТРУДА, ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ

 

Традиционно сложились  следующие разновидности систем оплаты труда:

1) тарифная система;

2) система заработной  платы.

Тариф - это исходный размер оплаты труда определенного вида, характера, квалификации.

Тарифная система - комплекс различных правовых актов, принимаемых в централизованном и локальном порядке, обеспечивающих дифференциацию оплаты труда в зависимости от сложности (квалификации) труда, условий труда (тяжести, вредности, климатических условий), характера и значения труда [36].

Составными элементами тарифной системы оплаты труда являются:

1) тарифно-квалификационные  справочники;

2) тарифные сетки;

3) тарифные ставки, надбавки  и доплаты;

4) списки (перечни) работ  с вредными и тяжелыми условиями труда.

Тарифно-квалификационные справочники - это систематизированные  перечни работ и профессий  или должностей, в которых сформулированы квалификационные характеристики и  требования (круг должностных обязанностей), предъявляемые к соответствующим работникам. Виды тарифно-квалификационных справочников:

- Единый тарифно-квалификационный  справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС).

- Квалификационный справочник  должностей руководителей, специалистов  и служащих (КСД),

- Квалификационный справочник профессий рабочих [36].

В соответствии с тарифно-квалификационными  справочниками производится отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации.

Единая тарифная сетка  работников (ETC) - совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых устанавливается зависимость оплаты труда от квалификации работников, сложности работы и уровня управления. Действующая ETC состоит из 27 тарифных разрядов (для хозрасчетного сектора экономики из 23).

Тарифный (квалификационный) разряд - это показатель, характеризующий уровень квалификации работника. Он зависит от степени сложности выполняемых работ и ответственности работника.

Тарифный коэффициент - показатель, определяющий во сколько раз тарифная ставка 2-го и последующего разрядов выше тарифной ставки 1 -го разряда. Коэффициентом первого разряда служит единица, а далее коэффициенты на десятые доли увеличиваются [36].

Тарифная ставка (оклад) - это выраженный в денежной форме размер оплаты труда работника в единицу времени (час, день месяц). Чем выше тарифный разряд работника, тем больше его тарифная ставка. В тарифной сетке дается ставка 1-го разряда. Ставки других разрядов определяются путем умножения ее на тарифный коэффициент соответствующего разряда, который показывает, во сколько раз тариф оплаты труда данного работника выше первого. В настоящее время тарифные ставки (оклады) определяются в коллективном договоре, соглашении или нанимателем, а для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, - Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом [16, с. 119].

В соответствии с п. 1 Декрета  Президента от 18 июля 2002 г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь [10].

Во исполнение вышеназванного Декрета Министерство труда и  социальной защиты Республики Беларусь постановлением от 20 сентября 2002 г. № 123 утвердило Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция № 123) [13].

Тарифная часть заработной платы состоит из тарифной ставки первого разряда, действующей в организации, и тарифного коэффициента, соответствующего установленному конкретному работнику тарифному разряду, который характеризует уровень квалификации работника, зависит от степени сложности выполняемых работ (обязанностей), уровня теоретических и практических знаний, а также ответственности работника. Эти требования заложены в квалификационных характеристиках, предусмотренных соответствующими квалификационными справочниками.

Для стимулирования работников путем увеличения тарифной части заработной платы в настоящее время существует только две возможности: увеличение или тарифной ставки, или (и) тарифного коэффициента. Размер тарифной ставки первого разряда, действующей в организации, является своеобразным показателем эффективности труда всех работников организации, деятельности коммерческой организации в целом. Увеличение тарифной ставки в организациях государственной формы собственности и с долей собственности в их имуществе должно производится в соответствии с Инструкцией о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты, Министерства финансов и Министерства экономики от 24 февраля 2005 г. № 18/23/34 [15].

В соответствии с п. 2 данной Инструкцией повышение тарифной ставки первого разряда в организациях государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе производится по установленным показателям и нормативам независимо от изменения тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Правительством  Республики  Беларусь  для  работников   организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

При этом организации, за исключением убыточных, у которых  размер тарифной ставки первого разряда превышает уровень этой ставки, установленный для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, дальнейшее ее повышение осуществляют в зависимости от роста объемов производства (работ, услуг) в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года [15, п. 4].

В организациях, где невозможно подсчитать рост объема производства в сопоставимых ценах или отсутствует  возможность дальнейшего увеличения объемов производства в силу максимального  использования производственных мощностей либо особенностей технологического процесса, по решению собственника имущества либо органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, могут использоваться другие экономические показатели (производительность труда, например характеризующие эффективность работы организации).

Рост объемов производства (работ, услуг) в сопоставимых ценах  и (или) других показателей хозяйствования учитывается нарастающим итогом с начала года. Во вновь созданных  организациях в течение года показатели учитываются нарастающим итогом с начала деятельности. Собственник имущества либо орган, уполномоченный управлять государственным имуществом или осуществлять владельческий надзор, устанавливает для подчиненных организаций дифференцированные размеры (нормативы) повышения тарифной ставки первого разряда от 0,6 до 1,0 на каждый процент прироста объемов производства продукции, товаров (работ, услуг) в сопоставимых ценах (производительности труда или иного установленного показателя) в зависимости от эффективности хозяйствования, уровня оплаты труда и других факторов. Это является одним из обязательных условий повышения тарифной ставки первого разряда. При отсутствии данного норматива нет оснований для повышения тарифной ставки первого разряда, действующей в организации [32, c. 48].

В целях учета отраслевой специфики коммерческих организаций  государственной формы собственности  и с долей собственности государства  в их имуществе к базовому предельному  нормативу тарифной ставки первого  разряда установлены дифференцированные отраслевые коэффициенты (от 1,0 до 1,5). Те отрасли, которые не перечислены в позициях, соответствующих большему чем 1,0 дифференцированному отраслевому коэффициенту к базовому предельному нормативу тарифной ставки первого разряда, будут относиться к группе с коэффициентом, равным 1,0. При наличии в организации нескольких тарифных ставок первого разряда для учета соотношения базового предельного норматива тарифной ставки первого разряда и тарифной ставки первого разряда, действующей в коммерческой организации, используется средневзвешенная тарифная ставка первого разряда [32, c. 48]. При этом в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, включается сумма выплат стимулирующего и компенсирующего характера, а также повышения тарифных ставок, должностных окладов и расценок (с учетом фактического выполнения норм труда) в установленных законодательством размерах, рассчитанная исходя из тарифной ставки первого разряда, действующей в организации.

Повышение тарифной ставки приводит к повышению тарифной части  заработной платы всех работающих в  организации без должного учета  индивидуального вклада каждого  работника в отдельности [32, c. 48].

Тарифная часть заработной платы может повышаться и в результате увеличения размера тарифного коэффициента.

Таким образом, правовое регулирование тарифной сетки позволяет  учитывать индивидуальный вклад каждого работника, позволяет усилить дифференциацию в оплате между различными работниками организации по сравнению с установленной Единой тарифной сеткой работников Республики Беларусь.

 

 

 

3. ФОРМЫ СИСТЕМЫ  И РАЗМЕРЫ ОПЛАТЫ ТРУДА. НОРМИРОВАНИЕ  ТРУДА

 

Формы заработной платы - это способ соотношения между  трудом работника и размером его  заработной платы. В зависимости от показателей измерения затрат труда различают повременную и сдельную формы заработной платы, которые являются основными [16, c. 52]. При этом как повременная, так и сдельная формы заработной платы имеют свои разновидности, которые принято называть системами. Выбор форм и систем оплаты труда зависит от организации производственного процесса. Право установления или изменения форм и систем оплаты труда принадлежит работодателю с учетом мнения представительного органа работников.

При повременной оплате мерой труда выступает рабочее время, и заработок работнику начисляется в соответствии с установленной тарифной ставкой (окладом) за фактически отработанное время. Повременная форма заработной платы имеет две системы: простую повременную и повременно-премиальную. В зависимости от способа начисления заработной платы повременная оплата подразделяется на три вида: почасовая, поденная и месячная. Соответственно, различают почасовые, дневные и месячные тарифные ставки.

При сдельной оплате измерителем труда является количество выработанной работником продукции или оказанных услуг и заработок зависит от объема выполненной работы и установленных сдельных расценок за единицу работы. Сдельная расценка представляет собой размер оплаты труда работника за единицу произведенной продукции. Она определяется двумя способами: 1) путем деления тарифной ставки на норму выработки; 2) путем умножения нормы времени на тарифную ставку работ соответствующего разряда [38, c. 314].

В целом систему  оплаты труда работника следует определить как установленный в соответствии с действующим законодательством способ определения заработной платы. Таким образом, система оплаты труда работника предполагает наличие определенных в соответствии с законодательством критериев, определяющих связь между мерой выполненного работником труда и размером получаемой им заработной платы. В Трудовом кодексе Республики Беларусь в качестве критериев определения размера заработной платы работника названы его квалификация, сложность выполняемой работы, количество и качество затраченного труда. Применение перечисленных критериев и позволяет определить систему оплаты труда работника.

Информация о работе Правовое регулирование заработной платы в Республике Беларусь