Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа
Таким образом, цель данного исследования состоит в анализе способов формирования и распределения заработной платы, изучении правового регулирования оплаты труда в Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучение понятия заработной платы и ее правового регулирования;
- рассмотрение тарифной сетки оплаты труда;
- отражение форм и размеров оплаты труда и нормирования труда;
- анализ структуры заработной платы;
- изучение и анализ условий и порядка выплаты заработной платы, ее правовой охраны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 5
2. ТАРИФНАЯ СЕТКА ОПЛАТЫ ТРУДА, ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ 12
3. ФОРМЫ СИСТЕМЫ И РАЗМЕРЫ ОПЛАТЫ ТРУДА. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА 18
4. СТРУКТУРА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) 29
5. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Как раньше, так и сейчас существует проблема несовершенства форм и механизмов мотивации высокопроизводительного труда. Оплата труда строго регулировалась и зависела от уровня разряда того или иного работника. В современных условиях мы напрямую столкнулись с проблемой рыночной оплаты труда и старой сохранившейся системой оплаты. При возникнувшей дешевизне труда появилось несоответствие уровня его оплаты по старой схеме - появились диспропорции. Это связано с тем, что некоторые отрасли производства могли себя экономически оправдывать, а некоторые держались на государственных субсидиях и при переходе на рыночные отношения не смогли выдержать острой конкуренции рынка. Это привело к так называемой «несправедливой» оценке труда. Неадекватность оценки труда, проигрывание росту цен, невыплаты зарплаты - все это приводит к тому, что труд перестает играть первостепенную роль в жизни общества. Данная нестабильность может порождать массу проблем: бедность работающего населения, отток высококвалифицированной рабочей силы в различные сферы, спад производства, сокращение потребительского спроса. Исходя из вышеизложенного актуальность изучения института заработной платы, способов ее формирования и государственного регулирования несомненна.
Следует отметить, что данная проблема поднималась еще в Советском Союзе, в частности А.Д. Зайкиным. Вместе с тем, большинство вопросов стало изучаться только с обретением союзными государствами независимости. Вопросы правового регулирования заработной платы изучались такими учеными как С.А.Большаков, Б.М. Генкин, Л.И. Жуковым, К.И. Кеник, Г.Р. Погосяном и др.
Таким образом, цель данного исследования состоит в анализе способов формирования и распределения заработной платы, изучении правового регулирования оплаты труда в Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучение понятия заработной платы и ее правового регулирования;
- рассмотрение тарифной сетки оплаты труда;
- отражение форм и
размеров оплаты труда и
- анализ структуры заработной платы;
- изучение и анализ условий и порядка выплаты заработной платы, ее правовой охраны.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией оплаты труда. Предметом исследования является регулирования оплаты труда работника.
Теоретической базой исследования составили труды и публикации отечественных и зарубежных ученых в области науки трудового права: Г.А. Василевич, Т.И. Заславская, С.А. Иванов, А.Э. Кривой, М.В. Молодцов, В.К. Подгруша, В.Г. Томашевский, П.А. Сорокин и др. Также использовались международные юридические документы, Конституция Республики Беларусь, нормативные правовые акты Республики Беларусь, материалы правоприменительной практики.
1. ПОНЯТИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Заработная плата является важнейшей экономической и юридической категорией. Экономика и право тесно взаимодействуют в понятии и содержании заработной платы. Причем изменения в экономике с неизбежностью влекут пересмотр правовых основ оплаты труда работников. Так, в период социализма осуществлялось строго централизованное государственное управление оплатой труда. И заработная плата как экономическая категория определялась как часть национального дохода, входящего в фонд индивидуального потребления, распределяемого государством в плановом порядке среди рабочих и служащих в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда [23, с. 9]. В юридическом смысле заработная плата в эти годы определялась в основном как вознаграждение, выплачиваемое рабочим и служащим за их труд в соответствии с его количеством и качеством по заранее установленным нормативам.
В условиях рыночной экономики заработная плата, по-прежнему оставаясь долей работника в создаваемом им доходе, соотносится со стоимостью рабочей силы. Необходимость заработной платы в поддержании жизненного уровня работников становится все очевидней. Поэтому в цену рабочей силы входят не только стоимость жизненных средств, необходимых для удовлетворения минимальных физиологических потребностей работника и членов его семьи, но и расходы по удовлетворению социальных и культурных потребностей, поддержанию трудоспособности, получению общего и профессионального образования.
Цена рабочей силы формируется на рынке труда, который в основном складывается в производственной сфере: спрос и предложение на рабочую силу устанавливает работодатель. В непроизводственной сфере (бюджетных организациях) требования к работнику как и прежде определяются в централизованном порядке.
Для уяснения экономической сущности заработной платы выделим три основные ее функции: воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую [41, с. 79]. Для первой характерно обеспечение нормального воспроизводства работников различных уровней квалификации. Заработная плата, являясь формой необходимого продукта, обеспечивает работников и членов его семьи средствами существования и развития. Суть стимулирующей функции заработной платы - установление обоснованных различий в оплате труда работников в зависимости от уровня их квалификации, сложности и ответственности выполняемых работ. Привлекательность заработной платы должна проявляться в создании преимуществ в оплате труда работников, труд которых имеет повышенную народно-хозяйственную значимость. Главным свойством регулирующей функции является способность заработной платы определять цену рабочей силы, формировать рынок рабочих мест. Размеры и темпы роста заработной платы должны складываться не стихийно, а при строгом соответствии экономических закономерностей. На уровне организации заработная плата является элементом политики управления персоналом. Организации самостоятельно определяют размеры, системы и динамику заработной платы исходя из конкретной ситуации на рынке труда [19, c. 13].
Говоря о
юридических аспектах заработной платы,
прежде всего отметим, что нормы,
связанные с оплатой и
Согласно ст. 57 Трудового кодекса Республики Беларусь заработная плата - вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.
Характеристика
заработной платы как одного из основных
элементов трудового
Таким образом, по нашему мнению, заработная плата - это установленное соглашением сторон систематическое денежное вознаграждение работника за выполнение им трудовой функции, которое работодатель обязан выплачивать по заранее установленным тарифным нормам с учетом индивидуального трудового вклада и не ниже минимального размера, установленного государством.
Необходимо отметить, что из всего многообразия возможного порядка регулирования именно сфера локального регулирования заработной платы с принятием Трудового кодекса Республики Беларусь значительно расширилась. Значительная часть централизованных правовых установлений в области оплаты труда не может быть применена без их конкретизации в локальных нормах. Организации (за исключением бюджетной сферы) самостоятельны в выборе видов, форм и систем оплаты труда, размеров тарифных ставок, должностных окладов и различных выплат. На практике наблюдается многообразие специальных фондов оплаты труда и способов распределения коллективного и индивидуального заработка. Существует множество локальных актов, связанных с различными особенностями оплаты труда в организациях. Отметим коллективный договор, положения об оплате труда, о вознаграждении по итогам работы за год, за выслугу лет, о премировании, о распределении коллективного заработка и др.
Локальные нормативные акты по оплате труда должны приниматься с учетом мнения выборного представительного органа работников и не могут ухудшать условия оплаты труда, установленные трудовым законодательством, соглашениями и коллективным договором.
Предпочтение в регулировании отношений в области оплаты труда на уровне организации отдано коллективному договору. С его помощью Трудовой кодекс Республики Беларусь предлагает решать вопросы о формах, системах и размерах оплаты труда, пособиях и компенсациях, индексации, льготах и преимуществах. Нельзя не отметить дублирование содержания коллективного договора и локального положения об оплате труда. Названные сведения по сложившейся нормотворческой практике обычно составляют суть положений об оплате. Включение же в коллективный договор вопросов оплаты труда не соответствует интересам работодателя. Дело в том, что локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения представительного органа работников, а коллективный договор - это совместная компетенция работодателя и работников. Принятие отдельных локальных источников вне рамок коллективного договора позволяет работодателю действовать самостоятельно, не прибегая к длительным процедурам, связанным с изменениями этого правового акта [19, c. 15].
Индивидуально-договорное
регулирование заработной платы
предусматривает определение
Заработную плату как вознаграждение за труд по трудовому договору отличает от аналогичных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, во-первых, то, что она является оплатой живого труда, необходимого для выполнения определенной работы. Вознаграждение по гражданским договорам представляет собой оплату овеществленного конечного результата труда. Во-вторых, для заработной платы характерна высокая степень гарантированности в виде государственных стандартов оплаты труда работников и методов правового регулирования.
Заработную плату как вознаграждение за выполнение определенной работы отличает отсутствие этого признака в гарантийных и компенсационных выплатах. Гарантийными признаются выплаты, производимые работникам при их отвлечении от работы в организации по причинам, признаваемым законом уважительными. Компенсационными считаются выплаты, связанные с возмещением расходов, которые в связи с трудовой деятельностью в установленных случаях несет работник [19, c. 16].
Основу правового
Указ Президента от 28 января 2006 г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции» [11]. В соответствии со ст. 58 Трудового кодека Республики Беларусь индексация заработной платы осуществляется в связи с инфляцией, а также при несвоевременной ее выплате в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
Индекс потребительских цен исчисляется в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь, и ежемесячно (не позднее 20-го числа следующего месяца) публикуется в республиканских средствах массовой информации, в том числе нарастающим итогом с начала года и с момента предыдущей индексации. Индексация заработной платы осуществляется на величину индекса потребительских цен с корректировкой для различных частей дохода по шкале нормативов.
Декрет Президента от 18 июля 2002 г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» [10].
Оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
Данная норма распространяется на все коммерческие организации, независимо от формы собственности, и индивидуальных предпринимателей, применяющих наемный труд.
Постановление Министерства труда и социальной защиты от 20 сентября 2002 г. № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» oпределен порядок применения Единой тарифной сетки для работников производственных отраслей экономики с учетом их специфики [13].
Итак, право рассматривает заработную плату как элемент трудового правоотношения.
Информация о работе Правовое регулирование заработной платы в Республике Беларусь